Найти тему
Если хотите знать...

Природа Женская, Природа Мужская

Почему женская природа - принимающая, пассивная? Женщины же приносят много любви в мир, отдают себя полностью семье и детям, часто активны в жизни и в заботе о других.

Вопрос весьма глубокий. - И прежде всего заметим, что сделанные Вами справедливые замечания опровергают не столько указанное различие между женской и мужской природой, сколько его абсолютный характер - как о том и сказано в краткой цитате из ОСК РПЦ .

Но шире - тут, конечно, огромный простор для мысли. Достаточно посмотреть на первое Ваше слово, "Почему...?" - Помните, конечно, что еще со времен Аристотеля различали четыре разновидности причины: существенную, материальную, действующую и целевую... - И поскольку в данном формате невозможно вполне охватить этот предмет, зададим такой вопрос в качестве исходной позиции: в чем состоит принципиальное различие между двумя полами?

  • Первый ответ, наиболее "популярный" - принципиального различия НЕТ (как между метрической и дюймовой резьбой). Если этот ответ принять, то разговор закончен... - Но мы его отвергаем и добиваемся формулировки различия. Что это?
    - анатомия?
    - физиология?
    - телесная сила?
    - способность к деторождению?
    Понятное дело, что такие попытки бесплодны.

И здесь, шагнув от философии к богословию, мы находим помощь. Бог-Логос стал человеком мужского пола, Иисусом из Назарета. В чем специфика Божественной природы Творца по отношению к человеку, к Своему Творению?

Вот отсюда и идет дальнейший разговор. Исходную позицию дает нам отношение Бога ко всему человеческому роду, как оно представлено в Св. Писании Ветхого и Нового Заветов. Мы видим здесь многочисленные метафоры и притчи, в которых Бог уподобляется мужу, а человек – вне зависимости от своего физического пола – жене или невесте. В Послании к Ефесянам апостол Павел уже прямо и обстоятельно сопоставляет любовь Бога к людям с любовью мужа к жене, о чем мы читаем каждый раз при венчании брака.

В этой параллели с Божеством раскрывается фундаментальное свойство мужского начала – дающего, действенного, активного. Единый источник бытия, податель всех благ – Сам Бог; подлинный архетип мужской природы – Сам Бог, почему и о Сыне Божием сказано: «Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть».

Всем нам, земнородным мужчинам, дано быть мужчинами по отношению к сотворенному миру, к людям, – и в то же самое время оставаться невестами по отношению к Творцу… Отсюда «надлом», противоречивость, внутренний конфликт мужской природы, непостижимая сложность нашей жизненной задачи: реализовать свое мужество, сохраняя человечность. Поистине, «У человек сие невозможно, у Бога же вся возможна».

Напротив, женская природа, воспринимающая, дополняющая мужскую, остается таковой по всем направлениям, и к миру, и к Небу. Акцентируются качества женщины, отличающие её от мужчины: податливость, адаптивность, отзывчивость, смирение… Они сообщают красоту и гармонию своей обладательнице, что мы опять же видим в лице Пречистой Девы Марии.

Такие особенности, вполне закономерные в рамках христианского мировоззрения, эмпирически знакомы любому опытному, разумному спе-циалисту – врачу, психологу – как и просто трезвому наблюдателю. Неудивительно, что во всех странах мира женщины живут на 10-15 лет дольше мужчин и совершают в пять-шесть раз меньше уголовных преступлений.