Подполковник юстиции Олеся Щелокова рассказывает о своем отце – участковом уполномоченном милиции Николае Буштаке, погибшем на боевом посту
Много лет назад, поступив на службу в органы внутренних дел, от своих старших коллег я услышала историю о гибели при исполнении служебных обязанностей участкового уполномоченного милиции Фокинского районного отдела - буквально на пороге собственной квартиры. Очень многие вспоминали добрыми словами погибшего героя – старшего лейтенанта милиции Николая Буштака – как человека и профессионала. Эта история столь сильно врезалась в мою память, что спустя годы, и разрабатывая авторский цикл материалов о действующих сотрудниках полиции, которые являются родственниками стражей порядка, погибших на боевом посту, я не могла не пригласить на беседу дочь Николая Васильевича – начальника контрольно-методического отдела Следственного управления УМВД России по Брянской области Олесю Щелокову.
Я беседую с миловидной ясноглазой женщиной. По внешнему виду и не скажешь, что эта приятная хрупкая девушка – майор полиции, которая с самого раннего детства узнала, как невыносимо больно терять близкого человека.
На протяжении всей нашей беседы Олеся смахивает набегающие слезы – эта боль никуда не уходит, и не притупляется с годами…
Николай Васильевич уроженец Клинцовского района Брянской области. В 1955 году в селе Павличи у Прасковьи Никитичны и Василия Ефимовича Буштак родился сын Николай. В семье уже подрастал сын Виктор, а вскоре после рождения Коли родится девочка Катя. Детство и юность Николая сложилось, пожалуй, как у большинства детей того времени, разве что с самых ранних лет он был приучен к физическому труду, любил спорт и отлично разбирался в технике. Получив среднее образование, окончил профессионально-техническое училище с дипломом по специальности токаря. Отслужив срочную службу в рядах Вооруженных Силах СССР, решил продолжить свое дальнейшее образование и поступил заочно в Брянский технологический институт, параллельно работая на одной из кафедр вуза. В это время за организаторские способности Николая выдвинули на должность секретаря комсомольской организации сотрудников факультета.
Однажды, приехав на побывку в родные места, Николай познакомился с миловидной девушкой Еленой – уроженкой Суражского района, которая, окончив, Брянский техникум советской торговли, приехала трудиться по распределению в Клинцы. Молодые люди стали встречаться, а через пару лет сыграли свадьбу. Через некоторое время, в 1982 году у молодой четы родилась дочь Олеся. К тому времени Николай уже два года работал в органах внутренних дел.
Односельчанин и однофамилец Николая – Матвей Иванович Буштак - сотрудник брянской милиции, зная хорошую физическую подготовку Николая, его отличные организаторские способности и любовь к технике, а также свойства характера – оперативность, ответственность, смекалку - порекомендовал ему поступить на службу в милицию.
Молодой семье выделили ведомственную квартиру в центре Фокинского района города Брянска – прямо на административном участке, который обслуживал участковый инспектор милиции старший лейтенант Николай Буштак. Участок был непростым. Он охватывал и многоэтажки, и частный сектор, и рынок, и магазины, близ которых постоянно случались перебранки, драки и иные нарушающие общественный порядок деяния.
Однако, Николаю Васильевичу удавалось сохранять уровень спокойствия на обслуживаемой территории. Он был взвешенным, рассудительным, умел найти подход к любому человеку. И отдавал всего себя службе, зачастую задерживаясь допоздна и жертвуя личным временем.
Елена устроилась в Брянске на работу по специальности, дочка подрастала и радовала родителей. И все, казалось бы, складывалось у молодой семьи хорошо. А дальше должно было быть еще лучше. Но…
«Мне было семь лет, и я уже училась в первом классе», - вспоминает Олеся. «В тот трагический день – 30 декабря 1989 года - я находилась в гостях у бабушки – мамы отца Прасковьи Никитичны в селе Павличи. Были школьные новогодние каникулы и я, как все дети, с нетерпением ждала наступления Нового, 1990 года. Помню, мы сходили на праздничное мероприятие в местную школу и уже готовились ложиться спать, когда прибежала перепуганная соседка и принесла скорбную весть…»
Это был самый разгар так называемой антиалкогольной кампании. В борьбе с чрезмерным употреблением населением спиртных напитков, конечно, были допущены «перегибы на местах». Люди, обозленные ценами, каждый день ползущими вверх, пустыми прилавками и невозможностью нормально накормить семьи, с остервенением штурмовали двери магазинов.
У вино-водочного магазина, расположенного близ Фокинского районного рынка, царил ажиотаж. Ситуацию усугубляло нахождение неподалеку пивного бара. Предполагая, что в преддверие праздника в данном микрорайоне может быть «весело», участковый инспектор Буштак с коллегой и сотрудниками патрульно-постовой службы совершали вечерний обход этой территории.
Внимание милиционеров привлекли двое молодых людей. Один из них, перебрав с дозой алкоголя, потерял равновесие и упал. Второй, на вид – потрезвее, пытался помочь поставить друга на ноги. Стражи порядка вызвали по рации машину для доставления последнего в медицинский вытрезвитель, что вызвало поток возмущения у его не столь охмелевшего товарища. Участковый Николай Буштак одернул зарвавшегося хама, который сразу же поспешно скрылся. Но он вернется…
Находившийся под воздействием спиртного в неадекватном состоянии молодой человек решает отомстить. Несмотря на молодой возраст – 26 лет – этот парень был уже дважды судим за злостное хулиганство. Пребывание в местах лишения свободы еще более искривило его и без того ущербную психику. Потеряв контроль, злоумышленник спешит домой, где вооружается обрезом, который хранил в домовладении. А затем – в квартиру милиционера, который поставил его на место.
Адрес участкового Буштака был хорошо известен. Да и никакие особенные меры предосторожности Николай Васильевич не предпринимал – всегда верил людям, и готов был прийти на помощь всякому, кто ее попросит. Вот и в тот раз, услышав звонок в дверь, Николай, забежавший домой на ужин, не раздумывая, открыл дверь. Прозвучал выстрел. Единственный. И смертельный.
«Смерть отца была трагедией, всколыхнувшей не только Фокинский район, но и весь город», - со слезами вспоминает Олеся Николаевна. Сотрудники, коллеги отца, помогали нашей семье пережить эту страшную трагедию. Стражи порядка сплотились и профессионально, они приложили максимальные усилия для установления и поимки преступника. Вскоре он был задержан и в соответствии с решением суда, приговорен к расстрелу. Однако, высшую меру ему заменили на пожизненное заключение. Есть информация, что отбывая наказание, он повесился в камере – видимо, действительно, муки совести – самая страшная кара для человека, даже самого отпетого негодяя...
Первый класс я окончила у бабушки, в средней школе села Павличи. Очень жаль, что в настоящее время эта школа уже закрыта. Вскоре маме выделили квартиру в том же, Фокинском районе, неподалеку от военкомата, и я была переведена в среднюю общеобразовательную школу № 41, по окончании которой получила аттестат зрелости. Вопрос выбора профессии для меня не стоял. По моим и маминым воспоминаниям, отец очень любил свою профессию, буквально пропадал на работе ночами и днями. Я решила пойти по стопам отца, и постараться сделать то, что не успел он. Ведь отец погиб так рано – всего в 34 года!
Поступив в 1999 году в Брянский филиал юридического института МВД РФ, в 2004 году я получила диплом об окончании этого вуза, уже переименованного в университет, по специальности «юриспруденция».
Мой путь в профессию начался в том же Фокинском РОВД, сотрудником которого был и мой отец. А руководил райотделом в то время Николай Васильевич Сапранцов – его коллега и приятель.
Мне посчастливилось служить в следственном подразделении и подразделении по делам несовершеннолетних Фокинского отдела милиции. Работая в этих службах, я приобрела свой собственный, очень ценный опыт, за что благодарна моим коллегам и наставникам.
Освоившись и утвердившись в профессии, в 2005 году я приняла новое назначение в отдел дознания РОВД, с 2013 года пришла на службу в отдел организации дознания УМВД России по Брянской области.
В настоящее время служу в Следственном управлении УМВД России по Брянской области в должности начальника контрольно-методического отдела.
Моя работа мне очень нравится. Я думаю, любовь к профессии - у меня от отца, он тоже всегда максимально ответственно и с душой подходил к делу.
(О добросовестности Олеси Николаевны красноречиво говорят многочисленные поощрения от руководства областного УМВД России, Губернатора Брянской области, в числе которых и ведомственная награда - нагрудный знак «Лучший дознаватель» - М.А.).
Конечно, мы любим отца и помним его. Хотя уже давно продана усадьба в селе Павличи, мы с самыми близкими родственниками всегда стараемся побывать на кладбище на его родине.
Не забывает нас руководство областного Управления Министерства внутренних дел, Фокинского отдела полиции и городского УМВД. В помещении Фокинского отдела полиции установлена памятная стела с фамилией отца. Мы тоже всегда возлагаем к ней цветы. Моя мама Елена Петровна – постоянная участница традиционных встреч руководства УМВД с родственниками сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей.
В Фокинском отделе полиции существовала традиция – сотрудники, работавшие с отцом, и молодое пополнение ежегодно, в день гибели Николая Васильевича, навещали место его захоронения в селе Павличи, отдавая дань памяти боевому товарищу и укрепляя преемственность поколений стражей порядка. Отрадно, что сейчас эта традиция возрождается.
А недавно, посещая экспозицию, посвященную 100-летию образования милиции России, которая была выставлена в Брянском областном краеведческом музее, я с гордостью увидела среди ценных экспонатов Орден Красной Звезды, которым посмертно был награжден мой отец за героизм и профессионализм при исполнении служебного долга.
Мы до сих пор живем в той же самой квартире, неподалеку от военкомата. Кстати, месту своего жительства я обязана и знакомством с будущим мужем - Александром.
Дочери Диане уже 21 год. Дочь определяется с выбором профессионального пути и, возможно, он будет связан с полицией. Диана и так практически выросла на моей работе.
Еще трудясь в Фокинском отделе полиции, я забирала ее из сада или школы, и приводила на службу. И таких дней и вечеров у нас было очень много…
А моя мама замуж больше так и не вышла. Для нее и для всех нас отец – жив. Он просто находится на дежурстве…»
Марина Алимова
Фото автора и из личного архива семьи Буштак