Найти тему
Московская газета

В некоторых регионах людей возят изношенные трамваи по гнилым шпалам

   В некоторых регионах людей возят изношенные трамваи по гнилым шпалам
В некоторых регионах людей возят изношенные трамваи по гнилым шпалам

В свете произошедшей в Кемерово трагедии со столкновением трамваев председатель МПРОТ Юрий Дашков сообщил о проблемах трамвайного парка и инфраструктуры в столице и регионах. Как выяснила «Московская газета», в Кемерово и Набережных Челнах трамваи и трамвайные пути повидали многое. Эксперт «Финам» Дмитрий Баранов рассказал о темпах и сроках обновления электротранспорта в России

В Кемерово трамвай из-за неисправности тормозов столкнулся с другим трамваем, погиб 1 человек, пострадало 125 человек, в том числе дети. Мэр Кемерово заявил об износе трамвайных сетей в городе в 90%. Как сообщает издание «Сибдепо» со ссылкой на пресс-службу ГУ МВД РФ по Кемеровской области, по факту ДТП с участием трамваев в Кемерове полиция возбудила уголовное дело.

Ремонтировать смысла нет, надо менять, говорят в Москве

Зачастую в регионах можно увидеть устаревшие виды передвижного состава, и это очень печальная ситуация, рассказал «Московской газете» председатель Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта (МПРОТ) Юрий Дашков:

«Состояние рельсового полотна в регионах тоже зачастую плачевное. Недавно я был в Волгограде, и, несмотря на то что там очень интересная трамвайная система, трамваи на некоторых участках идут под землёй; рельсовое полотно оставляет желать лучшего: всё заросло травой, рельсы изношены. В Липецке ходят старые чешские трамваи «Татра», только частично модернизированные. Сейчас, в условиях санкций, вдвойне непонятно, откуда брать запчасти к этим старым трамваям. В своё время, когда Москва модернизировала рельсовый и подвижной составы, старые московские трамваи ушли в регионы и доживают там свой век. Какое-то время в столице были трамваи-доноры, которые разбирались на запчасти, а потом Москва пошла на полную модернизацию подвижного состава. В столице ходят трамваи производства Тверского вагонного завода. Когда-то производитель из Франции предлагал властям Москвы купить французский трамвай, но он тогда оказался слишком дорогим, и дело закончилось тем, что французы его просто Москве подарили. На основе этой техники в России постепенно стали производить свои трамваи. Несколько лет назад московские трамваи перешли под контроль Московского метрополитена. А в регионах порой можно просто ужаснуться, на чём людям приходится ездить. Там трамваи нужно менять, ремонтировать их нет смысла возможности: всё пришло в негодность и еле ходит».

Новые трамваи в Москве покупаются по контракту жизненного цикла, как и автобусы и электробусы, отметил председатель МПРОТ.

«Трамваи ремонтируются не перевозчиком, а производителем. Водитель по окончании смены оставляет заявку на ремонт, и соответствующие службы должны всё починить. На предприятии постоянно находится ремонтная бригада от производителя. Но и бывают ситуации, когда утром водитель приходит, обнаруживает, что какая-то неисправность не устранена, и чтобы не создавать конфликтную ситуацию на предприятии выезжает на неисправном трамвае», — рассказал Юрий Дашков.

Если качество подвижного состава в столице в целом очень хорошее, то трамвайная инфраструктура оставляет желать лучшего, заметил председатель МПРОТ.

«Я сам был водителем трамвая и знаю, что, когда трамвай подъезжает к стрелочному переезду, тот иногда не работает, — рассказал Юрий Дашков. — В трамвае есть кнопка, которая переводит стрелку. Если кнопка не работает, водитель говорит пассажирам сохранять спокойствие, выходит из трамвая и переводит стрелку вручную. Трамваи часто ходят в опасных местах, и были случаи, когда водителей сбивали машины. Зимой стрелочный переезд должен быть оборудован обогревом. Зачастую этого нет. Водитель выходит и переводит стрелку ломом. И если в стрелочном переводе остаётся снег или лёд, стрелка переезда не сработает полностью, и трамвай может сходить с рельс. Такое тоже бывает».

В трамвае есть три вида тормоза, рассказал Юрий Дашков:

«Электродинамический — когда трамвай тормозит на ходу, чтобы немного снизить скорость. Для полной остановки нужен колодочный тормоз. Он работает как в автомобиле, но немного иначе: в трамвае колодка прижимается к барабану, и, если колодка подгорела или изношена, она автоматически не додавливается до конца и торможения просто не происходит. И есть последний вид тормоза — рельсовый. Электромагнитный башмак прилипает к рельсам. Зачастую, подъезжая к остановочному пункту, водители трамвая используют именно рельсовый тормоз, чтобы остановиться наверняка. Но, учитывая изношенность подвижного состава, башмаки тоже изношены. Трамвай опасен тем, что при сходе с рельс он становится полностью неуправляемым и движется до тех пор, пока не остановится сам».

Трамвайный раритет в Кемерово и ежегодный сход с рельсов в Набережных Челнах

«Московская газета» попыталась узнать, в каком состоянии находится трамвайный парк и инфраструктура в некоторых российских городах.

«В Красноярске была довольно печальная ситуация с подвижным составом, а после 2020-2021 гг. она стала меняться, — рассказал изданию бывший водитель трамвая Артём Ветохин (Красноярск). — Полностью обновлён парк троллейбусов. Самые старые троллейбусы — 2011 года выпуска, и их осталось несколько единиц. Что касается трамвайного парка, то он обновлён примерно на 70%. Это новые трамваи Тверского вагонного завода. У нас они проходят ремонт на местном вагонно-ремонтном заводе. В Красноярске активно модернизируются трамвайные пути. В Омске тоже меняется троллейбусный и трамвайный подвижной состав, пока его заменили где-то на 40%. В Кемерово я бывал и могу сказать, что, скорее всего, произошедшая там трагедия вызвана неисправностью подвижного состава. В Кемерово ходят довольно старые составы».

В Красноярске последний случай схода трамвая с рельсов из-за технической неисправности был в 2022 году, о нём сообщили «Сибмедиа». В Новосибирске после трагедии в Кемерово тоже заявили об изношенности трамваев и плохом состоянии автоматических стрелочных переводов.

Что говорят о безопасности подвижного состава в своём городе жители Кемерово, где произошло трагическое столкновение трамваев

«Трамваи в Кемерово старые, они уже отходили своё, — рассказал «Московской газете» житель Кемерово Иван Гаврилов. — Это, можно сказать, раритет. В них холодно, сиденья деревянные. В трамваях пахнет резиной. Никакой обшивки нет. На некоторых до сих пор стоят железные двери, которые открываются в одну сторону. Их только на выставку ставить, а они ездят у нас по городу. Есть и другие трамваи, которые поработали в других регионах, и их привезли дорабатывать свой срок к нам. Из нового транспорта город закупил только автобусы и троллейбусы, до трамваев дело не дошло. На Логовом шоссе, где произошла трагедия, на повороте от ДК Шахтёров трамваи неоднократно сходили с рельсов (последний такой случай был 3 мая 2024, — прим. авт.). В Кировском районе Кемерово тоже есть такие закутки, где трамвай виляет из стороны в сторону. Не удивлюсь, если трамвай когда-нибудь сойдёт с рельсов и там. В Кировском районе есть спуск, в сторону ДК «Кировский», там много людей, машин, автобусов, и, если на этом спуске у трамвая откажут тормоза, трагедия может повториться».

«Трамваи в Кемерово в ужасном состоянии, как и трамвайные пути. Ремонт путей происходит только на одном участке в городе, по маршруту 1, в связи с капитальным ремонтом улицы Сибиряков Гвардейцев. Трамвайные сети по городу изношены, кроме этого участка. Трамваи постоянно сходят с рельсов. В основном это трамваи 90-х-2000-ых годов выпуска. Есть некоторое количество трамваев, списанных из Москвы», — рассказал «Московской газете» житель Кемерово Александр Архипов.

В Новосибирске после трагедии в Кемерово тоже заявили об изношенности трамваев и плохом состоянии автоматических стрелочных переводов.

Как выяснила «Московская газета», как минимум ещё один город в России не может похвастаться качеством подвижного состава и трамвайных путей, и находится он в республике Татарстан.

Как сообщило «Челны ТВ», в мае 2023 года в Набережных Челнах трамвай сошел с рельсов по причине того, что у одного из вагонов слетела рессора. В 2022 году в Набережных Челнах трамвай сошёл с рельсов и врезался в столб. Подобный случай был в 2021 году, и в 2020-м, и в 2019-м. В 2018 году в Набережных Челнах трамвай сошёл с путей из-за сорванной рельсы.

«Трамваи в Набережных Челнах все старые, — рассказал «Московской газете» житель Набережных Челнов, пожелавший остаться анонимным. — Шпалы тоже в плохом состоянии, особенно в сторону заводов, сомневаюсь, что их вообще будут обновлять, в некоторых местах шпалы просто сгнили. С горем пополам немного начали обновлять шпалы в районе 1 Автодороги, кладут деревянные шпалы, а не железобетонные. Между микрорайоном ЗЯБ и микрорайоном ГЭС есть мост, по которому трамваи ездят очень медленно, как будто чего-то боятся, там у шпал середины нет, по краям только, где к рельсам крепятся. В городе экспериментируют с оплатой проезда водителю трамвая, то есть, днём некоторые трамваи, например 6-ой, ездят без кондуктора».

«С трамваями и трамвайными путями в Набережных Челнах всё не очень, увы, — рассказал изданию житель Набережных Челнов Михаил Мамонтов. — Случаи схождения трамваев с рельсов в прошлом году были. На заводы трамваи и вовсе с 9 утра и где-то до 3 дня не ходят, а на билеты повышают цены. Платят работникам трамвайной сети копейки».

Перспективы трамваеобновления

«По данным Министерства транспорта РФ, доля транспортных средств в городских агломерациях (автобусы, трамваи, троллейбусы, пригородный железнодорожный подвижной состав), обновленных в рамках федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» и имеющих срок эксплуатации не старше нормативного (R5) с начала 2024 года составила: январь – 8,8%; февраль – 8,8%; март – 9,18%; апрель – 9,71%, — сообщил «Московской газете» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Такая динамика говорит о том, что модернизация пассажирского транспорта, в том числе трамваев, в стране продолжается, старый подвижной состав меняют на новый».

Как рассказал Дмитрий Баранов, в 2023 году в ходе реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 64 регионах было поставлено 4427 транспортных средств: 4 042 автобуса, 240 электробусов, 113 трамваев и 32 троллейбуса, в этом году поставки будут продолжены − 81 регион получит еще свыше 7 тысяч единиц различного пассажирского транспорта.

«В стране реализуют программу Комплексного развития городского электрического транспорта в 10 субъектах РФ. Проекты в программе реализуют с применением механизма концессии, их общая стоимость составит более 250 млрд рублей, 86,5 млрд рублей из которых – средства федерального бюджета. В рамках программы до 2028 года предусматривается строительство и реконструкция 620 км трамвайных путей, 11 депо и 97 тяговых подстанций, поставка 646 одно-, двух- и трехсекционных трамвайных вагонов, не менее 284 электробусов, установка не менее 100 зарядных станций», — сообщил аналитик.

Работы по обновлению трамваев и инфраструктуры для них ведутся не только в Москве, отметил Дмитрий Баранов.

«В Курске весной этого года была начата эксплуатация нового трамвайного маршрута, была проведена реконструкция более 19 км трамвайных путей, полностью заменена контактная сеть, оборудованы 46 остановочных платформ, поставлены 8 односекционных трамвайных вагонов, до конца 2024 года в город будет поставлено еще 14 трамваев. В Нижнем Новгороде осуществляют модернизацию объектов трамвайной инфраструктуры, проект предусматривает закупку 170 единиц трамваев, строительство почти 150 километров рельсового полотна, реконструкцию 15 тяговых подстанций и трех трамвайных депо. Работы планируется завершить к концу 2026 года. В Перми до 2025 года планируется модернизировать 35 км трамвайных путей и семь тяговых подстанций. Также запланировано обновление подвижного состава, в Пермский край поставят 44 односекционных трамвая. В Волгограде ведут ремонт трамвайной инфраструктуры, в 2024 году планируется поставка в Волгоград 50 односекционных и 12 трехсекционных трамваев. В Туле планируют обновить трамвайный парк, туда поступит 17 новых трамваев, в Краснодаре планируют начать строительство трамвайной линии», — рассказал аналитик.

В стране осуществляют не только производство новых трамваев, но и разработку программы государственной поддержки модернизации трамвайных вагонов, так как не все регионы могут позволить себе покупку подвижного состава, отметил Дмитрий Баранов.

«При этом объемы выпуска трамваев в стране растут. Так, в 2021 году вагонов трамвайных пассажирских самоходных (моторных) было произведено 252 единицы; в 2022 году – 264 единицы; в 2023 году – 309 единиц. Такая динамика производства трамваев свидетельствует о нескольких вещах: во-первых, об устойчивом спросе на трамваи в стране, что связано с программой развития транспорта в целом, модернизацией трамвайного сообщения. Во-вторых, это говорит о том, что производители трамваев нашли новых поставщиков деталей и узлов, что позволяет им наращивать объемы производства. В-третьих, наличие в стране нескольких производителей трамваев говорит о конкуренции в отрасли, что положительно скажется на качестве производимого подвижного состава, будет ограничивать рост цен. Трамвайные вагоны в стране производят несколько компаний: Усть-Катавский вагоностроительный завод (Челябинская область); производственная компания «Транспортные системы» (Москва); Уральский завод транспортного машиностроения (Свердловская область); производственная компания «Вега» (Нижегородская область); совместное предприятие «Нижэкотранс» (Нижегородская область)», — рассказал ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Как сообщил Дмитрий Баранов, за 2023 год в регионы России поставлено 113 новых трамваев. По словам депутата Александра Толмачёва, больше половины трамваев в России нуждается в замене.