Найти в Дзене

Судьба конфликта решится в небе. Чем опасно усиление ВВС Украины.

Современная конвенциональная война на суше выигрывается и проигрывается в небе. Последние события на СВО только подтверждают этот тезис. Глядя на успешные действия ВКС в последние месяцы, западные стратеги, похоже, окончательно решили вывести их из игры. Для этого Украине планируется передать порядка 60 современных истребителей поколения 4++, 2 самолета ДРЛОиУ, восстановить парк авиации советского образца за счет бортов выкупленных у Казахстана, и дополнительно усилить ПВО новыми системами Patriot и SAMP/T. К передаче готовят не менее 50 истребителей F-16, 6 Mirage 2000-5 и 2 самолета ДРЛОиУ SAAB 340. По системам ПВО точных данных нет, но для начала речь идет о 1 SAMP/T и не менее 2 Patriot PAC3. Можно высказаться в прежнем стиле "это ничего не изменит", но в данном случае изменения точно произойдут. Украина до последнего времени не имела ни современных носителей в ВВС, ни собственных средств ДРЛОиУ, и их появление означает качественное изменение самих ВВС, которое будет сопровождать

Современная конвенциональная война на суше выигрывается и проигрывается в небе. Последние события на СВО только подтверждают этот тезис. Глядя на успешные действия ВКС в последние месяцы, западные стратеги, похоже, окончательно решили вывести их из игры. Для этого Украине планируется передать порядка 60 современных истребителей поколения 4++, 2 самолета ДРЛОиУ, восстановить парк авиации советского образца за счет бортов выкупленных у Казахстана, и дополнительно усилить ПВО новыми системами Patriot и SAMP/T.

Ранний образец F-16 рядом с Мираж F1 в музее в Брюсселе. Мираж 2000 заменил F1 на вооружении ВКС Франции. Теперь сам 2000-й активно заменяют истребителем Рафаль, но Макрон уже нашел решение, как его удачно пристроить, чтобы не выбрасывать.
Ранний образец F-16 рядом с Мираж F1 в музее в Брюсселе. Мираж 2000 заменил F1 на вооружении ВКС Франции. Теперь сам 2000-й активно заменяют истребителем Рафаль, но Макрон уже нашел решение, как его удачно пристроить, чтобы не выбрасывать.

К передаче готовят не менее 50 истребителей F-16, 6 Mirage 2000-5 и 2 самолета ДРЛОиУ SAAB 340. По системам ПВО точных данных нет, но для начала речь идет о 1 SAMP/T и не менее 2 Patriot PAC3.

Можно высказаться в прежнем стиле "это ничего не изменит", но в данном случае изменения точно произойдут. Украина до последнего времени не имела ни современных носителей в ВВС, ни собственных средств ДРЛОиУ, и их появление означает качественное изменение самих ВВС, которое будет сопровождаться значительным ростом их возможностей. Иными словами - слабый противник в небе превратится в достойного. Безусловно, борьба с таким противником, перейдя на новый уровень, будет неплохой тренировкой для ВКС РФ перед конфликтом с НАТО, но прежде всего она обеспечит самим натовцам наилучшие возможности для проверки своей концепции воздушной войны с Россией, а также адаптации вооружения и наиболее современных систем к ней.

Такая война, при любом раскладе истощит ВКС РФ, так как Россия по своим возможностям производства современных боевых самолетов, а главное - систем управления воздушным боем, авионики, ракет воздух-воздух, а также возможностям и ресурсам для подготовки боевых пилотов значительно уступает коллективному западу. При этом все передаваемые самолеты, как и передаваемые технологии были уже запланированы к замене на более новые образцы. Возрастет и стоимость боевых действий - так как дешевой воздушной войны не бывает. Но если запад распределяет расходы на 30 стран, России придется платить в одиночку, и сэкономить никак не получится. В план "глобального истощения" России это решение вписывается отлично.

Итак, давайте сперва определимся, что же конкретно изменится, и почему последние инициативы спонсоров Украины несут нешуточную угрозу.

На данный момент инициативой в воздухе прочно владеет Россия. Хотя контроля над небом Украины достигнуть не удалось, применение КАБов по украинским позициям было одним из главных факторов успеха наступления в районе Авдеевки. Без разрушения мощных укреплений ВСУ в этом районе прорыва бы не получилось, даже не смотря на имевшуюся тогда нехватку у противника боеприпасов. Применение КАБов способствовало и успехам под Харьковом, но здесь ВСУ сумели стабилизировать ситуацию за счет привлечения мощных резервов. Наряду с тактической авиацией, важную роль играет и стратегическая, которая несет на себе большую часть нагрузки по обеспечению ракетных ударов, а именно эти удары распространяют боевые действия на всю территорию Украины, уничтожают энергетическую инфраструктуру и промышленность, чем существенно снижают общий потенциал страны к сопротивлению. Они же помогают работе такической авиации, так как вынуждают украинцев распределять свое ПВО. Не будем забывать и о роли ВКС в обеспечении чистого неба над российскими войсками. Без всей этой работы никаких успехов у сухопутных войск просто бы не было.

ВВС Украины в начале СВО значительной роли в боеевых действиях играть не могли из-за своей малочисленности, качественного отставания, отсутствия высокоточного вооружения. Но со временем роль ВВС начала возрастать, в основном, после того, как самолеты смогли приспособить под современные натовские ударные системы, такие как STORM SHADOW/SCALP, AGM88 Harm и AASM. Из-за качественного превосходства ВКС РФ над ВВС Украины, украинцы понесли значительные потери - не менее 80 бортов были уничтожены в воздухе и на земле, погибли дсятки опытных пилотов. Но часть потерь удалось возместить за счет самолетов, полученных из бывших стран Варшавского блока.

Западные ударные системы, такие как STORM SHADOW/SCALP и HAMMER продемонстрировали высокую боевую ффективность. Эти ракеты неоднократно прорывали российскую ПВО, уничтожали важные объекты, технику, корабли, личный состав. Активное применение противорадиолокационых ракет AGM88 позволяет украинцам создавать "временные окна" в работе систем ПВО, когда часть систем приходится отключать и менять позиции. В эти самые окна наносятся основные удары. И все это в ситуации, когда превосходство ВКС России в небе не позволяет самолетам ВВС Украины находится в воздухе регулярно. На данный момент украинский самолет становится мишенью практически сразу после взлета, и каждый боевой вылет для них - маленькая военная операция. Если это положение изменится, урон от высокоточных систем противника возрастет многократно, что обязаельно скажется на всем характере боевых действий.

Объясню подробнее. Появление у ВСУ современных самолетов поколения 4++, которыми и являются F-16, позволит украинской авиации вступать в воздушный бой. На данный момент, в распоряжении Украины имеются старые МиГ-29 с устаревшей РЛС, способной распознавать цели на дальностях до 80 км, и модернизированными в Киеве ракетами Р-27 советской разработки. Ему противостоят российские Су-30 и Су-35, с более современными ракетами Р-77 с заявленной дальностью поражения целей до 110 км (доказана дальность не более 80 км), и новой мощной РЛС "Ирбис" с дальностью обнаружения целей с ЭПР 3м. кв. до 270 км на встречных курсах. Получается, МиГ-29, у которого ЭПР 5 м.кв., будет атакован еще до того, как сам увидит цель.

F-16, имея ЭПР в 1,2 м.кв, способен распознавать цели типа Су-35 на дистанциях до 160 км и поражать на дистанции в 120 км. ракетами AIM-120 AMRAAM, что делает его реальным противником в воздушном бою уже и против Су-35/Су-30, но только при наличии надежного целеуказания. Многое, правда, будет зависеть от количества самолетов и уровня подготовки пилотов. Mirage 2000-5 с РЛС RDY-2 способен различать цели на удалении до 140 км, и поражать их ракетами MICA на дальностях до 80 км. В качестве перехватчика этот самолет поможет мало, но очень опасен в качестве ударного - он гораздо современнее Су-24, кстати, снятых с вооружения в РФ, и адаптирован к полетам на малых высотах, имеет специализированные системы РЭБ для подавления ПВО, и прочие прибомбасы, усложняющие его поражение.

Парк СУ-24 ВВС Украины изношен, эти самолеты имеют боевой радиус не более 560 км, они адаптированы как ностители STROM SHADOW/SCALP, но только в этом качестве и представляют ценность. Mirage 2000-5 может эффективно применять для ударов довольно широкую номенклатуру корректируемых авиабомб разного калибра, он также способен нести не менее 2-х ракет SCALP либо Crystal Maze (если только евреи разрешат их использовать), при этом он обладает в 3 раза большим боевым радиусом и намного меньше по размерам, имеет низкую ЭПР, что на малых высотах будет иметь значение. Естественно, данный самолет в количестве 6 единиц ударные возможности украинской авиации до уровня ВКС не поднимет, но их прирост точно станет заметен.

F-16 ВВС Нидерландов - его собратья вскоре отправятся на Украину. В планере самолета широко используются композитные материалы, фонарь с золотым напылением - многое сделано, чтобы уменьшить ЭПР. Подвешенная ракета - это скорее всего Sidewinder.
F-16 ВВС Нидерландов - его собратья вскоре отправятся на Украину. В планере самолета широко используются композитные материалы, фонарь с золотым напылением - многое сделано, чтобы уменьшить ЭПР. Подвешенная ракета - это скорее всего Sidewinder.

Но гораздо большую проблему составляет передача ДРЛОиУ SAAB 340, которые позволят ВВС Украины самостоятельно контролировать собственное воздушное пространство, равно как и российское приграничье. До последнего времени ПВО Украины ориентровалась на данные спутниковой разведки НАТО, а также данные их АВАКСОВ, летающих вдоль украинской границы. Данные воздушной разведки, соответственно, должны еще быть обработаны и переданы украиснкой стороне, что занимает время. Данных по целям на российской территории вообще могут не передавать, если операции по уничтожению таких целей не согласованы. И вот теперь у Украины появляется собственное средство воздушной разведки и управления. Слабое, уязвимое - но свое.

Имея дальность обнаружения целей до 400 км, и время в полете не более 5 ч., данный самолет существенно уступает по своим возможностям А-50, но для формата ограниченных ударных операций, которые ГУР Украины проводит совместно с ВВС, подходит отлично. Он небольшой, турбовинтовой, подходит для большого количества аэродромов, его легко укрыть. Он не будет висеть в воздухе постоянно - у ВСУ просто не будет таких ударных возможностей, да и заправщиков, но будет периодически подниматься в воздух для борьбы с тактической авиацией и во время операций против средств ПВО. С этим самолетом гораздо проще будет и уничтожать российские ЗРК, и создавать окна в работе ПВО, в т.ч. для атак по российской территории. Принцип его применения прост - он будет наводить F-16 и Patriot на русскую тактическую авиацию во время ее массированного применения, помогать при отражении ударов "Гераней", обнаруживать ЗРК большой дальности и обеспечивать их поражение или подавление ракетами ATACMS и другими средствами.

Все эти задачи выполняются украинскими ВС и сейчас, но целеуказание со своих самолетов их значительно упростит. Например, к настоящему моменту потеряны не менее 2-х батарей С-400 - все из-за ударов ракетами ATACMS. Вероятно, для поиска ЗРК и координации удара использовалась агентурная разведка и спутниковая связь - иначе эти мобильные системы не поразить. У них слишком малое время свертывания и развертывания. Если работу ЗРК будет обнаруживать самолет ДРЛО, их поражение станет обычным делом - время между обнаружением цели и ракетным ударом сократится до минут. Придется отводить системы еще дальше от переднего края, увеличивать "окна" в работе ПВО, что даст противнику намного больше возможностей для успешных ударов высокоточным вооружением. Это поставит под удары украинских КАБов и HIMARS/MLRS прифронтовую логистику, артиллерию на переднем крае, те же самые системы РЭБ, и много чего еще.

Гораздо эффективнее станет украинская ПВО: мало того, что придется считаться с F-16, так еще и удары украинских ЗРК большой и средней дальности будут гораздо лучше координироваться, что существенно повысит их эффективность, в особенности против тактической авиации. Сегодня работе КАБами по украинским позициям почти ничего не препятствует, но с появлением самолетов ДРЛОиУ и F-16 эффективность тактической авиации ВКС РФ резко снизится, а тактической авиации ВВС Украины - наоборот, резко возрастет. Возникнет паритет в воздухе, в условиях которого русским сухопутным частям наступать станет гораздо сложнее.

Уверен, с появлением в строю F-16 будут и операции по уничтожению русских стратегических бомбардировщиков над российской территорией. Часть F-16 имеют разрешение на использование в воздушном пространстве РФ, равно как и возможности прорваться к таким целям. На практике это означает необходимость прикрытия стратегов при их выходе в зону пуска ракет. Для этого, соответственно, придется каждый раз поднимать истребительную авиацию, а значит удары по территории Украины станут дороже и сложнее в осуществлении.

Отдельная тема - удары украинцев по российской инфраструктуре. Они красноречиво свидетельствуют о том, о чем в России нельзя говорить вслух - о проблемах с ПВО, и сложностях с надежным прикрытием такой большой территории наземными комплексами. Но обсуждения заслуживает совсем другая тема - как все эти удары используются спонсорами Украины для изучения возможностей, организации и материальной части российской ПВО. Ведь украинцы, положа руку на сердце, имеют довольно ограниченный арсенал ударных средств. Их спонсоры, наоборот, даже превосходят в этом арсенале ВМФ и ВКС России. Сегодняшние атаки дронами на большую глубину позволяют вероятным противникам наилучшим образом подготовиться к нанесению карательных ударов по России как обычными, так и ядерными средствами, и передача ударной авиации, наряду с современными тактическими ракетами, может являться одним из элементов такой подготовки.

Передача Украине современных самолетов и систем ДРЛОиУ - очень плохая новость для русских. Это еще одно свидетельство того, что коллективный запад потерял страх, и коммерческие, а главное - политические выгоды от конфликта начали превышать понесенные им экономические потери. Дальнейшее истощение боевыми действиями Украины не закончится истощением запада, о чем некоторые здесь мечтают. Но дальнейшая борьба в рамках сложившейся схемы постепенно, медленно но верно, истощает Россию, и ослабляет, а не усиливает ее в военном отношении. Следовало бы прекратить бесполезную растрату огромных ресурсов - материальных, финансовых, военных, демографических, заморозить конфликт, и в целях сдерживания незамедлительно приступить к подготовке к возможной войне. Уже совсем другой войне, еще более масштабной, с гораздо более мощным противником.