Чудище железное
Шумит бийская пристань. Там и в простые‑то дни всегда людно было, а в один из дней, кажется, весь город собрался от мала до велика. Тут тебе и старики древние, и мальчишки сопливые, и люди почетные степенные. Не остались дома и хозяйки, что ж они других хуже? Почитай, уж несколько годов в городе какие‑то странные работы прямо на улицах проходят: поначалу деревяшки укладывают, а уж потом на них сверху железные палки. И что это будет? А тут уж и вовсе слух прошелестел от дома к дому, что везет‑де баржа по воде в Бийск чудище самое настоящее и тоже — железное. Понятно дело, что кто пограмотнее, тот уж знал, что к чему, и охотно разъясняли любопытным горожанам, что за „чудище“ прибывает в их город, а главное — зачем.
— Михеич, ты ж грамотный, газеты читаешь. Вот и скажи мне, на кой ляд мне то, что баржа сюды тащит, и что это за хреновина у меня мимо дома протянута? — старый дедок увязался на пристань за правнуками. Несмотря на то что день обещал быть жарким, натянул свой любимый треух и жилетку потеплее: вдруг разнепогодится, а он от дома далече.
Михеич работал токарем, грамоте и впрямь был обучен. Он достал из кармана пиджака газету и протянул деду.
— На — смотри картинку. Железная дорога это, дед, называется. Вот такая у нас теперь в Бийске будет. Сядешь на поезд и прямиком до Новониколаевска, как барин, сможешь ехать.
Дед сощурился так, что и без того сморщенное его лицо стало вдвое меньше. Он то вытягивал руки, отодвигая газету подальше от глаз, то подносил ее к самому носу, пытаясь рассмотреть, что там нарисовано. Но, увы, попытки успехом не увенчались. Обиженный старик сунул обратно газету в карман Михеича и пробормотал:
— Какого беса, прости, Господи, я в Новониколаевске забыл? Не хочу я туда ехать!
Но любопытство все ж взяло верх, и он осторожно подошел к стайке молодых парней в гимназической форме. Пристроился рядышком и навострил уши: может, они что внятное скажут. Да только взволновалась пристань — показалась баржа.
А между тем этого события 8 июня 1914 года в Бийске могло и не произойти. Точно так же, как и того, что несколькими днями ранее до обозначенного дня, 28 мая того же года, не был бы заложен на новой городской площади железнодорожный вокзал.
Единогласное историческое
— Господа, господа! Соблюдайте тишину!
Глава Новониколаевска на правах хозяина утихомиривает гостей — гласных, прибывших на историческое совместное заседание Дум сибирских городов. Обсуждается написание ходатайства на получение разрешения на строительство железной дороги Семипалатинск — Барнаул с продолжением Барнаул — Бийск. Дело необходимое, но изначально сложное, так как в министерстве проведение дополнительных веток в принципе не планировалось. А дорога Бийску была нужна как воздух.
Спорили, доказывали, приводили факты и доводы. В результате исторический документ был подписан единогласно. Однако свою делегацию в Санкт-Петербург бийская Дума все же направила. Оставались опасения, что ветку до города начнут прокладывать в последнюю очередь, и тому были предпосылки. В столице гласные бийчане следили за ходом дела и отстаивали свои интересы в министерствах разных уровней. Поехали, как выяснилось, не напрасно. Неожиданно стало известно, что в казне строительства деньги на бийскую железную дорогу даже не предусмотрены. И это несмотря на уже утвержденный проект.
— Что же вы хотите, господа! Европа на грани войны, нам тоже готовиться надо. Так что все свободные средства направлены на военные заказы, — чиновник многозначительно поднял палец вверх и снисходительно посмотрел на гласных, словно на неразумных детей. — А вам лишь бы свои капиталы множить. Знаю я, зачем вам дорога нужна, — развернулся, поправил свои золоченые эполеты и вышел прочь, не изволив попрощаться.
Из кабинета бийчане вышли понурые. Для чего была так нужна дорога, они и сами знали, как знали и то, что без нее город дальше развиваться не сможет. Пароходы и вьючный транспорт и так перевозили больше положенного, а здесь товарооборот увеличился бы в разы. К тому же бийчане уже вложили в проект свои кредиты и нести убытки не собирались. Ведь только борьба за успех обошлась Бийску в более 8 000 рублей, что составило почти 6% от общих городских расходов за 1910 год. Сумма по тем временам заоблачная.
Проблему Бийска столичные министры решили просто. Проект согласовали, но капиталы предложили изыскать на месте, то есть в городской казне. Мол, нужна вам дорога? Вот сами ее и стройте на свои деньги, да так, чтобы закончить объект до начала мировой войны. Впрочем, помочь обещали, как только — так сразу.
Строили, строили…
После прохождения лабиринтов министерств, которое длилось вплоть до 1911 года, стройка началась. Чтобы ее ускорить, было решено одновременно двумя отрядами вести дорогу от станций Алтайской и Бийской навстречу друг другу, для чего был объявлен набор тысяч рабочих со всех весей российских, с желанием записывались в строители и местные. Между тем гласные продолжали спорить, где должен находиться вокзал, сошлись на том, что подходящим для вокзала местом была признана речная пристань. Аргумент казался железным: все рядом, все под боком.
Вот только сведущие в строительстве люди выслушали чиновников Бийска и не согласились.
— Пристань так и останется на месте. Железнодорожный вокзал надо строить в центре города, куда сходятся все дороги.
— Но в центре города растет лес, — возражали гласные.
— Весь ненужный лес вырубить, об исполнении доложить! — сказали, как отрезали, и укатили обратно в Барнаул.
Начальником будущей станции городская Дума назначила специалиста по строительству Качанко Шапа Ивановича. Именно по его предложению отцы города все же дали согласие на строительство городской железной дороги от речной пристани в сторону западной части Бийска до вокзала и депо только к концу 1911 года.
Первые два года строительства велись земляные работы. В городе пришлось вырубить сосновый лес от пристани до места будущего расположения вокзала, засыпали многочисленные овраги, и все для того чтобы построить городскую железную дорогу. По ней от пристани должны будут направляться строительные материалы и механизмы. У нее даже название свое было — „карьерная дорога“. При ее строительстве, а потом и основной магистрали от Бийска до станции Алтайской, укладывали рельсы марки ОВР-143 выпуска 1911 года.
Уже в самом начале 1912 года промышленники России отправили на Алтай свои строительные материалы: рельеф, металл, платформы, вагоны для перевозки рабочих и грузов, паровоз, вагонетки и другие материалы до Бийской пристани по Оби и Бии по большой воде, чтобы тяжелые баржи не сели на мель. Строительство немного оживилось.
Оно еще и свистит!
…Баржа все приближалась. Бийчане тянули шеи, чтобы рассмотреть ценный и невиданный ими ранее груз — новенький паровоз серии „Ы“. Изготовленный на Коломенском паровозостроительном заводе, он даже издали казался огромным. И чем ближе он становился, тем отчетливее становились видны его формы: черные трубы, колеса и даже кабина машиниста в деталях. Действительно, казалось, что по воде к изумленным людям медленно подползает железное чудище, кто‑то из стариков даже креститься начал. Но самый ужас был еще впереди. После разгрузки, когда „чудище“ было установлено на рельсы „карьерной дороги“, оно засвистело и выпустила огромное облако белого пара. Тут уж заахали и заохали даже те, кто помоложе. А когда поезд запыхтел и тронулся в сторону своего назначения — вокзала, многие и вовсе бросились от греха подальше по домам. Только любопытные мальчишки, не ведая страха, долго еще бежали по шпалам следом за „Ы“ и визжали от восторга. Ну а наш знакомый любопытный дед, вспомнив о том, что он тоже умеет бегать, рванул к дому. Ему казалось, что бежит он очень быстро, и потому треух засунул подмышку, чтобы ветром не сдуло. Уже в родных стенах он долго крестился перед образами, а после сетовал на то, что закончились в Бийске спокойные времена, когда люди ездили на добрых лошадках и не лезли в пасти к чудовищам на колесах. Ночью ему снилось, как он гуляет по городскому лесу… Тому самому, что горожане принесли в жертву железной дороге, вырубив его навсегда. Дедок вздохнул во сне, жизнь становилась новой и интересной. Утром он отправился еще раз взглянуть на паровоз, чтобы привыкнуть к нему и больше уже никогда не бояться…
Не было бы счастья, да…
1 августа 1914 года в Бийске вводится военное положение. Началась первая мировая война. Военная комендатура требует от строительной компании ускорить работы по завершению строительства Бийской железной дороги, сообщение с другими городами воюющей России крайне необходимо. Теперь уже правительство само торопит и устанавливает срок окончания работ — октябрь 1914‑го.
Но работы, хоть строители и спешили, все равно велись медленно, порой даже с некоторыми нарушениями. На одно звено рельсового пути укладывали только 13–14 шпал, от чего путь местами получался неустойчивым. Укладка рельсовых звеньев пути тоже велась по еще неподготовленному, не улежавшемуся полотну. Позже это скажется на эксплуатации дороги при перевозке грузов и пассажиров. Но тогда объект надо было сдать. От Бийска в сторону продолжения ветки прямо от здания вокзала отправляется поезд с рабочими и первыми пассажирами — паровоз и четыре вагона.
В результате усилий тысяч рабочих и сотен инженеров основная железнодорожная линия между Бийском и Алтайской была уложена на всем 157‑километровом участке в назначенный срок.
20 января 1915 года газета „Жизнь Алтая“ в № 15 сообщала: „Открыто временное товарное движение с приемом к перевозке грузов повагонными отправками в местном сообщении на участке Новониколаевск — Бийск…“. А 1 марта 1915 года в присутствии руководства Алтайской железной дороги, городской общественности и духовенства состоялось торжественное открытие станции Бийск.
Загадки „карьерной дороги“
По рельсам „карьерной дороги“ поезда из Бийска ходили вплоть до 30‑х годов ХХ века. А вот от какой пристани она брала свое начало? Ведь в то время в Бийске их было несколько — целых 4. Причем три из них принадлежали Морозовым и одна барнаульской купчихе Мельниковой.
Как удобнее тянуть, через весь город по Исаевской[1] улице или все‑таки минуя уже обжитые районы Бийска от пристани, что находилась напротив Вихоревской переправы? К тому же полудикий лес в ту пору буйствовал как со стороны современного микрорайона АБ, так и со стороны сахарного завода и старого центра.
Впрочем, история тем и интересна, что умеет хранить свои тайны и, спустя 110 лет, заставляет нас искать затерянные во времени и архивах ответы.
В материале использованы документы из книги Ивана Татаренко „Бийский железнодорожный узел“.
---------------------------------------------------------------------
Примечания:
[1] Исаевская улица — современная Красногвардейская.
Марина Волкова