Раздел Блог появился после того, как завершился проект «кУльтурный сайтик». Мы посвятили ему много времени и сил в качестве журналистов, интервьюеров, фотографов, иллюстраторов. Но запал и интерес к людям и событиям никуда не пропал! И частично подтверждение этому можно найти здесь. Будем «плясать от печки», то есть начнём с небольшого интервью с основателем студии «Коробка с карандашами» Евгенией Кролевской. Идею интервью предложила и реализовала Ирина Ширяева, также автор кУ и, по совместительству, одна из мам учениц Евгении.
— Что удалось понять главное про преподавание рисования за 10 лет?
— Пожалуй, то, что детей не надо учить. С ними нужно общаться как с равными. Можно им что-то рассказать, а потом выслушать рассказ в ответ, поддержать, если что-то не получается, но ни в коем случае не строить из себя учителя.
— А ещё?)
— А ещё важно самому быть в тонусе. Никогда не сможешь зажечь любовью к рисованию, если сам не рисуешь. И тему исскусства не поддержить, если ей не увлекаешься.
— Как удалось нащупать свой стиль преподавания: пришлось ли переделывать себя, отходить от виденного во время своего ученичества?
— Не знаю, если ли у меня свой стиль, лишь пытаюсь учить так, как чувствую. Поэтому себя переделывать не приходилось. Почти все виденные методы преподавания во время ученичества мне как ученику не подходили. И останавливало только любовь к процессу и чувство, что может быть по другому. Как? Пришлось разбираться.
— Преподаватель даёт обратную связь, оценку, конструктивную критику. Как у вас с этим?
— Я преподаю не математику, где ответ всегда однозначен. У меня довольно абстрактный предмет. И ответ на каждую задачу не просто не единый, а обязательно не единый. У каждого свой. Как нарисовать натюрморт? В какой технике? В каком стиле? На каком формате? Решает ученик. Моё дело — научить принимать это решение.
— С какой группой работать сложнее, а с кем, возможно, более вдохновляюще: со взрослыми, школьниками или младшими детьми? Или всё индивидуально?
— Мне легче всего общаться с младшими школьниками. Возраст от 4 до 8 лет — мой любимый. Дети ещё не знают, что надо нравиться взрослым, что надо соревноваться между собой, что что-то может не получиться. А потом начинаются первые приступы самобичевания и тщеславия, с этим мне трудно справляться. Ведь дело не в рисунке, а в созревающей детской психике — малыш становится подростком.
— Какая тема по истории искусства, разобранная с детьми, запомнилась больше всего и почему?
— Ох, когда начинаешь углубляться в историю искусств абсолютно любой страны — дух захватывает! Но первое, что приходит в голову, это, пожалуй, искусство Древнего Китая. Театр теней, который мы ставили с учениками, изучение живописи тушью У-Син — это что-то совершенно другое, отличное от всего, что мы пробовали раньше. Искусство и философия Китая, на мой взгляд, должны входить в классическую учебную программу по живописи и графике.
— А чем поразили взрослые ученики?
— Тем, что всего бояться. Но я понимаю, что они и приходят ко мне, чтобы сразиться с самими собой. Это здорово. Получается настоящая арт-терапия. Провести линию, смешать цвета, набросать эскиз — всё это через борьбу с недовольством собой. Те взрослые, что остаются, пройдя этап отчаяния от первых неудач, выходят на новый уровень. Но таких немного. Большинство склонны винить во всём учителя.
— Ваша студия больше похожа на клуб, чем на учебное заведение, если учесть все направления её деятельности: совместные посещения выставок, поездки и остальное. Ведь это намеренно?) Что в планах дальше?
— Выставки и поездки — часть учебного процесса. Новогодние чаепития, фотосушки и фримаркеты, игры на переменках, книжный клуб, наши театральные представления, вечера в коробке — всё это нужно для общения, ведь мы не средняя школа и не художественная. У нас нет учебного плана, семестров и оценок. Мы рисуем, общаемся, живём. В планах расшириться. Мне больше не хочется единолично вести свою маленькую студию, появилось желание организовывать праздники, мастер-классы, выставки. Надеюсь, в следующем году в студии появятся учителя — мои единомышленники, и откроются новые направления. Например, класс лепки из полимерной глины станет постоянным, Монтессори-класс для дошкольников, кукольный театр расширится количеством учеников, а для взрослых откроются еженедельные мастер-классы по всем направления рукоделия.