Наталья не обрадовалась предложению супруга забрать к ним на зиму бабушку, только выбора особенного не было.
- Ну, сама посуди, она уже пожилая, самостоятельно справляться с домашними делами тяжело, мы зимой в деревню часто мотаться не сможем, - приводил доводы Руслан. - К тому же, это она уступила нам свою квартиру и за город перебралась.
Для Наташи именно этот довод и являлся решающим, потому что Антонина Петровна действительно после свадьбы предложила им перебраться в свою двушку.
- Не годится молодой семье по чужим углам скитаться, - сказала она тогда. – Я, как овдовела, одна живу, на даче работы много и все условия для нормальной жизни там есть. А у вас жизнь семейная только начинается, вам нужнее, так что вопрос решён.
- Дети могут и с нами пожить или пока арендовать квартиру, - решил сказать тогда свое слово отец Руслана.
- Я так решила и точка, - уверенно сказала Антонина Петровна и отбыла на дачу.
Прошлую зиму она отказалась от переезда к родственникам, сама справлялась с печкой и приготовлением еды. Но в начале весны упала, руку сломала и до конца так и не восстановилась. В деревенском доме не было центрального водоснабжения и отопления, поэтому приходилось воду из колодца таскать и печь топить. Тяжело ей было одной, а Руслану было жаль бабушку, вот он и предложил временный переезд к ним. Она до последнего сопротивлялась, а потом согласилась.
- Твои родители меня тоже звали, но там же ещё твой брат с семьей и полная квартира людей без меня, - вздыхала Антонина Петровна.
- Вот и живи с нами, втроем точно разместимся, - уговаривал Руслан.
Антонина перебралась и в проходной комнате разместилась на диване. Только раздражала она Наташу и та ничего не могла с собой поделать. В выходные дни хотелось подольше поспать, а бабушка вставала рано и предпочитала сразу завтракать. В будние дни молодежь на работу торопилась, а неторопливая Антонина Петровна под ногами путалась. Такие мелочи собирались во множество проблем и выливались в нервозность.
- Ну, потерпи немного, - просил Руслан жену. - Бабушка весной обязательно на дачу вернётся, а мы опять себе хозяевами будем.
Больше всего Наталью бесила любознательность Антонины Петровны, которая каждый вечер пыталась узнать, как у молодых день прошел, и рассказывала о своих делах. Они сводились к обсуждению сериалов, местных новостей и воспоминаниях. Иногда девушке удавалось сдерживаться, но с каждым днём это было всё сложнее. Руслан понимал, что жена в любой момент может сорваться, но выхода не было, не мог он бабушку посреди зимы в деревню отправить.
- Я не дотяну до весны с твоей бабулей, - возмущалась Наталья перед Новым годом. - Она везде лезет, меня жизни учит и никакого личного пространства не остаётся.
Антонина Петровна никаких проблем не видела, ей очень понравилось жить с внуком и его женой. Наталья, по мнению пожилой женщины, была своеобразной барышней, но в целом с ней можно было найти общий язык. Она не хамила, просто иногда с каменным лицом смотрела и молчала. А к весне у пенсионерки стало сердце прихватывать, и она решила по врачам походить. Бесконечные исследования и лечение затянулись, Антонина Петровна уже давно должна была уехать в деревню, но теперь не могла.
- Сколько это будет ещё продолжаться? – спрашивала мужа Наташа. - Сейчас твоя бабушка лечит сердце, потом ещё что-то придумает и так до бесконечности. А там не за горами – новая зима, и она опять останется у нас?
- Ну не выгонять же мне родного человека из её же собственной квартиры? - злился Руслан.
В последнее время супруги часто ссорились и спокойно разговаривали только при бабушке, чтобы она лишние вопросы не задавала. Антонина Петровна и не вмешивалась, только искоса смотрела и интуиция ей подсказывала, что что-то странное в их квартире происходит, только напрямую никто не говорит.
Но однажды случилась неприятная сцена, и пришлось срочно что-то решать. Антонина Петровна случайно задела чашку невестки и та вдребезги разбилась после падения на пол.
- Вы это специально сделали? - больше не пыталась сдерживаться Наталья.
- Что ты имеешь в виду, внучка? - расстроилась женщина. - Случайно не удержала и разбила посуду.
- Зачем вы вообще трогаете наши вещи, лезете к посуде и пытаетесь тут порядки устанавливать? - перешла на крик Наталья.
- Мне казалось, я никому не мешаю, и мы мирно живём, - как-то сразу поникла бабушка. - За чашку не переживай, у меня на даче сто штук есть и красивей этой, так что любую выбирай.
- Не нужны мне ваши подарки и сама всё куплю, только оставьте уже нас в покое, - вылетела после этой фразы Наташа, громко хлопнув дверью.
- Не нужно так остро реагировать, - просил её потом Руслан. - Я уверен, что бабушка не хотела навредить специально, просто купи себе новую чашку и не раздувай из мухи слона.
Наташа плакала от злости и обиды, только признаться в этом не могла. Ей было неловко и стыдно из-за того, что сорвалась на пожилого человека. Не так её родители воспитывали. Только Наталья не чувствовала себя хозяйкой в квартире, когда Антонина Петровна поселилась с ними. Она так сильно хотела от неё избавиться и всё ждала весны, потеплело, но бабушка так и не возвращалась на дачу.
Иногда Наталье даже казалось, что она специально отговорки придумывает и время тянет, чтобы подольше в городе оставаться. Ещё её бесило, что Руслан никогда слова против не говорит и постоянно защищает бабушку, а не её. Там было ещё много причин и поводов для переживаний, в вихре которых Наташа провалилась в сон.
На следующее утро она пораньше из дому сбежала, потому что стыдно было Антонине Петровне в глаза посмотреть, девушка винила себя за вчерашний срыв. Целый день ходила в плохом настроении и планировала прощения попросить после возвращения домой. Только вечером бабушку она дома не застала, Антонина Петровна уехала в деревню.
- Можешь быть довольна, твоя взяла, и бабуля больше не захотела оставаться с нами, - устало говорил Руслан.
- Она сказала, что я в этом виновата?
- Нет, просто сказала, что пора, - грустно продолжал мужчина.
Теоретически Наталье должно было стать легче, поскольку её мечта исполнилась и теперь она опять могла быть хозяйкой в доме, и делать всё, что захочется, без оглядки на родню. Только почему-то радостного настроения не было, да и муж косо смотрел. Правда в итоге помирились, и Наташа обещала ему обязательно поехать в гости к Антонине Петровне с большим тортом и прощение попросить. Только постоянно поездку откладывала из-за занятости на работе. Даже обещание мужу дала, что в отпуск точно поедут в деревню и обязательно помогут бабушке работать на огороде. Но опять ничего не получилось, и вырваться удалось только ближе к осени.
- Я хотела у вас прощения попросить, - сказала Наташа, как только они остались наедине в комнате. - Не обижайтесь на меня и обязательно приезжайте к нам на всю следующую зиму. Ладно?
- Так я уже и забыла, а мы разве ругались или ты меня обидела чем? Ничего не помню, - не отвлекалась от приготовления угощений Антонина.
«Может и правда бабушка всё забыла, теперь моя совесть точно будет спокойна, - убеждала себя Наташа. - Возраст и провалы в памяти всё помогли исправить».
Когда Руслан с женой домой уезжали, бабушка им полные сумки гостинцев собрала, чтобы не покупали ничего. Уже дома, разбирая пакеты, Наталья нашла в коробочке красивую чашку, похожую на разбитую Антониной зимой.
Не забыла бабуля ничего, только выяснять отношения и злобу таить не умела. Она же внука любила, а значит, и жену его принимать должна была должным образом. Ну а конфликты со всеми случаются, просто заострять внимание на них не стоит. Антонина Петровна привыкла жить по совести, и чтобы никому обузой не быть. На зиму осталась в своём доме, хотя сын и внук к себе звали, не захотела, решила, что так всем спокойнее будет.