А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта. (А.и Б. Стругацкие. "Понедельник начинается в субботу")
Готова поспорить с героем юмористической повести Стругацких!
Если вы едете на любом виде транспорта по дороге маршрутом Бишкек-Балыкчи, имейте в виду, что лучше не спать. Иначе проспите такие виды!
Никакое фото не сумеет передать красоту горных ландшафтов, которые открываются перед пассажирами. И всё же я сделала попытки фотографировать. Поделюсь тем, что получилось.
Дорога, ведущая из столицы Киргизии к берегам Иссык-Куля, замечательна уже тем, что она поднимается на 260 метров в горы. А через 112 км от Бишкека входит, как в коридор, в Боомское ущелье. Ущелье расположено между двумя хребтами Кунгей Ала-Тоо и Киргизским Ала-Тоо, расстояние его около тридцати километров. Высота склонов хребтов достигает местами до 1500 метров.
Внизу ущелья протекает река Чуй (иногда её называют Чу). На протяжении всего ущелья мимо этой реки и проходит четырёхполостная автомобильная дорога с хорошим покрытием.
Из историческая справка. Первый автомобиль прошел через это ущелье в 1928 году. Раньше там передвигались на лошадях. Юлииус Фучик вспоминал, что в 1930 году ехал через Боомское ущелье верхом на лошади аж 7(!) дней. Только в 1935 году была официально открыта автомобильная трасса, но и тогда она была очень опасна, за руль садились только самые опытные и хладнокровные водители.
А ещё раньше, в 1856 году, путешественник П.П.Семёнов (впоследствии Тянь-Шанский) преодолел это ущелье за 21 (!) день. Вот как он вспоминает этот переход: «…Буамское (Боомское) ущелье – место гиблое и безлюдное… это смертельная ловушка. Движение наше было до крайности затруднено тем, что наша тропинка не могла следовать непрерывно по берегу реки: местами береговые утёсы падали в неё совершенно вертикально, и приходилось лезть вверх, на боковые стены этого каменного коридора. Кое-где вместо этих обходов мы шли, где возможно, вброд, борясь со стремительным течением, которое укрывало огромные камни, через скалы, наполняющие её ложе, с ежеминутной опасностью для каждого быть снесённым её бешеными волнами…»
Вот она, река Чуй с бешеными волнами - на фото ниже. Река, петляющая в обрамлении крутых гор и густых зеленых кустов, сама вся изумрудная, бурлящая... Красота!
Через это же ущелье проходит и железная дорога. Она была открыта в 1948 году, её строили и заключенные сталинских лагерей, и военнопленные - немцы, японцы, и местные жители - киргизы и русские. Вот так она выглядела тогда:
Вот такой мы её увидели из окна нашей маршрутки:
Почти весь наш путь железная дорога шла параллельно автодороге, иногда она уходила выше в горы:
В память этой железной дороге была в свое время даже посвящена почтовая марка:
Вот там на дальнем плане (фото ниже) чуть слева на склоне горы можно прочитать надпись "Скорый". Наверное, это была шутка о совсем, в общем-то, не скором поезде?..))
Впрочем, мы рассматривали вариант ехать не спеша поездом, любоваться видами. Но очень неудобный оказался для нас рейс. И мы передумали.
И, наверное, зря!
В интернете от 17 августа 2023 года читаю новость, что в Киргизии ввели в эксплуатацию вагоны с панорамными окнами. Это два вагона VIP-класса, курсировать они будут в составе пассажирского поезда по маршруту Балыкчи-Бишкек.
Неужели они появились уже после нашего отъезда?! Ведь это просто сказка в таком вагоне прокатиться! Хотя цены в этих vip-вагонах, возможно, тоже сказочно высоки:)
Возьмем пример с киргизов: не будем жаловаться)) Ведь нам и из окна автомобиля удалось увидеть много интересного.
Горы меняли свою высоту, крутизну, цвет, состав...
Кстати, про состав. Скалистые горы сложены извержёнными породами — гранитом, порфиром и диоритом, а над рекой Чу кое-где свисают конгломераты
Для справки: конгломераты - это такая горная порода, которая состоит из разнородных пород, сцементированных какой-нибудь другой горной породой.
По пути встречались ухоженные, утопающие в зелени селения.
И тут же на глаза попадались странного вида строения:
Путь от Бишкека до Балыкчи не близкий - 543 км. Поэтому предусмотрены остановки.
Обратите внимание, что остановки оборудованы с учётом многих жизненных нюансов. Внутри чисто.
Случайно или нет, но остановки сделаны в удачных для путешественников местах - очень красивые виды!
Может быть, местные уже этого и не замечают - они, как правило, спали. Мы же сидели, прильнув к окнам. И, возможно, с открытыми ртами:)))