Балалайка – этот инструмент поныне является одним из символов России. За минувшее столетие немало исследователей высказывалось по поводу его возникновения. Однако на этот раз хотелось бы взглянуть на данный вопрос глазами известного ученого-натуралиста Чарльза Дарвина (да, конечно же имеется ввиду Его теория происхождения видов). Мы проследим эволюцию целого вида струнных инструментов. Только, все же, начнем не с того самого момента, когда тысячи лет тому назад охотники внезапно обнаружили, что тетивы их луков звучат на разной высоте. Промчимся вперед, к тому времени, когда во многих странах сформировались свои типовые струнные инструменты: лютня, ситар, гитара, домра и пр.
По началу, это была та же домра, но с другим названием.
Итак, XVII век – расцвет скоморошества на Руси влечет развитие не только музыкального искусства, но и вольнодумства. Отправной точкой для появления такого инструмента, как балалайка стала царская грамота Алексея Михайловича от 1648 г. «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий». По сути, этот документ ставил скоморошество «вне закона» (по крайней мере, в столице и крупных городах за выполнением этого указа тщательно следили). Вся грамота была составлена предельно конкретно и не допускала разночтений. Документ предоставлял к запрету подробный перечень не только существующих на то время народных забав и различных гаданий, но и опись музыкальной утвари: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и всякие гудешные бесовске сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав, те бесовские игры веле жечь». Именно эта скрупулезность в составлении указа и помогла музыкантам обойти закон. Для старого инструмента домры, нашлось новое имя – балалайка (первое письменное упоминание об инструменте с таким названием содержится в документе от 1688 года).
В первую очередь закрепилось название инструмента и его назначение, а уже затем абстрактный внешний вид сформировался во всем известную «треуголку».
По началу, это была та же домра, но с другим названием. Однако, поскольку царский указ предусматривал наказания и за изготовление этих инструментов, все домерные мастерские вскоре были закрыты. Именно поэтому возникла необходимость наладить так называемое «кустарное производство», чтобы собирать балалайки на дому из подручных средств. Так с течением времени (с первой половины XVIII в.) инструмент начал обретать новые очертания. Внешний вид балалаек (количество струн, длинна грифа и даже форма корпуса) постоянно рознился. При этом конструкции преимущественно треугольной формы встречаются повсеместно только с середины XIX в. Это говорит о том, что в первую очередь закрепилось название инструмента и его назначение, а уже затем абстрактный внешний вид сформировался во всем известную «треуголку».
Приспосабливайся, чтобы выжить! Как видим, данный постулат Дарвина подходит здесь, как нельзя кстати. Впереди у балалайки довольно богатая и интересная история, но это уже тема для следующих статей.
Автор статьи – Николай Ковалевич