Найти в Дзене
Форточка в СССР

Образование в СССР : как учились советские школьники- реальная история очевидца

Я родилась и выросла на Крайнем севере в Магаданской области . В школу я пошла в 1968 году. В северных поселках была только начальная школа , а затем мы учились в школе-интернате за сто километров от поселка , в райцентре. Понятное дело - небольшой поселок , детей немного , два учителя на всю школу. Интересно так вспоминать: один ряд парт - первый класс , второй ряд парт - третий класс. Один учитель. Представьте себе : у малышни чистописание (до сих пор на пальце мозоль осталась от перьевой ручки) , а старшие стихи наизусть читают. Рот раскроешь и слушаешь , пока учитель не сделает замечание. Вот так и учились , да ещё и отличниками были! Времена в образовательной системе СССР были разные в зависимости от политических и экономических ситуаций (война , разрушенная экономика и многое другое). Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающе
Оглавление

Я родилась и выросла на Крайнем севере в Магаданской области . В школу я пошла в 1968 году. В северных поселках была только начальная школа , а затем мы учились в школе-интернате за сто километров от поселка , в райцентре. Понятное дело - небольшой поселок , детей немного , два учителя на всю школу.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Интересно так вспоминать: один ряд парт - первый класс , второй ряд парт - третий класс. Один учитель. Представьте себе : у малышни чистописание (до сих пор на пальце мозоль осталась от перьевой ручки) , а старшие стихи наизусть читают. Рот раскроешь и слушаешь , пока учитель не сделает замечание. Вот так и учились , да ещё и отличниками были!

Немного истории:

1940 год

Времена в образовательной системе СССР были разные в зависимости от политических и экономических ситуаций (война , разрушенная экономика и многое другое).

  • Постановлением СНК от 2 октября 1940 года № 1860 вводится платное обучение:
Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.

✔ Для учащихся 8-10 классов средних школ были установлены следующие размеры платы за обучение:

  • В школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик - 200 рублей в год.
  • Во всех остальных городах, а также селах - 150 рублей в год.

✔Для ВУЗов СССР были установлены размеры оплаты за обучение повыше:

  • В ВУЗах , находящихся в городах Москва, Ленинград и столицах союзных республик - 400 рублей в год.
  • В ВУЗах, находящихся в других городах - 300 рублей в год.
  • В художественных, театральных и музыкальных - 500 рублей в год.
Плата за обучение взималась в соответствующих учебных заведениях два раза в год: 1 сентября и 1 февраля.

Много это или мало - нам сейчас трудно говорить об этом , но по статистике средняя зарплата в тот год была 339 руб./месяц. Даже если указанная средняя зарплата завышена, и в реальности рядовой рабочий или крестьянин мог получать всего 200 или 100 рублей в месяц, все равно указанные деньги за обучение не выглядят неподъемными. Хотя деньги лишними не бывают...

Впрочем, опыт с введением советской властью платы за общее образование в 1940 году был не первым. Ещё в 1921 году Наркомпрос РСФСР разъяснял: "Введение платности означает, что государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию и вынуждено частично возложить эти расходы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей".

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Вот что интересно : постановление о платном обучении было принято в один день с указом "О государственных трудовых резервах СССР", по которому альтернативой платного обучения для молодежи могло стать рабочее образование. Колхозы и горсоветы обязывались мобилизовать в ремесленные, железнодорожные и фабричные училища определенное количество молодых людей в возрасте 14-17 лет.

Выпускники таких учебных заведений должны были проработать (как минимум) четыре года на государственных предприятиях. Не скрывалось, что это делается для "притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы". В военных училищах обучение было бесплатным .

1956 год

фото из открытых источников
фото из открытых источников

В июне 1956 года в СССР отменили плату за обучение в старших классах школы и в ВУЗах. Как сообщала официальная печать, тем самым правительство расширило "фактические гарантии права на образование". Уже через несколько лет количество учащихся в стране значительно возросло. Образование стало более доступным.

1958 год

В декабре 1958 года был принят закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", вводивший обязательное восьмилетнее образование. При этом учащиеся 9-10 классов должны были два дня в неделю работать на производстве или в сельском хозяйстве. Для поступления в ВУЗ теперь требовался стаж работы не менее двух лет после окончания школы.

1977 год

В этот год в Конституции СССР официально закрепили право на бесплатное образование :

Статья 45. Граждане СССР имеют право на образование.
Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

Моя история обучения

Я росла и училась в беззаботные и сытые 60-70-е годы. Мои родители точно знали , что всё моё обучение : среднее образование (включая школу-интернат , где мы учились на полном обеспечении государства, а родители присылали деньги на "коврижки") и высшее образование я получу бесплатно. Это так и случилось. Закончив среднюю школу , я поступила без проблем в институт.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Причем я уже твердо знала , что по окончании ВУЗа буду распределена по направлению и добросовестно отработаю 3 положенных года . Ко времени окончания (1983 год) я успешно вышла замуж за сокурсника и мы распределились в Орловскую губернию.

Надо сказать , что место распределения зависело от успехов по окончании института. Я распределялась второй из потока и почему-то мы с мужем выбрали место подальше от родителей 😉. Хотя могли остаться в городе , где учились.

Работали в районном управлении сельского хозяйства в отделе капитального строительства (окончили факультет сельскохозяйственного строительства) , Зарплата была 150 руб/месяц. Для молодых инженеров отличная! Проработали целых 6 лет и вернулись в родные пенаты. Всё логично и понятно : кто-бы нас взял без опыта работы на предприятие , да ещё с неплохим окладом? А тут сразу работа , через месяц квартиру дали. Всё было отлично! Мои дети ,к сожалению , учились уже по-другому.

Качество образования

Когда мы учились в школе , то твердо были уверены, что советское образование самое лучшее в мире. Конечно , пропаганда существовала, но в том числе благодаря ей в рекордно сжатые сроки была ликвидирована безграмотность населения, образование стало общедоступным, а такого количества Нобелевских лауреатов и победителей международных олимпиад, сколько их насчитывалось ежегодно в советское время, не было до сих пор.

" В послевоенные годы в СССР возникла космическая, поднялась оборонная промышленность. Все это не могло вырасти из ничего. Все основывалось на образовании. Поэтому можно утверждать, что наше образование было неплохим". Так в своё время говорил педагог-новатор Виктор Шаталов.

Когда мы учились в школе или В ВУЗе мы твёрдо знали ,что :

  • оценки по предметам соответствовали полученным знаниям. В наше время не боялись ставить двойки и тройки даже за год. Статистика по классам, конечно, играла роль, но не имела первостепенное значение. Двоечника могли оставить на второй год: это был не только позор перед другими детьми, но и мощный стимул взяться за учебу. Оценку нельзя было купить: приходилось учиться, ведь по-другому заработать отличный результат было невозможно.
  • слабый ученик не оставался один на один со своими проблемами и неудачами. Отличника прикрепляли к двоечнику и он занимался, пока двоечник не добьется успехов. Для сильных это тоже была хорошая школа. (Хотя иногда это ох как не нравилось обеим сторонам!)
  • равные условия для всех. Общественный статус и материальное положение родителей ученика никак не влияло на результаты в школе (если только сами учителя не "заигрывали " с родителями). Все дети находились в равных условиях, учились по одной программе, поэтому дорога была открыта для всех. Школьных знаний было достаточно, чтобы поступить в ВУЗ, не нанимая репетиторов.
  • упор был не только на обучение, но и на воспитание. Школа охватывала свободное время ученика, интересовалась его увлечениями. Секции, внеурочные занятия, которые были обязательными, почти не оставляли времени на бесцельное времяпровождение и порождали интерес к дальнейшему обучению.

фото из открытых источников
фото из открытых источников
  • наличие бесплатных факультативных занятий. У нас в школе, кроме обязательной программы, регулярно проводились факультативы для желающих. Занятия по дополнительным дисциплинам были бесплатными и доступными для всех, у кого было время и интерес их изучать.
  • учителей уважали и относились к их профессии как к ценному и общественно значимому труду. О школе снимали фильмы, слагали песни, представляя в них педагогов как интеллигентных, честных и высоко моральных людей, на которых нужно равняться. Быть учителем считалось почётно.

А что в итоге

Как бы мы с вами ни старались сегодня отыскать "ложку дегтя" в советской системе образования, её достоинства остаются очевидными. Возможно, настанет время, и мы вернемся к опыту СССР, взяв его положительные стороны с учетом современных требований общества.

А что вы думаете на эту тему? Буду рада , если поделитесь своими историями в комментариях.

Спасибо , что прочитали мою историю. Если вам понравилась моя статья буду благодарна если вы подпишитесь на канал и оставите оценку под данной публикацией, а также не забывайте про мой Telegram канал "Форточка в СССР".

До новых встреч!

Так же рекомендую посмотреть: