У нас фильм называется «Фуриоса: Хроники Безумного Макса». В оригинале почти так же, «Furiosa: A Mad Max Saga». И я мог бы с самого начала шуткануть – фильм «Безумный Макс» но без Безумного Макса. Однако, спойлер, спойлер, это не совсем так. И сам Мэд Макс тут есть, и даже его восьмицилиндровый «Интерцептор». В гомеопатических дозах, правда.
Но, как и предыдущий «Мэд Макс», этот фильм опять не про Мэд Макса.
Да, два момента. Первое. Пусть эти «Впечатления» уже не претендуют на актуальность и «погорячеследовость», но поделится ими мне, всё же, хотелось бы. Потому это уже больше «размышления», а не «впечатления». Второе, первые три фильма, с Мелом Гибсоном, «Безумный Макс» 1979-го, «Воин дороги» 1981-го и «Под куполом грома» 1985-го я вполне себе знаю и смотрел. Да, смотрел не сразу после выхода, а уже в девяностых. Зато в соответствующем возрасте, в возрасте «целевой аудитории». (Правда, в отличие от какого-нибудь «Водного мира» с Кевином Костнером, где всё то же самое, но не в австралийской пустыне, а в мировом океане, пересматривал «Максов» я только один раз, и только «Воина дороги»). И делясь тут впечатлениями, «первым» я буду называть не фильм 1979 года, а фильм «Безумный Макс: Дорога ярости» 2015-го. Потому как тот фильм и во всей серии «сам по себе», и нынешняя «Фуриоса» является дополнением именно к нему.
Кстати, у всех фильмов серии один «создатель» и режиссёр – Джордж Миллер. Который, как внезапно оказалось, на самом деле Георгий Дмитриевич Милиотис, сын греческих «понаехавших» и «австралиец в первом поколении».
Чем был первый, 2015 года, фильм? Сценарно и сюжетно – совершенно одноклеточным и прямолинейным до зубовного скрежета приключением. Но при этом – классным приключением. Можно сказать, залихватским приключением.
«Усталость забыта, колышется чад, с снова моторы, как сердце стучат. И нет нам покоя, гори, но живи! Погоня, погоня, погоня, погоня в горячей крови!».
Такой драйв, такой кайф! Бездумный постапокалиптический высокооктановый боевик высшей пробы.
Выйдя с киносеанса хотелось либо самому сесть за баранку боевой фуры, мчащейся по Дороге Ярости прямиком в Вальхаллу, к чи-бургерам и аква-коле. Либо вернуться в кинотеатр и посмотреть фильм ещё раз. «Запомните меня!».
Не смотря на название, фильм 2015-го был не столько о бывшем офицере Максе Рокатански, сколько о Шарлиз Терон, пардон, о Фуриосе. И это было правильно. Новое время, новые герои.
Тут вы меня спросите – что ты всё про предыдущий фильм, когда про этот-то начнешь? В том то и дело.
Да, «послевкусие» после фильма у меня было вполне положительное. Какие там «сценарные огрехи», какие там «логические дыры», о чём вы, фильм из них состоит не про это.
Но вот, спустя десять дней, выждав, пытаюсь вспомнить новый фильм – а вспоминается только старый.
Как я уже говорил, «Дорога ярости» – бездумный драйв ради драйва, бензин и адреналин в одном флаконе, его смотришь для эмоций, а не для размышлений и наслаждаешься.
«Фуриоса» казалось бы такая же, но… Но невозможно войти в одну пустыню дважды.
О «приквеле сиквела», об истории становления «воительницы Фуриосы», заговорили чуть не сразу после выхода фильма 2015 года. Оно понятно, историю про самого Макса уже двигать некуда, а тут новый колоритный персонаж появился, именно про неё и надо снимать.
Но дело тянулось, сопли жевались, денег на новый фильм никто давать не хотел. С момента взрыва в 2015-м той киношной дизельпанковой бомбы прошло почти десять лет. Дебоширу Тому Харди стукнуло сорок шесть, крашеной блондинке Терон – сорок восемь. А Несмертный Джо, Хью Кейс-Бирн, снимавшийся у Миллера ещё в фильме 1979 года, умер.
Наконец денег дали и фильм сняли.
Получилось, увы, вторично. Не новая история, не важно, примитивная или заумная. А прикольные моменты старой истории, пересказанные и перепоказанные заново.
Что в фильме есть?
Есть постапокалипсис, есть австралийская пустыня с её «полюсом недоступности», есть дизельпанк и ревущие моторы, есть эстетика металла и бензина, сажи и ржавчины, крови и копоти.
Есть на удивление хорошие образы. Категорически не люблю ни лупоглазую Аню Тейлор-Джой, ни слащавого Криса Хемсворта, но тут оба они к месту. Она – удачно загримирована и молчалива (плюс треть фильма не она вовсе, а десятилетняя девочка). Он – удачно загримирован, словоохотлив и придурковат.
Есть мегатонна фансервиса. Вы же помните персонажей фильма 2015 года? Помните, да? Нате, нате их, с совковой лопаты! Как, не помните?! Надо их раскрыть и пояснить новому зрителю? Нет! Вот вам Оружейник, вот вам Людоед, вот Органомеханик, Риктус Эректус и далее по списку вплоть до самого Несмертного Джо. Кучу персонажей и актёров подтянули чисто для «узнавания».
Если в первом фильме отсутствие сценария шло скорее на пользу (ну да, действие подпровисло в финале, но норм), то тут присутствие «сценария» скорее во вред.
(Ща спойлеры попрут!).
Первая треть, там, где самая сценарная завязь – охуныние. Хоть там и девочка прикольная и пустынный пророк Хемсворт-Дементор тоже прикольный. (Дементор? Ментор, страдающий деменцией? Ок). Но именно в первой трети, с первых кадров, нам напоминают, как тут принято обращаться с логикой: юная Фуриоса «подкрадули-стайл» перерезает топливный шланг на байке одного из рейдеров, нам прям показывают льющейся бензин – и дальше, всю получасовую погоню, об этой диверсии вообще не вспоминают. Ружьё Бондарчука-младшего как оно есть.
Вторая треть, после логических сюжетных бездн – круто. Вот тут старина Миллер жжёт напалмом. Опять драйв, кайф, погони, бензак, скорость, огонь, пыль, адреналин, кровь-кишки-распи… (впрочем, весь натурализм больше подразумевается, чем показывается). Заодно нам демонстрируют, что «император Фуриоса» – не смотря на всю свою крутость – нормальная женщина традиционных воззрений. Минимум сюжета – максимум действия.
Последняя треть – опять традиционное провисание. Не рассказывай мне закадровым голосом о «Сорокадневной войне за Пустошь» – покажи мне её. Нет, не так, покажи подробнее... (Плюс внезапный фоллаутовский Гарольд, который дерево).
Плюс, главное – отсутствие перехода между молодой и дерзкой двадцатипятилетней Фуриосой, и сорокалетней уставшей и разочаровавшейся Фуриосой. Хотя, вроде бы, ради этого весь фильм и затевался.
Фильм не так уж плох, пока его смотришь. (Постапок-дизельпанк, р-р-р!).
Фильм не так уж плох по выходе из кинотеатра. (Постапок-дизельпанк, р-р-р!).
Но по прошествии времени понимаешь, что исходный фильм 2015-го ты помнишь лучше, чем только что просмотренный фильм 2024-го. Хоть он был тот же постапок-дизельпанк, р-р-р!
Вторичность, фансрвис и попытка заработать новые аплодисменты старыми фокусами.
Когда фильм затрофеят в хорошем качестве – я его, безусловно, скачаю в коллекцию. Но, в отличие от фильма 2015-го, пересматривать не буду. (А если и буду, то только под пиво и только драйвовые погони в середине).
Как итоговый вердикт: если всё равно собирались идти смотреть фильм – идите, отговаривать не буду. Если всё равно не собирались – не идите, уговаривать не буду. Ничего не потеряете и ничего не приобретёте.
Я ждал этот фильм, я его с некоторым удовольствием посмотрел, но, в отличие от великого фильма 2015-го года, рекомендовать неподготовленным зрителям я его не могу.