Найти в Дзене
Музей МХАТ

Мятущиеся души. Ко дню рождения Татьяны Лавровой

Сегодня, 7 июня, день рождения народной артистки РФ Татьяны Евгеньевны Лавровой (1938 – 2007). Повод вспомнить эту уникальную актрису, сыгравшую на сцене Художественного театра немало ярких ролей. 

Татьяна Евгеньевна Лаврова
Татьяна Евгеньевна Лаврова

Московский Художественный театр ее принял еще в юности – да как принял! Лавровой, едва окончившей Школу-студию МХАТ, предложили роль Нины Заречной в «Чайке», которую ставили Иосиф Раевский и ее мастер курсаВиктор Станицын. В спектакле, премьера которого состоялась в 1960 году,играли корифеи МХАТа (Алла Тарасова, Ольга Андровская, Павел Массальский, Михаил Болдуман), но у него был один серьезный недостаток – в нем все было «слишком правильно», слишком респектабельно-усредненно. МХАТ переживал не лучшие времена, управлялся художественной коллегией и испытывал острую нехватку театральных идей и свежих сил. 

Татьяна Лаврова – Нина, «Чайка», МХАТ, 1960 г.
Татьяна Лаврова – Нина, «Чайка», МХАТ, 1960 г.

Конечно, 22-летняя Татьяна Лаврова, с ее огромными, по-детски удивленными глазами смотрелась в этой «Чайке» все равно хорошо – видно было, что она и одарена, и полна пленительного трепета юности, но их дуэт с Треплевым в исполнении Юрия Пузырева получился довольно прямолинейным и сентиментальным. «Поневоле приходишь к выводу, что в “Чайке” увидели всего только мелодраму утраченных девичьих грез, всего только драму несостоявшейся литературной карьеры», – писал в своей рецензии на «Чайку» Раевского и Станицына критик Константин Рудницкий.

Алексей Баталов – Гусев и Татьяна Лаврова – Леля, фильм «Девять дней одного года», 1961 г.
Алексей Баталов – Гусев и Татьяна Лаврова – Леля, фильм «Девять дней одного года», 1961 г.

Наверное, МХАТ тогда был действительно не для нее. Молодой актрисе нужно было творческое дело, больше отвечающее духу времени. Ведь Татьяна Лаврова выросла в семье людей, которые в молодости былипервопроходцами, смело реализовывали себя в выбранной профессии. Ее родители работали кинооператорами. Сегодня больше известен ее отец –Евгений Андриканис, снявший немало художественных фильмов, в том числе и прогремевшую в начале войны благодаря своей камерной лирической интонации «Машеньку». Евгений Николаевич также был режиссером документального кино, писал сценарии, а в 60-е годы ушел в новую, активно развивавшуюся тогда область, – на телевидение. Мама Татьяны Галина Пышкова в свое время тоже выбрала ремесло кинооператора, что было смело, ведь эта профессия считалась мужской. Родители развелись, когда Татьяне было 12, и это оставило большой след в ее душе. Уже с 17-ти лет девушкачувствовала себя независимой, сама выбирала свой путь. И во МХАТе в 22 года не задержалась – в 1961 году ее пригласили в самую передовую труппу Москвы, театр-студию «Современник».

Иннокентий Смоктуновский – Куликов и Татьяна Лаврова – Леля, фильм «Девять дней одного года», 1961 г
Иннокентий Смоктуновский – Куликов и Татьяна Лаврова – Леля, фильм «Девять дней одного года», 1961 г

На тот момент Татьяна Лаврова уже была звездой. На экраны страны вышел фильм Михаила Ромма «Девять дней одного года», история про физиков-ядерщиков, где Татьяна сыграла Лелю, которая находится в центре любовного треугольника, выбирая между одержимым Гусевым (Алексей Баталов) и вальяжным Куликовым (Иннокентий Смоктуновский). Удивительные, честные и чистые, отношения, связывающие этих троих, ломкий, ранимый, нежный образ Лели, интеллектуальное напряжение фильма, актуальность темы ядерных исследований – все это покорило зрителей. Леля, в чьих прекрасных миндалевидных глазах, кажется, навсегда затаилась печаль, стала одним из символов эпохи оттепели, а Татьяна Лаврова обрела свою актерскую тему. С тех пор она часто играла женщин тонких, нервных, щедро одаренных от природы и умом, и красотой, но не слишком счастливых. Мятущихся.

В роли Гитель, с Михаилом Козаковым – Джерри, «Двое на качелях», «Современник», 1961 г.
В роли Гитель, с Михаилом Козаковым – Джерри, «Двое на качелях», «Современник», 1961 г.

Такой стала ее Гитель в спектакле Галины Волчек «Двое на качелях». ДрамаУильяма Гибсона, в которой Лаврова выходила в паре с Михаилом Козаковым, была хитом «Современника». Казалось, Гитель Лавровой погибает от одиночества, и что эту ее жажду любви не насытить – и дело не в том хорош или нет Джерри, свободен он или нет, дело в первую очередь в ней самой, в ее неизбывной тоске по родственной душе, по Другому. Эта внутренняя дрожь угадывалась и в ее Кате из спектакля «С любимыми не расставайтесь», и в Раневской из «Вишневого сада», и в Полине Андреевне из «Чайки».

В роли Аркадиной, с Александром Калягиным – Тригориным, «Чайка», МХАТ, 1980 г. Фото Игоря Александрова
В роли Аркадиной, с Александром Калягиным – Тригориным, «Чайка», МХАТ, 1980 г. Фото Игоря Александрова

В 1978 году по приглашению Олега Ефремова она перешла во МХАТ.Знаменитый театр, в котором Олег Николаевич собирал «актерскую сборную страны», и большая актриса с очень личностной и индивидуальной темой наконец совпали. Это стало понятно в «Чайке» 1980 года, где Лаврова вышла в роли Аркадиной. В спектакле, сплошь состоящем из звезд, ее Аркадинастала одним из важнейших камертонов. Конечно, у этой героини была своя драма. «Татьяна Лаврова играет Аркадину с тонким проникновением в суть и ощущением общей темы спектакля. Аркадина–Лаврова – элегантная женщина, но призрак приближающейся старости преследует и ее. Поэтому она так нервна, так неспокойна. Поэтому она так моложава, так следит за собой, поэтому ее так пугает увлечение Тригорина Ниной. Сцена с Тригориным из третьего действия – для нее последняя проба сил; проиграть этот психологический поединок – значит подписать себе приговор, согласиться на то, что на театральном языке означает переход в другое амплуа, из героини в комические старухи. И Аркадина–Лаврова проводит эту сцену на пределе человеческих и женских сил, без всякого вульгарного актерства», – описывал игру актрисы критик Вадим Гаевский.

Сцена из спектакля «Чайка»: «игра в лото». МХАТ, 1980 г. Фото Игоря Александрова
Сцена из спектакля «Чайка»: «игра в лото». МХАТ, 1980 г. Фото Игоря Александрова

Важным событием для МХАТа тех лет стал спектакль Олега Ефремова«Наедине со всеми» по пьесе Александра Гельмана. Еще одна драма на двоих, история супружеских отношений, где в паре с Лавровой выходил самЕфремов. В основе конфликта лежал проступок героя, повлекший за собой трагические последствия, который Наташа, героиня Лавровой, не могла простить. Действуя страстно, иногда провокационно, Наташа пыталась вывести мужа на откровенный разговор, и следить за этой битвой было увлекательно. 

В роли Наташи, с Олегом Ефремовым – Голубевым. «Наедине со всеми», МХАТ, 1981 г. Фото Игоря Александрова
В роли Наташи, с Олегом Ефремовым – Голубевым. «Наедине со всеми», МХАТ, 1981 г. Фото Игоря Александрова

Вот как описывал героя Ефремова и его диалоги с женой Анатолий Смелянский: «Это был крупный человек, обладавший дьявольской изворотливостью, бесстыжей искренностью, полным пониманием ситуации и полной неспособностью этой ситуации противостоять. “Такие, как я, на себе все тащат”, – агрессивно и яростно провозглашал начальник стройки своей жене, которая, как ему казалось, даже понять не может своими библиотечными мозгами всю государственную мудрость голубевскогоповедения. И когда в ответ Наташа – Татьяна Лаврова задавала детский вопрос: “Куда?” – Голубев – Ефремов вдруг сникал и огрызался: “Куда надо…”».

В роли Актрисы, «Перламутровая Зинаида», МХАТ, 1987 г. Фото Игоря Александрова
В роли Актрисы, «Перламутровая Зинаида», МХАТ, 1987 г. Фото Игоря Александрова

Татьяна Евгеньевна играла в «Серебряной свадьбе» Мишарина и «Колее» Арро, горьковских «Варварах» и «Московском хоре» Петрушевской, «Венецианском антикваре» Гольдони и «Молочный фургон не останавливается больше здесь» Уильямса. Конечно, было чувство, что она могла бы реализовать свой уникальный актерский дар больше и полноценнее. Но, наверное, так бывает практически со всеми большими артистами…

В роли миссис Гофорт, с Сергеем Шкаликовым – Кристофером, «Молочный фургон не останавливается больше здесь», МХАТ, 1992 г. Фото Игоря Александрова
В роли миссис Гофорт, с Сергеем Шкаликовым – Кристофером, «Молочный фургон не останавливается больше здесь», МХАТ, 1992 г. Фото Игоря Александрова

«Люблю ли я свою профессию? Я знаю только одно: это непостижимая профессия. В актерской профессии нет предела, и нет предела в постижении этой профессии. Никогда за все годы работы у меня не было такого чувства, что я подошла к этому пределу, к самой наиподлиннейшей правде. Никогда не было такого чувства, что вот она, синяя птица. Мы все время в поисках, в ожидании синей птицы». Это слова Татьяны Евгеньевны Лавровой.

В роли Любы, с Софьей Пилявской – Нетой и Ангелиной Степановой – Ликой, «Московский хор», МХАТ, 1988 г. Фото Игоря Александрова
В роли Любы, с Софьей Пилявской – Нетой и Ангелиной Степановой – Ликой, «Московский хор», МХАТ, 1988 г. Фото Игоря Александрова

Фото из фондов Музея МХАТ и свободных источников