Найти тему

Приказ №227. "Ни шагу назад!" или недобор людей в штрафбатах

Оглавление

28 июля 1942 года на свет появился один из самых известных приказов И.В. Сталина за весь период войны. Его официальное наименование "О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций". Но в народе его быстро окрестили "Ни шагу назад".

Современная историческая наука при характеристике данного документа склоняется к мнению, что он появился в крайне сложной обстановке на фронте, а потому носил скорее морально-политический, а не организационный характер. Тем не менее, в тексте приказа впервые на высоком уровне говориться о необходимости создания штрафных частей и заградотрядов.

Вот о существовании штрафных частей мы и поговорим несколько подробнее. Мы попробуем хотя бы схематично проследить их историю с момента зарождения и вплоть до начала Курской битвы.

Июль-сентябрь 1942 года

Штрафбат? А что это такое?

Итак, грозный призыв Верховного, обращенный к бойцам и командирам Красной армии, прозвучал. Однако как же всё это выполнять?

И здесь мы сталкиваемся с целым пластом юридических проблем.

И.В. Сталин ведь, по сути, просто высказал некое пожелание о создании штрафных рот и батальонов. А кто именно может туда людей направлять - не сказал.

Приведем простой пример. Допустим, есть командир роты (старший лейтенант). Он считает, что командир первого взвода (младший лейтенант) в его роте - трус. Достаточно ли этого для отправки в штрафбат?

Или, предположим, в военный трибунал поступает дело рядового И.И. Иванова за убийство сослуживца по неосторожности. Можно ли его отправить в штрафную роту? По каким статьям следует расстреливать, а по каким - давать шанс в "штрафниках"?

Вслед за юридическими следуют организационные вопросы.

Возьмём штрафную роту (для наглядности). В неё должны отправляться рядовые и сержанты. Не офицеры! А теперь внимание: командир стрелковой роты РККА - офицер (тогда ещё - краском или средний командир), командиры взводов - тоже. Кого назначать на эти должности? Ведь рядовых туда не поставишь. Нужны люди, прошедшие специальные военные училища.

Если Вы решили эту задачку, то ловите следующую: где брать связистов, медиков, пулемётчиков? Всех этих людей надо специально учить. А если среди осуждённых не найдётся пулемётчиков, что тогда делать? Выбрасывать "максимы" и "дегтяри"? Смысл проблемы, думаю, понятен.

Есть и третий слой проблем.

"Штрафников" набирали для их отправки на наиболее опасный участок фронта. Что делать, если батальон недоукомплектован личным составом? Кто должен отдать приказ о его вводе в бой? Вопрос этот, на самом деле, не самый праздный. Штрафбаты напрямую подчинены сразу штабам фронтов. Это очень высоко. Штрафные роты подчинены штабам армий. Это всё равно, что сегодня взять и подчинить сельскую школу сразу министру образования. И лично министр своим распоряжением должен назначать в школу завхоза, техничек, сторожа, контролировать выполнение приказов и т.д.

Неудивительно, что для командиров обычных стрелковых дивизий штрафные части были чем-то странным.

Четвертый слой проблем заключался в контроле за штрафниками.

Мы имеем несколько сот человек, которые уже нами определены как люди "неустойчивые". Что же они сделают, если их бросить в бой? Заградотряд тут не поможет, т.к. "штрафники" могут просто убежать к немцам.

К тому же, военная служба, это не только героическое отражение танковой атаки. Гораздо чаще "штрафники" будут просто нести службу на передовой. А там очень большую роль играет дисциплина. Надо организовать караульную службу, надо выставить боевое охранение, надо организовать отрывку окопов и траншей, надо организовать учёт личного состава (в т.ч. и учёт потерь) и так далее. Заградотряд этим заниматься не будет, т.к. это не его функционал.

Как же командование справлялось со всеми этими проблемами?

Становление штрафных подразделений

Командующие фронтами и армиями прекрасно видели все "белые пятна" в приказе №227. Но быстро их исправить не могли, т.к. не имели ни полномочий ни времени. Гремели сражения, которые забирали на себя всё внимание командования. Поэтому к вопросам создания штрафных подразделений возвращались спорадически.

Одним из первых на сложившуюся ситуацию отреагировал Г.К. Жуков, командовавший Западным фронтом. Он попытался хоть как-то упорядочить процесс направления в штрафные части.

14 августа 1942 года Г.К. Жуков приказал:

  • командиров частей и батальонов, уличенных в трусости, предавать суду Военного трибунала (необязательно в штрафбат),
  • всех остальных неустойчивых направлять уже в штрафбат,
  • этим же приказом определялся список документов, который при себе должен был иметь направленный в штрафную часть военнослужащий.

-2

Любопытный момент: судя по всему, подразумевалось, что военнослужащий добирается до нового места службы "своим ходом", т.е. без конвоя.

Уже в августе 1942 года стихийно сложился принцип направления в штрафные части. Командиры полков, бригад, дивизий, корпусов могли обратиться в Военные советы армий с представлением о направлении тех или иных военнослужащих в штрафные части. Зачастую именно последние и принимали окончательное решение.

Вызывает известный интерес также относительная пассивность Военных трибуналов в вопросах отправки осужденных в штрафные части. С высокой долей вероятности можно говорить, что в августе-сентябре 1942 года трибуналы довольно редко выносили такие приговоры. По крайней мере, основная масса хозяйственных и дисциплинарных преступлений не предусматривала направления в штрафбат или штрафную роту.

В современной историографии момент с процессом формирования штрафных частей изучен мало. Обычно сообщается следующее:

28 июля, в день подписания приказа № 227, в действующей армии было создано 5 отдельных штрафных рот, 29 июля – 3 отдельных штрафных батальона и 24 отдельные штрафные роты, 30 июля – 2 отдельных штрафных батальона и 29 отдельных штрафных рот, а 31 июля – 19 отдельных штрафных рот. Свои штрафные роты и взводы имели Балтийский и Черноморский флоты, Волжская и Днепровская военные флотилии.

Указанные даты - лишь время выхода приказов о формировании частей. Фактически личного состава в указанные сроки данные роты и батальоны ещё не имели. Например, штрафной батальон Западного фронта будет находиться на базе запасной стрелковой бригады вплоть до последней декады августа. При этом всё это время туда будут прибывать бойцы и командиры.

По состоянию на август-сентябрь 1942 года общей проблемой штрафных частей станет острая нехватка кадров.

Быстрее всего проблему удастся решить только в отношении командиров. Командиры батальонов, рот, взводов, а также политсостав были просто назначены. Точно также была прислана часть рядовых и сержантов. Вместе они формировали постоянный состав штрафных частей. Это был костяк штрафных частей. А вот осуждённые шли по другой категории и именовались переменным составом.

К сожалению, сейчас далеко не все понимают, что штрафные части с первого дня своего существования не были однородны.

Разумеется, отсутствие чётко прописанных правил направления в штрафные части приводило и к перегибам на местах. Особенно это чувствовалось по отношению к рядовым и сержантам.

Например, в 3-й армии штрафная рота формировалась при 283-й дивизии. Постоянный состав - 15 человек - был собран за неделю. А вот переменный состав имелся всего в количестве 30 человек. Некомплект был огромным. Фактически был собран только один взвод.

Но даже среди этих 30 человек большинство было отправлено в "штрафники" на очень сомнительных основаниях. Многие отправлялись туда просто за сон на посту или за подозрение в неустойчивости. А некоторые приходили в штрафную роту и вовсе без каких-либо документов.

Примечательно, что Член Военного Совета 3-й армии бригадный комиссар Коннов приказал всех явно необоснованно направленных в штрафную роту вернуть по прежнему месту службы. А также он потребовал навести порядок с документацией. На практике этот приказ оставлял в роте только 3 (трёх) человек, осужденных Военным трибуналом.

Данный случай показывает, что некоторые командиры частей начали крайне широко трактовать свои полномочия по направлению военнослужащих в штрафные части. При этом отдельно отметим и тот факт, что Военные советы армий не просто "утверждали списки", а старались вдумчиво подходить к комплектованию штрафных частей.

Ситуация с малым количеством потенциальных "штрафников" повторялась регулярно. В 371-й дивизии честно написали, штрафная рота не сформирована "из-за отсутствия военнослужащих, провинившихся перед Родиной".

В нашем распоряжении есть сведения о комплектовании личным составом штрафных рот, батальонов и заградотрядов на Волховском фронте. В каждую роту предполагалось направлять по 31 человеку ПОСТОЯННОГО состава и по 94 рядовым ПЕРЕМЕННОГО состава. А теперь взглянем, что было по факту:

9 августа в 27 штрафных ротах не было ни одного человека переменного состава. В 10 ротах также не было ни одного человека постоянного состава (т.е. эти роты были без людей). В двух штрафбатах ситуация была аналогична.

13 августа на 27 рот - 62 человека переменного состава (некомплект - 2341 боец). При этом постоянного состава было уже 493 человека (некомплект - 344 человек).

К концу августа комплектование рот почти завершилось в плане постоянного состава. Но тут вылезла новая проблема - оружия не хватало просто катастрофически. В 54-й армии из 1080 винтовок для постоянного состава имелось в наличии лишь 10 (прописью - десять).

К сожалению, сведения о переменном составе вынесли в отдельный документ. Но элементарный здравый смысл подсказывает, что без винтовок роты в бой никто бы не отправил - дешевле было просто расстрелять.

И это приводит нас к довольно неожиданному открытию: в июле-сентябре штрафные части и подразделения были относительно спокойным местом службы. Поскольку роты и батальоны находились в стадии формирования, их отправляли на передовую эпизодически.

Бывали, конечно, исключения. Однако в бой штрафные роты шли только в случае крайней необходимости. Такое обычно происходило в южном секторе советско-германского фронта, когда под каток немецкого наступления бросалось всё, что только было под рукой.

В конце сентября 1942 года многие (но не все!) проблемы штрафных частей были решены приказом НКО №298. Появились единые штаты штрафных рот и батальонов, а также стали действовать соответствующие положения.

Второй период существования штрафных частей. Сентябрь-декабрь 1942 г.

Однако недобор в штрафные части был крайне ощутимым. По этой причине второй период их существования характеризуется резким расширением списка преступлений и нарушений, за которые военнослужащим грозили штрафбат или штрафная рота.

В частности, командование стало гораздо строже относится к хозяйственным преступлениям и злоупотреблениям полномочиями. С октября такая же судьба ждала членовредителей и симулянтов. Тогда же положения приказа №227 были распространены на внутренние военные округа.

Как эти меры повлияли на комплектование штрафных подразделений?

Вернёмся к Волховскому фронту. В октябре 1942 года там по-прежнему было 27 отдельных штрафных рот. В них "штрафников" - 171 (прописью - сто семьдесят один).

А вот штрафбатов там было два. В них по штату №04/393 должно было отбывать наказание 1548 человек без учёта постоянного состава. По факту в батальонах утром 10 октября было 14 человек (прописью - четырнадцать). Результат был предсказуем: штрафные части армий и фронта в бой практически не вступали.

Такое положение дел сложилось не только на Волховском фронте. На Закавказском фронте в составе 9-й армии создали 5 штрафных рот. Наполнить их людьми не смогли. Самая малочисленная насчитывала 12 человек, а самая многочисленная - 39 человек. Роты более месяца находились в тылу, в бой не вступали. А ведь в разгаре была Битва за Кавказ.

Интересно отметить, что в случае с 9-й армией политотделом чётко указано - в штрафные части людей направляют только особые отделы и прокуратура. Командиры частей и соединений своими правами и полномочиями не пользуются.

Чтобы хоть как-то закрыть вопрос с наполняемостью штрафных частей личным составом, 16 октября 1942 года был издан приказ НКО №323. В нём говорилось:

Многие дезертиры, а также расхитители военного имущества, пьяницы, злостные нарушители воинской дисциплины и прочие неустойчивые элементы, осужденные военными трибуналами с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны, фактически избегают наказания.

Осужденные попадают в запасные части и направляются в действующую армию вместе со всеми честными бойцами в составе маршевых пополнений. Нередко эти лица, находясь в запасных частях, а также в пути следования на фронт, ведут разлагающую работу, а прибыв на место, растворяются в общей массе и многие из них скрывают свою судимость.

Таким образом судебный приговор не достигает цели, подрывается авторитет суда и по существу наносится вред войсковым частям, куда эти люди прибывают.

Теперь уже всех осужденных с отсрочкой наказания требовалось отправлять в штрафные части. Самое интересное здесь заключается в том, что даже после этого приказа число "штрафников" пополнялось с заметным трудом.

Кроме того работа по выстраиванию взаимоотношений со "штрафниками" не была на местах выстроена до конца осени 1942 года. Практически любой вопрос требовал индивидуальной проработки. Ведь штабы дивизий были уверены, что штрафными ротами управляют штабы армий. А последние требовали, чтобы именно в дивизиях разбирались со снабжением, обучением и боевым применением "штрафников"

В 13-й армии Брянского фронта до конца ноября 1942 года "штрафники" не получили зимнего обмундирования, а командный состав не был вооружён. Сколачиванием рот и проведением серьезной боевой учёбы ещё только предстояло заниматься. Роты стояли в тылу, соприкосновения с противником не имели.

В ряде случаев бойцов и командиров отправляли для прохождения службы в штрафных частях, расположенных в глубоком тылу. Например, из 152-й отдельной стрелковой бригады в декабре 1942 года будущих "штрафников" отправляли в Астрахань, где располагалась штрафная рота. Подобные случаи вызывали ярость вышестоящего руководства. Однако быстро переломить ситуацию не удавалось. Условный командир дивизии в звании полковника не мог своим приказом отменить прямой приказ командующего армией (генерал-лейтенанта) или фронтом (генерал-полковника). А именно они зачастую и подписывали приказы о месте дислокации штрафных подразделений. Итогом этого становились и вовсе анекдотичные ситуации, когда личный состав штрафных частей, расположенных в тылу, привлекался к хозяйственным работам. Командиры дивизий, конечно, не могли своим приказом бросить "штрафников" в бой, но зато могли привлечь к разгрузке вагонов или расчистке дорог.

Относительно штатно "штрафников" использовали в основном на наиболее "горячих" участках советско-германского фронта. Ленинград, Сталинград, Ржев. Правда, страшные слухи о том, что штрафников там было бесчисленное множество - это всего лишь выдумки. Просто Л.А. Говоров, К.К. Рокоссовский, А.И. Ерёменко и И.С. Конев одними из первых смогли наладить боевую работу штрафных частей. Потери среди "штрафников" были действительно выше, чем у атаковавших рядом простых пехотинцев. Однако самих рот и штрафбатов было по-прежнему немного. Но даже для их использования приходилось идти на хитрости. Так К.К. Рокоссовский ввёл практику выделения из состава штрафного батальона отдельных штрафных рот для участия с боях. Здесь он был более энергичен, чем, например, Г.К. Жуков, который на Западном фронте предпочитал дожидаться полного комплектования батальона.

Промежуточный итог

И.В. Сталин в июле 1942 года поступил довольно импульсивно, отдав приказ о создании сразу большого числа штрафных рот и батальонов. Такого количества трусов и паникеров в армии просто не было. Поэтому постепенно пришлось расширять список нарушений, за которые провинившимся грозил штрафбат. Но за первое полугодие действия штрафных частей наладить их нормальную боевую работу так и не удалось.

-----

Конец первой части...

Уважаемые читатели, неожиданно для себя я понял, что уже написал достаточно много, а до Курской битвы ещё очень далеко. Так что придётся вторую часть данной работы оформлять отдельной статьёй.