Найти тему

Искусство шпионажа

Даллес А. ЦРУ против КГБ. Искусство шпионажа Пер с нем. В. Г. Чернявского, Ю. Д. Чупрова. – М.: ЗАО Центрполиграф. 2002. – 428 с.

Авантитул: «ЦРУ против КГБ», контртитул: «Allеn Dulles IMGEHEIMDIENST»

Таким образом, у книги одновременно четыре названия – два русских (полное и сокращенное), немецкое и исходное английское «The Craft Of Intelligence» (Ремесло разведки). Кому принадлежат авторские права на книгу не указано, указано только кому принадлежат права на перевод. Секреты, секреты, секреты! Даже номер заказа в исходных типографских данных не указан.

Автор пишет: «Офицер разведки должен … формулировать свои мысли ясно, кратко… и, самое главное, увлекательно». Вот, как раз увлекательности книге и не хватает. В защиту автора скажем, что тут еще «постарались» переводчики, – из 240-страничной книжки сделали фолиант на 428 страниц! Примером ловкости, послужившей увеличению страниц (оплачиваемых издательством), может служить последняя мысль, высказанная автором:

The last thing we can afford to do today is to put our intelligence in chains. Its protective and informative role is indispensable in an era of unique and continuing danger. – Ныне, как никогда раньше, мы не можем позволить себе ограничивать деятельность нашей разведки, мешать ей. Во времена неслыханной угрозы, нависшей над нами, мы не имеем права отказаться от тех возможностей, которыми располагают наши секретные службы, защищающие нацию от коммунистической агрессии и вовремя предупреждающие нас о замыслах коварного врага.

Не нужно знать английский, чтобы понять, что перевод чрезмерно раздут, причем в ущерб и ясности, и краткости, не говоря уже об увлекательности. Тут явно прослеживается риторика российского Главного политического управления армии, аналога которому США так и не создали. Этот прием словословия прослеживается с самого начала. Автор и название книги выбрал кратким.

Автор дважды предупреждает читателя, что последний знает ЦРУ односторонне, – подробно о провалах и очень мало об успехах, – поскольку провалы широко освещаются прессой, а успехи остаются секретными. Но и успехи получаются не вполне убедительными. Автор уверяет «Мы сохранили секреты атомного проекта», а через несколько страниц цитируется сенатор: «русские украли атомную бомбу». С одной стороны, конечно, данные о бомбе «утекли» до создания ЦРУ, но тогда излишне хвалиться своей защитой секретов.

Автор считает, что ЦРУ с момента своего создания допустило только одну серьезную ошибку – не заметило поставку советских ракет на Кубу (за что, собственно автора и отправили в отставку). «Но мы знали о советской программе запуска спутников» – пишет он. Ну конечно же знали! В Известиях была статья, что в будущем 1957 году, объявленным международным геофизическим, ученые США и СССР планируют запуск искусственных спутников земли. А вот знали ли, что ракета была рассчитана на нагрузку 4,5 тонны? Комиссия сената, недовольная появлением у СССР глобального носителя ядерного оружия, вызывала на ковер представителя ЦРУ именно обвиняя ЦРУ в недостоверности разведданных.

В книге есть примечания не только автора, но и неизвестного редактора, который комментируя успехи американской разведки, например, в 1941 году пишет: «Разведка Вашингтона в результате чтения зашифрованных японских дипломатических документов задолго до нападения на Перл-Харбор знала о готовящейся агрессии Японии против США. Эти сведения были доложены высшему военному командованию и правительству. Но там их не приняли всерьез. Причина в том, что подавляющее большинство американских руководителей были убеждены: Япония выступит против СССР». Это примечание интересно тем, что примерно таким же способом у нас объясняют объявление боевой тревоги в 41-м на флоте на сутки раньше, чем в сухопутных войсках, – якобы разведка в Севастополе раскрыла румынские и немецкие военные шифры, т. е. Жуков только «доложил начальству», а адмирал Кузнецов сам объявил тревогу.

Много места уделено в книге сбитому на Урале в 1961-м году самолету-разведчику У-2. В основном, доказывается насущная необходимость создания самолета специально для наблюдения за СССР. Но нет упоминания о том, что У-2 создали потому, что продолжать теми же маршрутами полеты американских бомбардировщиков на большой высоте после появления МИГов оказалось невозможным. Не пишет автор и о том, что У-2 использовался потом многие годы для фотографирования территории Китая. Кстати, поскольку качество аэрофотосъемки остается выше спутниковых фотографий, а ждать, пока спутник-шпион пролетит над нужной территорией приходится от полутора часов до нескольких дней, то У-2 до сих пор продолжает модернизироваться.

Крайне любопытна аргументация автора о публикации секретных американских военно-технических документов в американской печати: «Чтобы получить эти данные советом пришлось бы потратить многие сотни тысяч долларов». Оценка степени секретности в долларах – это сильный ход. Тут можно добавить, что ЦРУ развлекалось тем, что публиковало в научных журналах специально для КГБ очень правдоподобную чушь. Процветала и торговля фальшивками. П. Швейцер в книге «Тайная стратегия развала СССР» писал: «…ЦРУ убедило несколько компаний разработать проекты компьютеров и сложных искусственных спутников Земли, которые в своей конструкции содержали бы неустранимый порок. Все эти фальшивки … были проданы советским агентам».

Автор постоянно пишет о невозможности агентурной деятельности на территории СССР. Он объясняет это прежде всего тем, что, например, «при Сталине один из пяти советских граждан был секретным осведомителем» (видимо, старики и дети не учитывались). Тут г-ну Директору ЦРУ можно и не поверить: рассказывая о достижениях НКВД – МГБ, Л.П. Берия называл цифру семь. Любопытно сравнить высказывания с фактическими данными. Правительство нынешней Латвии утверждает, что в картотеке латвийского КГБ было 10 тысяч агентов, – это при 2,5 миллионах населения. В ФРГ открыли архивы Штази (так немцы называют секретную полицию ГДР), – оказалось 200 тысяч агентов на 17 миллионов населения.

Закрывая книгу, понимаешь, что за последние 60 лет кроме некоторых технических новшеств мало что изменилось, – «An era of unique and continuing danger» (длительная и неповторимая эра опасности) продолжается, то есть, сама эра оказалась не уникальной. По-прежнему разведчики шпионят (подслушивают, подсматривают и оптом скупают секреты), по-прежнему контрразведчики ловят шпионов или, по крайней мере, болтунов, по-прежнему сотрудники одной разведки регулярно перебегают в другую, по-прежнему секретами торгуют все, кому не лень. Для нас единственная разница состоит в том, что раньше человек доказавший, что все, что он «продал врагу», взято из опубликованного в открытой печати, судом оправдывался, а сейчас нет (то есть, секретом суд может назвать задним числом все что угодно). Воровать по мелочи (в том числе и секреты) в России крайне невыгодно.

PS Даллес в своей книге не упоминает о «Доктрине Даллеса». Скорее всего, он о ней не знал.