Найти тему

Суверенитет России надёжно защищён

Если чьи-то действия будут угрожать её территориальной целостности, наше государство считает для себя возможным использовать все имеющиеся в распоряжении РФ средства.

5 июня в Санкт-Петербурге в «Лахта центре» Президент Российской Федерации Владимир Путин провёл встречу с руководителями 16 ведущих мировых информационных агентств, которые формируют примерно 80 процентов всего мирового новостного потока. Россию представлял генеральный директор ТАСС Андрей Кондрашов, который выполнил также роль модератора встречи.

Глава Российского государства высказал своё мнение относительно однополярного мира и возможного облика мирового порядка в будущем с учётом воли различных независимых стран.
«Вы знаете ведь, что произошло? – сказал он. – Мы много раз об этом говорили, лучше вас этого никто не знает. Советский Союз рухнул: развалился или его развалили – не важно, важно, что он прекратил существование. И осталась одна супердержава, которая посчитала, что всё, на её плече боженька заснул и теперь можно всеми командовать. Но мир сложный, многообразный, он быстро развивается, появляются новые центры силы».
«Смотрите, – продолжил российский лидер, – как Азия развивается. Китайская Народная Республика – 1,5 миллиарда человек, в Индии уже больше, наверное. Огромными темпами развиваются другие страны Азии – Южная Азия, Юго-Восточная Азия, те же Бангладеш, Пакистан, Индонезия. И темпы развития большие, и население растёт. И, судя по всему, тенденции такие, что развитие туда перекачивает потихонечку.
Несколько процессов в этом регионе мира происходят, догоняющие не только темпы роста, но и уровень жизни. Всё это неизбежно будет приводить к изменению конфигурации в мире. Уже сегодня нельзя говорить о каком-то монополизме, его уже не существует. Мир, безусловно, может существовать только тогда, когда он многообразен. Если будет полная монополия, то это будет ужасно. Так же как и в природе, политике, мир всегда многообразен.
«Я не знаю, хорошо ли это для самих Соединённых Штатов, что такая монополия создалась после развала Советского Союза, – отметил Президент РФ. – Ведь это потребовало от самих Соединённых Штатов каких-то дополнительных усилий. Смотрите, США тратят совокупно на оборонные расходы больше всех стран. Если расходы всех стран мира объединить, сложить, всё равно США тратят на оборону больше, чем все страны вместе. А почему? Огромные деньги идут на содержание баз за границей».
«Меня часто спрашивают: а как вам удаётся иметь такие современные вооружения, как, скажем, планирующие блоки «Авангард», условно, или какие-нибудь другие, – сказал Владимир Путин. – Потому что мы концентрируем усилия, финансы, административные ресурсы на решение главных задач. А Штаты вынуждены тратить деньги на содержание вооружённых сил, потому что если [есть] обширные базы по всему миру, [то] расходы огромные, воровство безграничное».
Российский лидер, давая оценку политики США, указал, что там «огромные ресурсы уходят на поддержание своего статуса империи. Идёт ли это на пользу гражданам Соединённых Штатов или нет? Я думаю, что нет. Это как раз способствует тому, что Соединённые Штаты потихонечку с орбиты съезжают, и исследователи в США знают об этом, прямо об этом говорят и прямо об этом пишут.
Я их читаю. Вопрос в том, как это, с какой скоростью «сход с орбиты» будет. <…> Но сегодняшнее руководство хочет любой ценой удержать это имперское положение и только наносит себе ущерб. Но изменения всё равно происходят, они неизбежны, они уже идут, никакого однополярного мира уже нет».

Первое, что мы сделали, – это исполнили свой долг перед людьми, которые страдали от государственного переворота и последовавших за ним боевых действий на территориях юго-востока Украины
-2

«Мне кажется, – отметил Владимир Путин, – что задача для всех нас заключается в том, чтобы мы и в Штатах, и в Европе, и в России, и в Азии, понимая это, не дошли до какой-то крайности, о которой говорила наша коллега из Британии. И чтобы мы, понимая это, сдерживали свои амбиции и умели договариваться, а не отговаривать от договорённостей. И тогда, значит, мир будет изменяться, но без тех катаклизмов, которые всех так пугают».
В центре внимания разговора Владимира Путина с руководителями информационных агентств была, естественно, украинская тема. Касаясь действия Российской Федерации, Президент РФ сказал: «Первое, что мы сделали, – это исполнили свой долг перед людьми, которые страдали от государственного переворота и последовавших за ним боевых действий на территориях юго-востока Украины. Мы признали права этих людей, которые проживают на этих территориях, защищать свои интересы, свою жизнь и жизнь детей. И это, на мой взгляд, основное. Мы также показали и самим себе, и всему миру, что мы не только говорим о защите своих интересов, но и делаем это и будем это делать, вне всяких сомнений. И с этим всем придётся считаться».
Относительно того, что надо сделать, чтобы прекратить боевые действия на Украине, российский лидер заявил: «Могу сказать то, что когда-то сказал господину Байдену. Он мне когда-то прислал письмо, я ему в письменном виде ответил: «Если вы хотите прекратить боевые действия на Украине, перестаньте поставлять оружие, и эти действия прекратятся в течение двух, максимум трёх месяцев. Вот и всё. Это первое. Второе – мы призываем никому не мешать возможному мирному процессу».
Далее Владимир Путин напомнил, что происходило в 2022 году:
«Ведь мы же договорились с Украиной о том, что мы готовы подписать с ними соглашение, которое отвечало на несколько ключевых вопросов. Первый вопрос для Украины – это система обеспечения её безопасности. И Украина в проекте этого соглашения прописала это таким образом, что она не является членом НАТО, она придерживается нейтралитета, но обеспечение безопасности прописано таким образом, что это очень близко к Уставу НАТО, 4-й и 5-й статьям Устава НАТО. Наверное, нет необходимости вдаваться в детали, но это означало, что все подписанты должны были бы оказывать в случае необходимости помощь Украине военным путём и так далее. Для нас это сложный вопрос, и я сказал, что над этим нужно подумать, но это возможно к обсуждению.
То же самое касалось интересов России. Это, повторяю ещё раз, нейтральный статус Украины, невступление её ни в какие блоки, это ограничение в известной степени вооружений и так далее, и это, безусловно, то, в чём заинтересована Российская Федерация.
Кроме этого, как вы помните, мы говорили о денацификации Украины. И я был очень удивлён, когда меня начали спрашивать: а что же такое денацификация? Это запрещение на законодательном уровне пропаганды нацизма. Как ни покажется странным, но и здесь у нас нашлась общая платформа, так же как и по другим ключевым вопросам, необходимым для урегулирования этой кризисной ситуации мирным путём. И если руководитель переговорной группы со стороны Украины под выдержкой из этого большого соглашения поставил свою подпись, парафировал этот документ, я думаю, что это свидетельствует о том, что это устраивало в целом украинскую сторону. А если мы это приняли, значит, это в целом устраивало и Россию».
При ответе на вопрос о возможных мирных договорённостях с Украиной Владимир Путин заметил: «Сегодня как договариваться? Действующее руководство Украины на выборы решило не ходить. Это же вопрос. Есть 103 статья конституции Украины, там прописано, что президент избирается только на пять лет. Есть 83 статья конституции Украины, где написано, что в условиях военного положения срок полномочий парламента пролонгируется. Но про возможность пролонгировать срок полномочий президента там ничего не сказано.
Есть закон, который объясняет статус военного положения. Там написано, что полномочия переходят к парламенту и что в условиях военного положения выборы президента не проводятся. Но там же не написано, что они пролонгируются. Вы понимаете? Там же это не написано. Написано, что выборы президента не проводятся. Но где написано, что они пролонгируются? Нет там этого ничего. А если не написано, значит, нет.
Напротив, есть статья 109 уголовного кодекса, по-моему, Украины, где написано, что это называется захватом власти. С кем подписывать договор? Тем не менее всё можно решить, обо всём можно договориться. Если полнота власти переходит к спикеру парламента… Было бы желание подписывать договор, с кем – найдём, это другой вопрос».

-3

Отвечая на вопрос о решении канцлера Шольца поставлять оружие на Украину, Владимир Путин указал, что Россия никому не угрожает, тем более главе другого государства.
Касаясь поставок западного оружия Украине, российский лидер отметил, что поставки оружия в зону конфликта – это всегда плохо. Тем более если это связано с тем, что те, кто поставляет, не только поставляют оружие, а управляют этим оружием. «И это, – сказал он, – очень серьёзный и очень опасный шаг. Мы с вами знаем, когда генерал бундесвера обсуждал, куда и как наносить удары: по Крымскому мосту или по каким-то другим объектам на территории России».
Когда на украинской земле появились первые танки немецкого производства, это уже произвело морально-этический шок в России, потому что отношение к ФРГ в российском обществе всегда было очень хорошим. Теперь, когда говорят, что появятся ещё ракеты, которые будут наносить удары по объектам на территории России, это окончательно разрушает российско-германские отно­шения.
При этом Владимир Путин напомнил о высказывании одного из известных немецких политических деятелей о том, что после Второй мировой войны ФРГ никогда не была в полном смысле этого слова суверенным государством. Президент РФ констатировал, что понимает зависимость ФРГ в области обороны, в области безопасности в целом. А также в области политики, информационной политики, «потому что там, куда ни ткни, в какое-нибудь крупное издание, но конечный бенефициар за океаном – какой-нибудь американский фонд». Влияние колоссальное, и сопротивляться этому очень сложно, отметил глава Российского государства. Но странно, что никто в сегодняшнем немецком руководстве не защищает немецкие интересы. Понятно – у Германии нет полного суверенитета, но немцы-то есть. Об их интересах надо подумать хоть немножко.
Говоря о реакции РФ на удары по её территории западным оружием, российский лидер заявил:
«Что мы должны делать в ответ? Первое – мы, конечно, будем совершенствовать наши системы ПВО. Будем их [запущенные в сторону России ракеты] уничтожать.
Второе – мы думаем на тему того, что если кто-то считает возможным поставлять такое оружие в зону боевых действий для нанесения ударов по нашей территории и создания проблем для нас, то почему у нас нет права поставлять наше оружие такого же класса в те регионы мира, где будут наноситься удары по чувствительным объектам тех стран, которые делают это в отношении России? То есть ответ может быть симметричным. Мы над этим подумаем.
Третье – конечно, подобные действия будут окончательно, они и сейчас уже дошли до высшей степени деградации, но будут окончательно разрушать международные отношения и будут подрывать международную безопасность. В конечном итоге, если мы видим, что эти страны втягиваются в войну против нас, а это и есть их прямое участие в войне против Российской Федерации, то мы оставляем за собой право действовать аналогичным образом. Но, в общем, это путь к очень серьёзным проблемам».
На встрече с руководителями международных информагентств была поднята тема применения ядерного оружия.
Отвечая на один из вопросов, Владимир Путин сказал: «Нас всё время пытаются обвинять в том, что мы машем какой-то ядерной дубинкой. Но разве я сейчас поставил вопрос о возможности использования ядерного оружия? Это же вы сделали. Вы меня выводите на эту тему, а потом скажете, что я махал ядерной дубинкой.
Знаете, это такая очень жёсткая тема. Американцы, Соединённые Штаты – единственная страна, которая использовала ядерное оружие во Второй мировой войне: Хиросима, Нагасаки – 20 килотонн. Наше тактическое ядерное оружие – 70–75 килотонн, такое ядерное тактическое оружие. Давайте не доводить не только до использования, а даже до угрозы использования.
Почему-то на Западе считают, что Россия никогда это не использует. У нас же есть ядерная доктрина – посмотрите, что там написано. Если чьи-то действия будут угрожать нашему суверенитету и территориальной целостности, мы считаем для себя возможным использовать все имеющиеся в нашем распоряжении средства.
Нельзя относиться к этому легко, поверхностно, а нужно относиться профессионально. Я надеюсь, что все в мире так и будут относиться к решению вопросов подобного рода».
Представителей западных агентств интересовал вопрос, кого бы российский лидер предпочёл во главе США – Трампа или Байдена. «По большому счёту, – заметил Владимир Путин, – нам всё равно». Фактом остаётся то, что Трамп, будучи президентом, начал вводить массированные санкции в отношении Российской Федерации. Он вышел из договора по ракетам средней и меньшей дальности. «И вряд ли после выборов что-то изменится на российском направлении в американской политике. Думаем, что ничего, по сути, такого серьёзного не произойдёт», – подытожил Президент РФ.
По его словам, все прекрасно знают, что происходит в Штатах в ходе внутриполитической борьбы, они сжигают себя изнутри, своё государство, свою политическую систему. Своё мнимое лидерство в сфере демократии тоже сжигают прямо на корню. И в сфере международной политики, и во внутренней политике, и в экономической политике сегодняшняя администрация совершает одну ошибку за другой. Стремление быть лидером глобального либерализма разрушает сами Соединённые Штаты.
Владимир Путин особо под­черк­нул, что Россия во внутриполитические процессы США никогда не вмешивалась и вмешиваться не собирается. «Мы будем работать с любым президентом, которого изберёт американский народ», – заявил Владимир Путин.
Что касается ситуации на Украине, если США будут руководствоваться национальными интересами, тогда могут быть какие-то изменения во внешней политике и в отношении России, и в отношении конфликта на Украине. «Но, я думаю, вы согласитесь со мной в том, что ведь Украина-то в Соединённых Штатах никого не интересует, – подчеркнул глава Российского государства. – Интересует величие Соединённых Штатов, которые борются не за Украину и не за украинский народ, а за своё величие и за своё лидерство в мире, и ни в коем случае не хотят допустить какого бы то ни было успеха России именно потому, что считают, что в этом случае будет нанесён ущерб лидерству США».
В этом весь смысл того, что они делают. Но если будущая администрация изменит вектор целеполагания для себя и будет видеть смысл своего существования и своей работы в укреплении США изнутри, укреплении экономики, финансов, выстраивания нормальных отношений в мире, тогда может что-то измениться.

Олег ФАЛИЧЕВ, «Красная звезда»