Найти тему

Гентский алтарь в лицах

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

Статью написала по вашим просьбам. Вопросы в комментариях подсказывают мне уже не первый раз, какой информации вам не хватило в моих предыдущих статьях.

Внешняя сторона алтаря после реставрации. Церемония презентации окончания реставрационных работ. Створки открываются...
Внешняя сторона алтаря после реставрации. Церемония презентации окончания реставрационных работ. Створки открываются...

Сегодня я просто расскажу о составе и композициях Гентского алтаря. Он состоит из 24 живописных частей, включает изображения 258 человеческих фигур и сразу довольно сложно разобрать, кто на них изображён.

Алтарь в открытом виде
Алтарь в открытом виде

В одной статье описать его целиком совершенно невозможно, он огромен. Алтарь имеет центральную часть и боковые створки (они расписаны с обеих сторон), представляет собой огромный складень. Когда он закрыт, мы видим внешнюю сторону боковых створок.

Вот и начну рассказ о внешней его стороне, её сюжетах, изображённых на ней лицах. Ниже на фото - Гентский алтарь в закрытом виде, до реставрации.

-3

6 мая 1432 года жители города Гента впервые увидели это "восьмое чудо света" — алтарь "Поклонение мистическому агнцу" в церкви святого Иоанна Крестителя (ныне это собор святого Бавона). Такого реализма, такой материальности в живописи пораженные горожане до сих пор не видели.

Гениальный автор отошёл от весьма декоративных, аллегорических и идеализированных форм Средневековья в пользу изображения наблюдаемой природы, её простоты и естественности.
Художникам Хуберту и Яну Ван Эйкам посвящена большая скульптурная композиция на лужайке перед собором. Фото от https://muranochka.livejournal.com
Художникам Хуберту и Яну Ван Эйкам посвящена большая скульптурная композиция на лужайке перед собором. Фото от https://muranochka.livejournal.com

Ян Ван Эйк был воистину гениальным художником, опередившим своё время. Его творчество задало направление развитию нидерландской живописи на много десятилетий вперед. Эпитафия неизвестного автора на его могиле гласит: "Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами и все живое прославлял своим искусством".

Алтарь до наших дней сохраняет сверкающее очарование красок, наполнен огромным духовным смыслом. На протяжении последних 12 лет части алтаря по очереди реставрируют, открывая из-под плотных поверхностных загрязнений, потемневшего лака и многослойных записей подлинную авторскую живопись.

Демонтаж центральной панели алтаря, отправка на реставрацию
Демонтаж центральной панели алтаря, отправка на реставрацию

Нам с вами, нескольким поколениям, живущим на рубеже 20-21 веков, в этом смысле повезло. Алтарю почти 600 лет, но в таком, собранном и цельном виде он пребывал лет двести, если не меньше. Вместе с "чудом света" ему также подошло бы определение "птицы Феникса, восставшей из пепла". Второе чудо - то, что он дошел до наших дней практически в полном своем составе.

О всех злоключениях, шести кражах, пожарах, вывозе в качестве военного трофея, о потерях, о том, какая из панелей до сих пор не найдена и заменена копией - когда-нибудь расскажу в отдельной статье.

Самое поразительное, о чём надо упомянуть в первую очередь - алтарь расписан с учетом падающего на него внешнего, дневного света.

-6

Просто помните об этом, когда будете рассматривать композиции, обратите внимание, что этот приём делал на тот момент объемы ещё глубже, материальнее, ещё убедительнее и реалистичнее.

Место, где будет размещен алтарь в храме, художнику было известно с самого начала. Свет через витражное окно должен был падать на алтарь справа, и Ян ван Эйк учёл это — мы видим эффекты внешнего освещения на предметах, фигурах, на многочисленных складках их одежд и также видим падающие тени от них.

В обычные дни алтарь был сложен, прихожанам были видны только его внешние створки, они видели его вот таким. Ниже размещаю фото после реставрации - да, это авторская, уникальная, открытая реставраторами живопись и именно её видели первые зрители, прихожане церкви в первой половине пятнадцатого века.

-7

Традиционно внешние створки алтаря расписывали одним цветом в технике гризайль. Ван Эйк отошел от устоявшихся канонов, чтобы передать ощущение реального пространства. И всё таки здесь художник использовал ограниченное количество цветов. Все композиции решены им в сдержанных серых, коричневых, белых, охристых цветах и спокойных оттенках. Они настраивают зрителя на серьезный лад, не мешают молитвенной сосредоточенности.

На внешних створках, в нижнем ярусе художник поместил четыре фигуры на четырех отдельных панно.

Нижний ярус алтаря (закрытого)
Нижний ярус алтаря (закрытого)

В центре мы видим Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова, а по бокам чету донаторов: Йоса Вейдта и его жену Элизабет. Йос Вейдт был дворянином и богатым землевладельцем, по документам он проживал в Генте с 1395 года. Также он являлся церковным старостой и однажды его избирали мэром Гента.

-9

Донаторы были одними из самых богатых, состоятельных горожан. Они выступили заказчиками этого грандиозного алтаря и оплатили всю работу, чтобы подтвердить свой высокий статус и оставить о себе память.

У них есть даже едва заметные ресницы...
У них есть даже едва заметные ресницы...

Художник поместил фигуры донатора и его жены по краям, они заняли самые скромные места. Он и изобразил их без идеализации - их уже немолодой возраст, мешки под глазами Йоса, морщины, родинки, бородавки на его лице, присутствует даже однодневная щетина на щеке, наполовину седая...

-11

Посмотрите и на фрагмент лица Элизабет. Второй подбородок, тяжи на шее, замявшийся уголок воротника... Никогда ещё до того не писали так реалистично.

-12

Художник подчеркивает их сдержанность и благообразность, но указывает и на высокий статус — у Йоса Вейдта на поясе висит большой кошелек.

-13

Головной убор Элизабет заколот золотой миниатюрной булавкой...

-14

Своими размерами донаторы приближаются к габаритам реального человека, они как бы находятся среди прихожан, молятся вместе с ними. Их руки сложены в молитвенных жестах.

-15

Глаз Элизабет написан гиперреалистично, ресницы, брови - различим каждый волосок.

-16

Их взгляды обращены к двум Святым, которые находятся между ними.

-17

Торговец обращается к святому Иоанну Крестителю, а его супруга — к святому Иоанну Евангелисту.

-18

Святые написаны в технике гризайли (имитация скульптуры, лепнины, барельефов). Они благоволят коленопреклоненным Вейдтам и склонили головы в сторону каждого:

Центральная часть нижнего яруса
Центральная часть нижнего яруса

Изображения донаторов в те времена часто вписывали в иконные образы и в алтарные композиции, это было связано с идеей Чистилища. В него после смерти попадали те, кто недостоин рая, и ждали, пока их души очистятся. Одним из способов помочь им были молитвы об умерших. Таким образом, заказчик получал гарантии, что за него будут молиться многие люди. У Йоса Вейдта и его жены не было детей, поэтому вопрос о том, кто будет молиться за них после смерти, был особенно актуальным.

Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова художник изобразил в виде каменных статуй. Иоанн Креститель держит на руках ягненка, это должно было напоминать молящимся о его порочестве о жертве Христа.

-20

Ягненок на его руках чудо как хорош, с тонкими ножками и миниатюрной мордочкой. Мы понимаем, что Ян ван Эйк прекрасно умел рисовать обычных маленьких ягнят. Насладимся ещё одним фрагментом, лёгкие и упругие завитки его волос написаны мастерски, при этом "каменность" не перестаёт ощущаться.

-21

У Иоанна Богослова в руках кубок со змеями — это отсылает к легенде о том, как его хотели отравить язычники, но яд чудесным образом не подействовал.

-22

Среди змей в кубке сидит ещё кто-то, даже не представляю, кто бы это мог быть? Любопытный персонаж!

-23

Обе фигуры изображены стоящими в нишах, где и положено было находиться статуям. Поскольку Ян ван Эйк хотел показать и передать, что они сделаны из белого бургундского камня, фигуры изначально были белыми.

Фрагмент картины в процессе расчистки
Фрагмент картины в процессе расчистки

Однако на протяжении последних 500 лет зрители видели их темно-желтыми, потемневший лак скрывал уникальную живопись. Лак и загрязнения реставраторы удалили, скульптуры святых вновь обрели белизну и детализацию.

Статуя святого Иоанна Крестителя до и после реставрации
Статуя святого Иоанна Крестителя до и после реставрации

Теперь рассмотрим средний ярус внешних створок Гентского алтаря.

-26

На четырех панелях изображена традиционная сцена Благовещения. Благовещение — момент, когда архангел Гавриил объявляет Марии, что она станет матерью Спасителя. У нас создаётся ощущение, что мы можем буквально шагнуть внутрь помещения, такой реалистичности и глубины достиг художник, изобразив потолок и пол комнаты в перспективе. Ряды плиток на полу, и деревянные балки на потолке, сокращаясь, уходят вдаль.

Что интересно, инфракрасная рефлектограмма показывает нам работу художника над композицией и изменение первоначального замысла.

-27

Сначала во втором ярусе Ян Ван Эйк наметил точно такие же арки с прилистниками, как и в нижнем ярусе. Но потом, по какой-то причине, изменил рисунок, сделал потолок комнаты другим.

-28

Слева — архангел Гавриил, он держит в руках белую лилию, символ чистоты Богородицы, и произносит фразу "Ave gratia plena D[omi]n[u]s tecum[m]" ("Радуйся, Благодатная, Господь с тобой"). Покажу вам фрагмент его крыльев, как легко и красочно они написаны:

-29

Справа Дева Мария и Святой Дух в виде голубя над ее головой. Есть версия, что эти фигуры писал Губерт ван Эйк — настолько они близки готической традиции с ее плоскостностью и условностью. Она, стоя на коленях и положив руки на грудь, отвечает "Ecce ancilla Domini" ("Се, раба Господня"). Эта надпись сделана вверх ногами, она обращена к Богу и ему так удобнее её прочесть.

-30

Оба они одеты в белые одежды и занимают одно пространство, разделенное двумя центральными панелями, на которых изображены детали комнаты.

-31

Интерьер комнаты смотрится объемно. Благодаря этому мы видим перспективу, появляется ощущение воздуха, реальности происходящего действия.

-32

Перед нами комната обычного бюргерского дома 15 столетия. В подобном доме жил заказчик, в таких же домах жили его современники, из окна видно улицу — видимо, это Гент, может быть, даже вид из окна самого Йоса Вейдта.

-33

Инфракрасная рефлектограмма открыла нам ещё один секрет. В окне, справа от колонны, на фоне неба, в инфракрасных лучах стало видно какое-то лицо.

-34

Откуда оно там и когда художник нарисовал его, пока осталось неясным.

-35

Простота интерьера делает композицию и ее сюжет ближе, понятнее молящимся. Комната полна бытовыми деталями. На стене мы видим изысканную готическую нишу, увенчанную шпилем с аркой-трилистником. Рядом с нишей висит льняное полотенце с синей полосой — символ чистоты и в то же время совершенно земной предмет.

-36

В глубине ниши — маленький серебряный кувшин над тазом. В иконографии того периода эти предметы домашнего обихода также символизировали чистоту Девы.

-37

В этих металлических предметах отражается свет — это тот свет, который падает на алтарь из реального окна в капелле.

На самом верху расположены четыре люнета, их по замыслу художника занимают четыре фигуры.

-38

Это два пророка по краям (Захария слева и Михей справа), и две сивиллы в центре (Сивилла Эрифрейская слева, Сивилла Кумская справа): каждая из них несет свиток (их ещё называют бандеролями).

-39

Захарию сопровождает надпись, взятая из его книги, которая гласит: "Радуйся весьма, дочь Сиона, радуйся [...], вот, тебе твоя король придет".

-40

Михей также приносит с собой отрывок из своей книги: "От тебя произойдет тот, кто будет правителем в Израиле".

-41

Эритрейская Сивилла (слева) ассоциируется с фразой, которая повторяет стих из "Энеиды" Вергилия и гласит: "Не поя ничего смертного, вы вдохновляетесь высоким духом". В "Энеиде" слова относятся к Сивилле, но здесь их можно прочитать как отсылку к Благовещению.

-42

То же самое касается и картуша Кумской Сивиллы (справа), где фраза "Приидет Царь Всевышний и станет плотью на все века" относится к пришествию Христа. Пророки и сивиллы предсказали рождение Иисуса: затем история приводит к сцене Благовещения, на которую они взирают сверху вниз так реалистично, что, кажется, сейчас высунутся из люнетов. Художник облачил их в современную (на момент создания алтаря) одежду, чтобы подтвердить их действительное, а не легендарное существование в далеком библейском прошлом.

На Гентском алтаре сохранились даже оригинальные рамы. Они также были тщательно исследованы, расчищены, отреставрированы.

-43

В пятнадцатом веке они считались визуально неотъемлемой частью картины. Благодаря им алтарь смотрится особенно гармонично и цельно.

На этом прощаюсь до скорой встречи, до новых тем.

Всем добра!

Фото обложки
Фото обложки