«В это мгновение нет ничего, что должно возникнуть. В это мгновение нет ничего, что прекращает быть. Поэтому в нём нет рождения-и-смерти, которым следует положить конец... Отсюда следует, что абсолютный покой (нирваны) есть настоящее мгновение. И хотя он в этом мгновении – ему нет конца и в нём – вечная радость» (Тань Дзин).
Буддизм возник в Индии примерно в одно время с китайским Даосизмом. В нём также нет Бога, а конечной целью является Нирвана, или Состояние Буддовости, означающее безмятежное спокойствие, высшее блаженство, полную умиротворённость. Самому Будде поклоняются как первопроходцу этого нового Пути.
Одной из причин человеческих страданий в Буддизме считаются желания, в особенности, касающиеся материальных благ. Чем больше денег и вещей, тем сильнее зависимость от них. Отказавшись от последних, человек начинает воспринимать все «подаяния судьбы» как должное, желая при этом только того, что имеет, а это, в свою очередь, позволяет тонко подстраиваться под внешние жизненные ритмы. Так можно быстрее «расплатиться» с прошлыми «долгами» и выйти за пределы вечно вращающегося «колеса рождений и смертей», навсегда оставшись в форме чистого, незамутнённого, всезнающего, блаженного Сознания. В этом плане Буддизм, как и многие другие восточные учения, проповедует пассивный Путь обретения Истины, в отличие от активных западных философий. «Плыть по течению» всегда гораздо легче, нежели усиленно «грести вёслами». По этой причине восточные практики, как правило, гораздо популярнее западных, они более известны и шире распространены во всём мире. Однако было бы ошибкой уподоблять восточную философию покорному подчинению влияниям внешних сил. Поезда, как известно, ходят по расписаниям и только там, где проложены рельсы, но, вовремя пересаживаясь на стыковочных станциях, можно благополучно добираться до пунктов назначения, причём, в комфортных условиях. «Плывя по течению» естественного хода событий, мы в состоянии сознательно выбирать необходимые «струи» – исторические, экономические, общественные и другие.
Принцип Причин и Следствий в Буддизме – один из главных и основополагающих. Правильные мысли, слова и поступки непременно приводят к соответствующим правильным результатам. И Принцип Ментализма также играет значимую роль в этом учении. Буддисты любят говорить, что какие бы громкие слова мы ни произносили и какие бы грандиозные поступки ни совершали, мысль способна на значительно большее. И, правда, ведь любое слово или действие по существу – озвученная или осуществлённая мысль. К тому же, какими бы ни были слова и дела человека, его истинная суть заключается именно в мыслях, содержащихся в голове. С религиозной точки зрения человек – это, прежде всего, Душа, а не внешняя оболочка. «Я – не тело, наделённое душой, я – душа, часть которой видима и называется телом» (Пауло Коэльо).
В этой статье речь пойдёт об одной разновидности, которая называется Дзен. Термин Дзен – японская транскрипция индийского слова Дхьяна, что означает Медитация – седьмая, предпоследняя ступень Хатха-Йоги. Основная особенность любой медитации заключается в длительном удерживании Внимания (Сознания) на каком-либо объекте, движении, процессе, а на чём конкретно, не имеет принципиального значения (для наработки навыка концентрации внимания). При этом Внимание всегда норовит ускользнуть куда-то, ему трудно сосредоточиться на чём-то одном, если только это не что-то захватывающее и интригующее, то есть интересное само по себе. Постоянно возвращая его «на место», мы через некоторое время переходим в стадию Созерцания, а длительное Созерцание в конечном итоге приводит к Самореализации, которая является восьмой ступенью Хатха-Йоги и называется там Самадхи. Медитация – не простое разглядывание, скажем, какого-то предмета, а постепенное слияние с ним, причём, настолько глубокое, что в конечном итоге исчезает грань между наблюдателем и объектом наблюдения.
Главная суть медитации в Дзене точно передана в известном изречении, где говорится о том, что Сознание (Внимание) должно уподобиться свету Луны, равномерно освещающему ночной ландшафт, а Ум (Мышление) стать гладким, словно зеркальная поверхность Озера, достоверно отражающая и Луну, и все окрестные очертания такими, какими они являются в реальности. Малейшая рябь на поверхности воды искажает изображение, порой до неузнаваемости. Мысли нашего Ума и являются этой «рябью». Для избавления от всех помех не следует отгонять их или уничтожать, ведь любое умственное напряжение – другая «рябь». Успокоение ментальной области возможно только тогда, когда Внимание как бы сверху безучастно «наблюдает» за свободным течением мыслей, не вникая в их смысл и не погружаясь в них. Тогда мысли, предоставленные самим себе, покружившись в голове, постепенно «улетают» вглубь Подсознания, обеспечивая тем самым чистому незамутнённому Сознанию непосредственное созерцательное восприятие Действительности в блаженном состоянии Сатори. Именно в этом заключена главная задача любой Дзенской практики, основное предназначение которой – прямой и наикратчайший Путь к Нирване.
Насколько занятия Йогой и другими духовными практиками гарантируют достижение Нирваны? Здесь всё как в музыке. Можно освоить нотную грамоту, научится петь, играть на разных инструментах, но для сочинения по-настоящему великих произведений необходимо вдохновение, которое непредсказуемо, его нельзя создать искусственно, просчитать и т. п. Также и Нирвана не есть продукт массового потребления. Но некоторые побочные эффекты Йоги, в первую очередь здоровье и долголетие, весьма привлекательны и доступны многим.
Дзен требует определённых самоограничений, воздержаний, стойкого терпения лишений, неудобств и ударов судьбы. Поза «сидя на пятках» наиболее популярна в этой дисциплине. Внимание при этом направляется в нижнюю область живота, куда при определённой координации тела перераспределяется центр тяжести, который одновременно является и центром движения в динамических медитациях. Безусловно, медитировать подобным образом можно почти в любом положении, а также при совершении большинства движений или действий. В повседневных буднях наиболее проста, но весьма эффективна практика концентрации внимания на каждом совершаемом действии, отчего результативность последних заметно увеличивается. Постоянное присутствие «здесь и сейчас» отнюдь не означает, что не следует вспоминать прошлое или планировать будущее, тем более, что всё это тоже происходит в настоящем. Просто во время подобных раздумий также нежелательно отвлекаться на постороннее. Нахождение в настоящем моменте подобно пению. Должна звучать текущая нота, стоит отвлечься на предыдущую или последующую – неизбежно появится фальшь. Это перекликается с Карма-Йогой и позволяет превратить всю нашу жизнь в одну сплошную медитацию. По этой причине Дзен имеет огромное поле практического применения во многих областях человеческой деятельности, от боевых искусств до кулинарии и художественно-поэтического творчества. Он эффективен и в уединении, и в гуще «городских джунглей», применим как в умственных, так и физических профессиях, иначе говоря, почти везде. Не зря ведь Дзен снискал такую популярность во всём мире. Универсальность – главное достоинство данной практики духовного и физического совершенствования.
Статья из серии "Практическая философия для повседневной жизни". Более подробная информация в моей книге "Научный Герметизм, или Герметическая Наука. Теория и практика всеобъемлющего учения о Природе, Космосе и Человеке".