Военные конфликты – продукт цивилизации? Нет! Их придумали люди? Тоже нет. Второй вопрос, на первый взгляд, может показаться средоточием абсурда. Но подчеркнем, это только на первый взгляд. Но если не люди, тогда какие существа создали то, что мы сегодня называем войной?
Благодаря кому мы сегодня думаем, что вооруженные «разборки», в том числе между целыми государствами – это детище человеческой цивилизации? Вполне вероятно, что всему виной – один-единственный человек. В XVIII веке эту идею выдвинул Жан-Жак Руссо, один из самых влиятельных философов своей эпохи. Доподлинно неизвестно, по какой причине, но он, пожалуй, слишком много на себя взял. Руссо во всеуслышание заявил, что так называемые благородные дикари, жившие до возникновения крупных цивилизаций, друг с другом не воевали, пребывая в атмосфере равенства и всеобщей свободы. Отсюда делался очень простой вывод: если прогнать царей и священников, человечество вновь обретет утраченный рай. Идея показалась очень привлекательной, и ее принялись реализовывать, а конечными продуктами этой реализации стала Великая Французская революция и свержение монархии. Правда, сам Руссо до этих событий не дожил.
Понимал ли французский философ, что изрядно лукавит? Скорее всего, да. И этому можно найти немало косвенных подтверждений. Жан-Жак Руссо вообще не отличался искренностью. Так, например, считается, что именно Руссо запустил в массы откровенную клевету на королеву Марию-Антуанетту. Дескать, однажды она произнесла фразу, впоследствии ставшую крылатой: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». Эта ложь оказалась удивительно живучей. Более того, сама фраза превратилась в символ отрешенности монархов от чаяний народа. Однако, как утверждают современные французские историки, не существует никаких доказательств того, что супруга Людовика XVI когда-либо произносила эти слова в действительности.
Весьма любопытно, что даже два столетия спустя, наблюдая за вооруженными конфликтами между племенами, живущими в рамках первобытнообщинного строя, ученые так и не осмелились открыто возразить Жану-Жаку Руссо. А еще более любопытным является то обстоятельство, что окончательно развенчала его теорию женщина, которую, по большому счету, даже нельзя назвать антропологом.
Эта женщина по имени Джейн Гудолл родилась в 1934 году в Лондоне. Когда она еще была ребенком, отец подарил ей игрушечную обезьянку. Возможно, именно это и предопределило всю дальнейшую судьбу девочки. Кстати, эту игрушку Джейн сохранила на всю жизнь.
В конце 50-х годов ХХ века Гудолл отправилась сначала в Кению, а затем в Танзанию, в Национальный парк Гомбе-Стрим, изучать шимпанзе. То, что ей удалось там выяснить, возымело эффект разорвавшейся бомбы. Причем потрясение приобрело, без всякого преувеличения, мировой масштаб. Оказалось, что шимпанзе, являясь хищниками, – они регулярно охотятся, причем ловят и едят других обезьян, а также других мелких животных, - воюют между собой и убивают друг друга.
Вот как описывают поведение шимпанзе исследователи Ричард Рэнгем и Дейл Питерсон в книге «Демонические мужчины: Обезьяны и происхождение человеческого насилия»:
«Это было своего рода пограничное патрулирование… Они выследили Голиафа (пожилого шимпанзе), по-видимому, скрываясь, на расстоянии около двадцати пяти метров от него. А потом они бешено помчались по склону к своей цели. Кричал Голиаф, кричали все нападавшие. Одни его держали, другие кусали, били и пинали. Повалив на землю, прыгали на нем. Экзекуция продолжалась восемнадцать минут, потом обезьяны отправились восвояси… Голова у Голиафа разбита в кровь, сильно посечена спина. Он попытался сесть, сильно дрожа, но не смог; упал. И его тоже больше никто не видел».
Данный эпизод прямо указывает на весьма своеобразные методы работы англоязычных ученых. Ради «чистоты эксперимента» они не стали вмешиваться в расправу, не попытались животное защитить, строго отслеживая хронометраж происходящего события. А затем, опять-таки, судя по описанию, не оказав пострадавшему никакой помощи, попросту спокойно удалились. Тем не менее, этот тщательно задокументированный факт прямо указывает на то, в чем сегодня сходится большинство ученых по всему миру: шимпанзе устраивают засады на сородичей.
Также следует отметить, что Джейн Гудолл подвергалась серьезной критике со стороны коллег, которые осуждали ее за то, что она дает обезьянам имена, вместо того, чтобы просто их нумеровать. Тем самым, по мнению научного сообщества, исследователь привносил в свою работу слишком большую долю субъективизма.
Как выяснилось в ходе многолетних исследований, шимпанзе – единственные человекообразные обезьяны, которые воюют и убивают сородичей. Кроме того, гориллы, орангутаны и гиббоны не едят обезьян других видов. Что же касается непосредственно так называемых боевых действий, то мнения ученых относительного того, насколько правильно называть эти действия именно войной, а не чем-то другим, разделились. И прежде всего, по вопросу, как часто происходит нечто подобное.
Одному шимпанзе нелегко расправиться с другим голыми руками. Эти приматы используют оружие: ветки деревьев, а иногда даже и камни, однако, опять-таки не совсем понятно, носит ли использование подручных средств системный характер. Кроме того, как заметили ученые, шимпанзе никогда не дерутся по принципу «стенка на стенку». Все убийства совершаются из засады и, как правило, по одному сценарию. Несколько особей нападают на одиночку из вражеской группы.
Применительно к случаю с приматом, которому дали имя Голиаф, нужно отметить, что за ним обезьяны организовали слежку. Животные очень тщательно прислушивались, нет ли кого-нибудь из противников поблизости, и постоянно поддерживали между собой связь. Напали они только после того, как окончательно убедились, что жертве никто не придет на помощь. Любая неожиданность спасла бы Голиафу жизнь; злоумышленники моментально бы разбежались. Но, так или иначе, у нас имеется возможность с достаточно большой долей уверенности заявить, что шимпанзе умеют лишать жизни представителей своего вида по предварительному сговору. То есть, действуют как самая настоящая человеческая организованная преступная группировка.
Помимо всего прочего, имеется информация, что массовые истребления у данного вида приматов тоже встречаются, хотя и очень редко. Ученые регистрировали случаи, когда самцы одной группы уничтожали самцов другой поголовно. Самок они присваивали себе, а от чужих детенышей тоже избавлялись.
Нельзя не отметить, что за шимпанзе наблюдали ни много ни мало целых полвека, в результате чего выяснилось, что их конфликты носят перманентный характер. Безвозвратные потери среди взрослых самцов составляли около 30%. Иными словами, в нескончаемой жестокой борьбе погибал каждый третий. Каждая группа занимала определенную территорию. Между территориями наблюдалась так называемая нейтральная полоса протяженностью семь-восемь километров. Почти все свое время шимпанзе проводили в центральной трети своей зоны. Несмотря на то, что нейтральная полоса могла располагать обильной пищевой базой, туда обезьяны отваживались заходить лишь в составе крупных отрядов. Свою решающую роль в данном вопросе играло опасение попасть в засаду.
В конечном итоге ученые задались вопросом: если массовые вооруженные конфликты присущи не только человеку, но и другим видам животного мира, близким к нам эволюционно, то означает ли это, что обычай воевать намертво вбит в нашу генетическую программу? И если да, то означает ли это, что люди обречены класть свои головы в таких конфликтах вплоть до полнейшего своего истребления? Неужели построение справедливого общества на основе взаимоуважения и гуманности невозможно в принципе? Как ни странно, довольно внятный ответ на этим вопросы человечеству подарили все те же обезьяны. Правда, уже не шимпанзе. Об этом читайте в одном из наших следующих материалов...
Владислав Трушников