45,5K подписчиков

Их технологии уже копируют японцы: что мы не знали о компании GAC

3,2K прочитали

Российский рейтинг китайских брендов отличается от существующего в самой Поднебесной. Например, в десятку лидеров, на уровне 5–7 места, там входит Guangzhou Automobile Group Co., GAC. Корпорация из Гуанчжоу продает в год около 2,5 млн автомобилей, чуть менее 10 % рынка. Да, львиная доля приходится на совместные предприятия с Toyota и Honda, но и под собственными брендами GAC реализует около полумиллиона автомобилей в год. В России же GAC едва знакома, хотя присутствует с 2018 года. За 2023‑й продано лишь около 2500 автомобилей, мизерные 0,2 % от общего числа купленных в стране. Эту ситуацию «Гуанчжоуская автомобильная компания» намерена исправить, признавая, что на старте откровенно «проспала».

Российский рейтинг китайских брендов отличается от существующего в самой Поднебесной. Например, в десятку лидеров, на уровне 5–7 места, там входит Guangzhou Automobile Group Co., GAC.

«Интеллектуальный» завод

Нас пригласили взглянуть, что же такое GAC на самом деле. На территории 15‑миллионной агломерации Гуанчжоу «хозяйство» концерна занимает небольшой «город». Несколько заводов, логистические хабы, огромный научно-исследовательский центр, технологический музей…

Российский рейтинг китайских брендов отличается от существующего в самой Поднебесной. Например, в десятку лидеров, на уровне 5–7 места, там входит Guangzhou Automobile Group Co., GAC.-2

Завод GAC Trumpchi (название бренда на внутреннем рынке) выпускает более 300 000 автомобилей в год, свыше 800 в день. Сейчас в программе насчитывается 13 моделей, из них 7 — гибридные версии. Важная составляющая репутации GAC — «эксперт по MPV». В прошлом году в Китае продано 164 тысячи минивэнов GAC — это первое место в сегменте, более 20 % рынка. Не менее объемное направление занимают кроссоверы, здесь в 2023 году «внутренние» продажи бренда превысили 150 000 штук. В России одной из первых моделей GAC стал большой GS8, но вскоре нас ждут еще премьеры (о них позже).

На некоторых участках человеческий труд вообще  не задействован.
На некоторых участках человеческий труд вообще  не задействован.

По современности оснащения завод не уступает европейским, где удавалось бывать, если не превосходит их. Многие посты роботизированы на 100 %, по цеху снуют автопилотируемые тележки — развозят комплектующие, экраны повсюду отображают параметры и статистику производства… Царство высоких технологий!

Российский рейтинг китайских брендов отличается от существующего в самой Поднебесной. Например, в десятку лидеров, на уровне 5–7 места, там входит Guangzhou Automobile Group Co., GAC.-4

Высокие технологии и мир Big Data

Но, оказывается, это мы еще не видели завод GAC Aion, выпускающий автомобили электрических брендов Aion (позиционируется как массовый) и Hyper (премиальный). На GAC Aion работает 7700 сотрудников, из них более 900 в отделе НИОКР. Мощность производства сопоставима с Trumpchi, в прошлом году продано 480 000 собранных здесь электромобилей. GAC Aion входит в «Глобальную сеть маяков» Всемирного экономического форума, объединяющую инновационные производства в экосистему по внедрению искусственного интеллекта.

Завод GAC выпускает более 300 000 автомобилей в год, свыше 800 в день.
Завод GAC выпускает более 300 000 автомобилей в год, свыше 800 в день.

Впечатлила система мониторинга электромобилей по всей территории Китая в реальном времени. Вот уж где «торжество Big Data»! Огромное панно, продублированное в заводском шоу-руме, отображает общее число подключенных к системе автомобилей, число находящихся онлайн, объемы «заправленной» энергии, параметры диагностики, средний уровень зарядки батарей, даже статистику посещений сервиса! Ну и, куда ж без этого, объемы снижения выбросов углекислого газа. На момент визита электромобили Aion и Hyper «спасли мир» от 9,7 млн тонн СО2, что эквивалентно почти 88 млн высаженных деревьев (площадь такого озеленения — 3,3 млн км2).

Российский рейтинг китайских брендов отличается от существующего в самой Поднебесной. Например, в десятку лидеров, на уровне 5–7 места, там входит Guangzhou Automobile Group Co., GAC.-6

На вопрос о сотрудничестве с Toyota и Honda (не без подвоха о заимствовании технологий) нам ответили: да, некоторые наши технологии японские партнеры перенимают. Вот тебе и «китайское заимствование»! Собственные исследования GAC вылились во множество интересных решений, только патентов у Aion около 15 000. Например, уникальные пожаробезопасные аккумуляторы, не боящиеся даже попадания пули навылет! Отдельное направление — твердотельные аккумуляторы с повышенной мощностью и плотностью энергии. Да и для обычных аккумуляторов испытываются новые материалы, конструкции электродов, решения для контроллеров и множество других инноваций.

GAC Aion. Сборка электромобилей со стороны выглядит даже проще, чем машин с «обычными» двигателями.
GAC Aion. Сборка электромобилей со стороны выглядит даже проще, чем машин с «обычными» двигателями.

С прицелом на перспективу

На площадке вертолетного клуба подготовлена небольшая тестовая трасса. Увы, о дорогах общего пользования для нас в Китае речь не идет — российские права не признаются. Да и предложенные для теста модели оказались в основном «не наши». Например, GS8 — в гибридном исполнении, а о поставках в Россию гибридов в GAC пока еще думают. Или спортивный (и это без натяжки) седан Empow с двигателем 2,0 л турбо, 261 л. с. Empow, кстати, приятно удивил «европейской» управляемостью, строгой подвеской и динамикой. Кроссовер Emkoo, начало поставок которого в РФ ожидалось — тоже оказался в «не нашем», гибридном исполнении. А потом и вовсе выяснилось, что решено везти к нам более современную модель того же класса — GAC GS4 Max, новую настолько, что и в Китае она только появилась у дилеров.

По сравнению с европейскими заводами конвейер смотрится менее «многоуровневым».
По сравнению с европейскими заводами конвейер смотрится менее «многоуровневым».

Электрические Hyper HT (похожий на Tesla Model X и Porsche Cayenne одновременно) и «седан» Hyper GT с передними дверями «a-la Lamborghini» — тоже не для России, это лишь дополнительное знакомство с современным поколением электромобилей.

Минивэны — один из «коньков» GAC, около трети от продаж бренда.
Минивэны — один из «коньков» GAC, около трети от продаж бренда.

Зато «нашим» оказался симпатичный компактный кроссовер GS3, он появится в России буквально на днях. Поездить удалось на версии R-Style, она тоже будет у нас. От обычного GS3 R-Style отличается 19‑дюймовыми колесами, иными настройками двигателя, трансмиссии и рулевого управления, дополнительным режимом Sport+ и «спортивными» дизайнерскими штрихами в отделке. Кроссовер показался весьма достойным, но подробно о нем поговорим после реального, а не такого импровизированного тест-драйва.

У «гиперов» SSR — сборка штучная, на отдельной «показательной» линии.
У «гиперов» SSR — сборка штучная, на отдельной «показательной» линии.

Минивэн М8 — новая, но уже доступная в России за 5,5–6,5 млн рублей модель — стал буквально любимцем всей нашей группы. Вот, казалось бы, что ему делать в тесных виражах между конусов? Но в том-то и дело, что и в таких несвойственных условиях он сумел сохранить достоинство, оберегая комфорт пассажиров не только в навороченных «капитанских» креслах второго ряда.

А «на закуску» — главная гордость GAC! Правда, только с пассажирского сиденья, ведь речь о наделавшем шума еще до начала производства прошлой осенью Hyper SSR, по праву причисленном к «гиперкарам»! Мощность — 1224 л. с., крутящий момент — 1230 Нм, разгон до 100 км/ч — за умопомрачительные 1,9 с! «Максималка» ограничена, но технически SSR способен развить 300 км/ч, что дает ему статус самого быстрого электромобиля в мире. В Китае SSR, собираемый вручную на отдельной линии завода Aion, стоит от 1 286 000 до 1 686 000 юаней (16,7–22 млн рублей). Увы, реализовать те самые «1,9 с до сотни» неидеальное покрытие не позволяло, по бортовому компьютеру получалось около 2,5 с. Но и это — потрясающая динамика! На коротком разгонном отрезке, где Hyper HT сумел набрать 94 км/ч, «гиперэлектричка» SSR улетела далеко за 120 км/ч, вовсе не собираясь снижать интенсивность разгона, от которого реально перехватывает дыхание.

Российский рейтинг китайских брендов отличается от существующего в самой Поднебесной. Например, в десятку лидеров, на уровне 5–7 места, там входит Guangzhou Automobile Group Co., GAC.-11

День технологий

GAC Tech Day — ежегодная конференция в центре R&D, масштабы которого впечатляют: два огромных здания, тысячи сотрудников. Еще два R&D-центра у GAC построено в Китае. А два заграничных созданы в странах, где компания и на рынке-то не представлена (в Милане и Лос-Анджелесе), и ориентированы на несколько иные задачи, в частности, поиск молодых талантов.

Не все модели на тест-драйве оказались в «российской» версии.
Не все модели на тест-драйве оказались в «российской» версии.

Основной темой Tech Day 2024 стали уже упомянутые новые технологии аккумуляторов и разрабатываемая GAC система автопилотирования Garcia. Ее принципиальная особенность — Garcia опирается не на данные высокоточной навигации, а на визуальные датчики и обрабатывающий и анализирующий их искусственный интеллект. Получается это неплохо, например, на тесной парковке система способна расположить автомобиль с точностью до 5 см. Способен ИИ и прогнозировать действия других участников движения. К серийному использованию система будет готова через два года, но уже сейчас мы встречали в относительно незагруженных трафиком районах Гуанчжоу тестовые автомобили с Garcia.

«Хочу быть Cayenne и Model X» — электрический Hyper HT.
«Хочу быть Cayenne и Model X» — электрический Hyper HT.

Рассказывали разработчики и о новых решениях для электромагнитных подвесок, и о платформе-тележке для мультимодальных перевозок. Был представлен (в том числе и «лично» — перед зданием R&D) даже электрический летающий «автомобиль» GOVE, в марте совершивший первый реальный полет.

Empow 2.0 Turbo понравился честными, «аналоговыми» манерами.
Empow 2.0 Turbo понравился честными, «аналоговыми» манерами.

В погоню!

Итак, один из лидеров внутреннего авторынка Китая начал погоню за конкурентами, ушедшими вперед в России. Ближайшей премьерой, как мы упомянули, уже весной станет GAC GS3. Переднеприводный кроссовер с 130‑сильным турбомотором 1,5 л целит в сегмент, где и так «жарко», собираясь привлечь российских покупателей стильным дизайном и хорошим, даже на фоне «нафаршированных» конкурентов, оснащением. До конца года ждем и кроссовер побольше — GAC GS4 Max. «Гуанчжоуская автомобильная» ставит цели увеличить продажи более, чем в 10 раз, выйти на объем 30 тысяч единиц в год. Для подкрепления столь смелых планов, предпринимается немало мер. В частности, будут налажены не только железнодорожные, но и морские поставки, с открытием в Санкт-Петербурге второго транзитного склада для ввозимых автомобилей.

Что ж, судя по увиденному, масштабами GAC не напугаешь. Объявленная «погоня» вполне может оказаться успешной. Следим! И обязательно познакомим вас с новинками, которые GAC собирается представить в России.

Антон Борисенко

Что еще почитать:

Это Китай, детка! Как делают автомобили Changan

«Китайцы» и рядом не стояли: тест Lada Vesta с вариатором

Проект China Volga или зачем китайским автомобилям дают русские имена