Найти тему
Проект Исследователи

Катастрофы, о которых молчит море

Много тайн хранит в своих глубинах акватория Сочи. Какие только корабли в ней не тонули, что только не падало с неба... Но есть у воды такое свойство: она вбирает чужую боль и является при этом для человечества источником жизни. Парадокс? Кто знает. Во всяком случае акватория сочинского побережья - характерный тому пример. Кто-то уезжает с курорта, укрепив здоровье, кто-то - уже не расстается с ним.
В нынешнем году, по данным некоторых источников, исполняется 175 лет со дня основания первого форта на месте нынешнего Сочи.
—За эти годы в акватории Сочи произошло столько трагических событий, что в 1900 году было решено выпустить специальную морскую карту Сочинского рейда с пометками мест гибели и затопления судов, — говорит заместитель директора музея истории города-курорта по научной части Алла Гусева.
Первая точка на карте - отметка места, где в мае 1838 года затонули два российских парусника - 60-пушечный красавец-фрегат «Варна» и 24-пушечный корвет «Месемврия».
Трагедия разыгралась в районе сочинского морского порта. На рейде, бросив якоря напротив крутого берега, на вершине которого ныне высится собор Михаила Архангела, покачивались два корабля. Матросы и офицеры несли вахту. Жесточайший шторм, пришедший со стороны Новороссийска, разыгрался неожиданно. По свидетельствам очевидцев, волны высотой до 8 метров набрасывались на беззащитные суда. Парусникам не спрятаться: надежный щит, которым является сегодняшний морской порт, появился ровно сто лет спустя.
Первой не выдержала ураганного натиска «Варна». Ее сорвало с якоря и понесло к берегу. Вскоре она затонула. «Месемврию» около двух миль шторм протащил вдоль берега. Россыпью снарядов оружейных стволов на морском дне усыпан последний путь корвета, затонувшего напротив нынешнего пляжа «Солнечный».
... В музее истории, в различных уголках города установлены старинные пушки, ядра, якоря, всевозможная утварь «Варны» и «Месемврии».
Долгие годы напротив санатория имени Мориса Тореза из- под воды торчал железный остов - часть затонувшего торгового судна «Ягуар». Немного поодаль покоились на дне еще два торговых корабля - близняшки «Мария-Рая» и «Мария-Аня». При строительстве набережной и пляжа «Маяк» они были подняты со дна моря. А вот транспорт «Св. Иоанн», затонувший в районе «Кавказской Ривьеры», покоится там и по сей день.
Но о некоторых судах карта умалчивает. В частности, о сухогрузе, затонувшем во время Первой мировой войны вблизи Вардане.
— Мы, спортсмены-подводники, спустившиеся под воду там, где он затонул, увидели сухогруз, обросший водорослями и мидиями, — вспоминает краевед, сочинский журналист Олег Коваленко. - На глубине 3-5 метров видимость отличная. Такое впечатление, что ты не под водой находишься, а в невесомости паришь над останками корабля. Четко просматриваются верхняя часть палубы и надстройка машинного отделения. Опытный подводник, член команды, указал мне на корму и что-то соскоблил ножом, очищая борт от мидий и морской травы. Открылись три латинские буквы - начало названия корабля. Еще одна загадка. Пока установлено точное место гибели сухогруза с неизвестным пока названием.
Корабли тонули также у берега напротив Адлерского мыса, Хосты, Уч- Дере, Лоо, Головинки, Лазаревского, Макопсе, центральной части города...
Были и случи, когда судам удавалось избежать трагедии, вырвавшись из цепкого шторма. Один из них - красавец «Иван Франко», успевший уйти от причалов Сочинского порта в открытое море во время восьми-балльного шторма.
Сочинские старожилы, может быть, еще помнят, как в августе 1929-го над Ривьерским пляжем проплыл аэроплан с фанерным фюзеляжем. Стрекочущая машина вызвала восторг и любопытство у сотни отдыхающих на песчаном пляже. Впрочем, это был обычный самолет, стартовавший с сочинского аэродрома, который в то время размещался там, где сейчас находится Цветной бульвар. Рейс Сочи -Тифлис.
Нынешнего морпорта тогда еще не было, и самолет шел так низко, что можно было разглядеть улыбающееся лицо усатого пилота. Неожиданно самолет резко «клюнул» носом. Не успела толпа сообразить, что про-исходит, как он спикировал вниз и, перевернувшись, упал в воду.
... Из-под фюзеляжа стали показываться головы насмерть перепуганных пассажиров, многие просили о помощи. Один вновь нырнул под воду и вскоре появился на поверхности, поддерживая извлеченную из самолета женщину. Ее подхватили подоспевшие спасатели, но мужчина опять исчез под водой и вытащил оттуда пятилетнюю девочку. Снова нырнул и... больше не показался. Погиб. Как потом выяснилось, это был помощник командующего Кавказской краснознаменной армией, легендарный комбриг Ян Фабрициус. Так трагически оборвалась жизнь замечательного человека и талантливого военачальника, героя Гражданской войны.
Спустя несколько месяцев его имя было присвоено одной из лучших военных здравниц Сочи и улице.
Еще одна авиационная катастрофа произошла летом 1949 года в районе морского порта. Разыгрался шторм около 5-6 баллов. Купаться было запрещено, но прогуливающихся по набережной хватало. Неожиданно со стороны Адлера показался самолет. Двухмоторный американский аэроплан системы «Дуглас» шел сравнительно низко и вел себя как-то странно: то набирал высоту, то резко снижался, словно катался на волнах. Многие подумали, что пилот пытается совершить посадку на сочинском аэродроме. В те времена еще отсутствовало нынешнее здание морвокзала со шпилем, и ничто не мешало пилотам заходить на посадку, совершая маневр над портом. Тем более, что сочинский аэропорт принимал не только «кукурузники», но и машины типа «Дуглас».
На подлете к морпорту самолет стал стремительно терять высоту, и машина упала на воду. Ее тут же стали захлестывать волны. Толпа ахнула. Самолет бросало из стороны в сторону, из него стали выпрыгивать пассажиры, выбрасывать вещи. Некоторые карабкались на фюзеляж, хватались за крылья, но тщетно — волны смывали людей в море. На помощь из порта поспешили катера, которые с большим трудом подбирали пассажиров. Все они были спасены. А «Дуглас» через несколько минут ушел под воду.
Когда шторм стих, к месту катастрофы подошли плавкраны. Они подняли на поверхность затонувшую машину. Благо, глубина моря в этом месте была небольшая. А затем отбуксировали самолет к эллингу, где ремонтировался маломерный флот. Здесь самолет частично разобрали, и на грузовике увезли в адлерский аэропорт, чтобы выяснить причины катастрофы. А пассажиры благополучно отправились домой поездом.
Другая трагедия разыгралась над Адлером. Ее причины - тайна и по сей день.
Случилось это в начале 70-х годов. Уходил последний летний августовский день. Многие гости курорта, особенно те, кто был с детьми, спешили вовремя попасть домой. В адлерском аэропорту столпотворение. Рейс Ил-18 на Москву был в этот день последним и, понятно, загруженным под завязку.
Самолет вырулил на взлетную полосу, начал разбег, взмыл вверх. Внизу проплывали жилые микрорайоны, улицы, парки. А вот и море - пляжи, купающийся люд. Набрав соответствующую высоту, Ил-18 лег на намеченный курс. И вдруг... Одни свидетели утверждали, что видели вспышку, после чего машина буквально рухнула вниз, другие - что самолет плавно приводнился. Но откуда вспышка? Взрыв на борту? Теракт?
Прибывшие на место спасатели уже не могли оказать никакой помощи. Район бедствия закрыли для шлюпок и катеров, оцепили берег, куда могли лопасть личные вещи пассажиров, экипажа, фрагменты самолета.
Самолет унес на дно тайну своей гибели вместе с человеческими жизнями. Дело в том, что, во-первых, в месте падения самолета глубина морского дна достигает 800 метров. Во-вторых, ни один порт Черного моря не имел соответствующей подъемной техники. Ее пришлось вызывать из северных портов страны. Но даже она и специалисты-водолазы были бессильны: на глубине в 300 метров неодолимой преградой встал сероводород.
Эта трагедия произошла в Сочи в мае 2006 года. Самолет А-320, принад-лежащий авиакомпании «Армавиа», вылетел из Еревана 3 мая в 00.47. Среди пассажиров - бывший генеральный директор армянской авиакомпании Вячеслав Яралов (летел в Сочи на похороны тещи), генерал Усик Арутюнян — бывший руководитель КГБ Армянской ССР. советник главы компании «Транснефть» Карлос Петросян... Капитан самолета - опытный пилот Григорий Григорян. Казалось, ничего не предвещало беды. Вот только погода... Минут через 40 после взлета капитан Григорян получил предупреждение от грузинских авиадиспетчеров о сложных метеоусловиях в сочинском аэропорту. Он решил возвращаться в Ереван, о чем доложил. Но где-то над Кутаиси А-320 вдруг развернулся, взяв курс на Адлер. Почему? Метеоусловия в Сочи той ночью, действительно, были очень сложными: туман то расходился, то снова сгущался.
Перед заходом на посадку в Адлере аэробус упал в море. В 2.12 земля потеряла связь с бортом. В 4.05 в море было обнаружено масляное пятно. Через несколько минут - первые обломки фюзеляжа и фрагменты тел.
Для родственников, встречавших в аэропорту пассажиров рейса У-8967, после объявления о катастрофе наступила безмолвная вечность. Удар о воду был очень сильным, сразу стало ясно, что в живых никого не осталось. 99 взрослых пассажиров, в том числе 36 женщин, 6 детей, 8 членов экипажа...
Останки людей были очень повреждены, опознание проходило в два этапа. Сначала погибших идентифицировали по фотографиям, а затем проходило опознание в морге. Лишь половину тел удалось обнаружить.
Тогда в Сочи из Еревана прибыло около двухсот родственников погибших в авиакатастрофе. Их приняли две сочинские гостиницы. В них были развешаны страшные фотографии.
... Я видел лица этих людей, их слезы, когда они смотрели на фотографии. И не смог подойти к ним и взять интервью, несмотря на требование редакции. Когда у человека такое горе, ему можно только молча сочувствовать.
Море, как и небо, принимает всех. Только небо принимает души, а море - тела трагических погибших людей. А, может, правы те, кто утверждает, что все мы произошли из океана и туда уйдем?

Владимир ЦЕКВАВА,
СОБКОР «КН»

Наш Телеграмм t.me/issledovateli23
Наш канал Youtube
https://www.youtube.com/issledovateli
Наш канал Rutube
https://rutube.ru/channel/23476893
Форум для обсуждения
http://issledovateli.listbb.ru
Группа в ВК
https://vk.com/issledovateli23
©2024 Проект Исследователи. Копирование материалов разрешено только при наличии активной ссылки на сайт.