Исследователи Донского государственного технического университета разработали математическую модель, позволяющую оптимизировать работу климатических систем в салоне транспорта. Разработка направлена на повышение энергоэффективности и сокращение выбросов загрязняющих веществ транспорта с учетом поддержания параметров теплового комфорта и максимально допустимых концентраций углекислого газа. Также разработанная модель может имитировать поступление и распространение вредных веществ в салоне транспортного средства.
Результаты проведенных исследований могут быть использованы при разработке современных энергоэффективных и безопасных систем обеспечения комфортных климатических условий для водителей и пассажиров различных видов транспорта, включая сельхозтехнику.
Созданная математическая модель позволяет рассчитывать параметры связанных гидродинамических полей (температура, скорость, влажность, концентрация кислорода и углекислого газа в пространстве) внутри салонов транспортных средств. Предложенное учеными решение на примере исследуемой кабины локомотива позволяет снизить потребление электроэнергии для летнего режима с 3,1 кВт до 0,6 кВт, а в зимнем режиме с 11,6 кВт до 3,9 кВт и сэкономить до 1,5 л/час топлива.
Задача была решена учеными в нестационарной постановке для расчетного сценария лета и зимы на примере кабины магистрального локомотива с двумя машинистами с учетом их дыхания. Исследователями было определено время стабилизации полей, построены графики для различных моментов времени, проведен сравнительный анализ равномерности полей по высоте кабины при различном расположении дефлекторов, а также найдены оптимальные конфигурации. Кроме того, в результате работы исследователей получены значения энергоэффективности функционирования климатической системы в режимах рециркуляции, дана качественная оценка направлений обдува водителя при различных режимах циркуляции и рециркуляции, с точки зрения концентрации углекислого газа в дыхательных путях.
В качестве дальнейших исследований ученые планируют добавить к математической модели уравнения, отражающие фазовые переходы водяного пара, для более точного моделирования при относительной влажности 100%, а также рассмотреть выпадение и испарение конденсата в явном виде.
Ранее ученые ДГТУ разработали математическую модель, которая позволила прогнозировать распространение большинства вирусов для уменьшения риска инфицирования в открытых пространствах и помещениях.
С полным текстом исследования Improving the Fuel Economy and Energy Efficiency of Train Cab Climate Systems, Considering Air Recirculation Modes можно ознакомиться по ссылке.