Есть очень мало образов, которые так сильно волнуют воображение наблюдателя, как женщина на картине великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (или «Джоконда»). В её сдержанной, нежной и в то же время победной улыбке, которая освещает лицо сидящей дамы, проявляется весь талант художника. Картина, созданная Леонардо, согласно подсчётам историков и искусствоведов, пять веков назад и являющаяся сегодня самым известным экспонатом парижского Лувра, возможно, самое известное произведение изобразительного искусства в мире.
Но все ли так понятно и просто? В данной статье мы затронем три наиболее волнующих факта, которые не оставят вас равнодушными.
Кем была женщина с картины да Винчи?
Существует множество теорий о том, с кого мастер написал это полотно. Идентичность женщины, изображённой на холсте, остаётся загадкой по сей день.
Долгое время считалось, что «Мона Лиза» — это портрет Лизы дель Джокондо, жены флорентийского торговца. Однако результаты последних научных исследований, в ходе которых знаменитая картина была тщательно изучена с использованием современных технологий, ставят эти предположения под сомнение.
Во время исследования холста с использованием инфракрасной рефлектографии, позволяющей искусствоведам видеть нижние слои картин, выяснилось, что изначально женщина на картине выглядела более пикантно, чем сейчас. Она была одета в полупрозрачное одеяние, напоминающее тогу и драпирующееся вокруг тела. Некоторые эксперты предполагают, что женщина могла быть беременной.
Есть основания считать, что женщина носила одежду из газовой ткани, характерную для детей и беременных женщин во Флоренции эпохи Возрождения. Кроме того, согласно документам из флорентийского городского архива, Лиза дель Джокондо родила мальчика, названного Андреа, в декабре 1502 года. Однако Леонардо да Винчи не присутствовал во Флоренции ни во время беременности Лизы, ни во время её родов.
Художник закрасил первоначальный вариант портрета, и последующие версии также претерпели изменения.
А еще в Италии есть исследователи, которые склонны считать, что Мона Лиза - это вовсе не женщина. То есть, портрет-то женский, но позировал художнику юноша, причем ни кто иной, как его любимый ученик Джан Джакомо Капротти да Орено, которого называли Салаи - в переводе с итальянского, "дьяволенок". С ним Леонардо да Винчи связывали длительные - более четверти века - и, как предполагается, интимные отношения. Женственного мальчика Салаи, который пришел в мастерскую к Леонардо в 1490 году, будучи еще подростком, напоминают персонажи и нескольких других картин кисти Леонардо да Винчи.
Взгляд Джоконды
В 2003 году газета The Washington Post опубликовала статью, в которой упоминался интересный факт о картине Леонардо да Винчи. Многие любители искусства пытались найти брови на этом полотне, но им это не удавалось. Наиболее распространённые объяснения этого факта связаны с влиянием времени: картина отражала реальность того времени. Ещё одним объяснением считается личное решение художника.
Борис Виппер, искусствовед, обратил внимание на следы моды кватроченто на картине. Он связывает отсутствие ярко выраженных бровей с этой модой. В искусстве кватроченто волосы обычно изображались мелкими отдельными мазками. В случае с картиной Леонардо да Винчи отсутствие бровей и выбритый лоб могли быть намеренным ходом художника, чтобы усилить загадочность выражения лица.
Даниэль Фошарт, ссылаясь на мнение профессора, пишет, что в то время существовали другие стандарты красоты. Поэтому у женщины на картине Леонардо да Винчи отсутствуют брови. В те времена девушки выщипывали волосы на лице, оставляя лишь тонкий полукруг, чтобы создать видимость широкого лба. Такие модные тенденции прослеживаются и в «Джоконде».
Согласно другой популярной версии, героиня картины также могла страдать от гипотиреоза — заболевания, характеризующегося снижением функции щитовидной железы и уменьшением количества гормонов. В 2018 году учёные обнаружили признаки гипотиреоза в «Моне Лизе». Одна из характерных особенностей гипотиреоза — выпадение наружных концов бровей, из-за чего у больных остаются редкие брови.
Леонардо да Винчи мог рисовать брови или, по крайней мере, задумываться о них, так как есть подтверждения этому. Биограф Джорджо Вазари изучал творчество итальянских художников эпохи Возрождения и упоминал о бровях в «Джоконде»: «Они выглядят настолько естественно, словно представляют собой настоящий вид бровей, растущих на коже. В некоторых местах они тоньше, в других — толще».
Тайные знаки
Рассматривая увеличенное изображение «Моны Лизы», Паскаль Котт не заметил одну важную деталь — цифры или буквы, которые едва заметны в глазах женщины. Итальянский исследователь Сильвано Винчети отмечает, что невооружённым глазом символы не видны, но при использовании увеличительного стекла их можно рассмотреть.
Учёный обнаружил, что в левом зрачке «Джоконды» находятся буквы «LV». Возможно, это подпись самого художника или заглавные буквы его имени — Leonardo da Vinci. Символы в правом зрачке разобрать сложнее, и Винчети предполагает, что там могут быть буквы «C» и «E». Однако до сих пор нет объяснения этим знакам.
Обнаруженная цифра 72 может символизировать двойственность человеческой природы и единство противоположностей. Число 7 в христианстве ассоциируется с Богом-Отцом, а число 2 в каббале указывает на мужское и женское начала и на сочетание божественного и человеческого аспектов. Учёный Джузеппе Папаньи считает, что число 72 на картине Леонардо да Винчи представляет собой зашифрованное имя Всевышнего, поскольку в эпоху Возрождения считалось, что имя Бога состоит из 72 букв.
Наш сайт: https://art-kapusta.ru/#rec730849551