Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Битва стервятников. Мрачный триллер в духе "Старикам тут не место".

("Место под солнцем", Free State, 2023, ЮАР)

Зачем наши онлайн-прокатчики переименовали эту "остросюжетку" из ЮАР в честь классики с Элизабет Тейлор 1951 года, поди без бутылки уразумей. Общего у них обеих ровно ноль, и никаких "тёплых местечек" в жизни герои "Free State" себе не ищут. Да и таковых своих планов на будущее не озвучивают. По крайней мере в рамках текущего сюжета.

"Вон он, гад, в окне маячит, за спиною штепсель прячет..."© Песня
"Вон он, гад, в окне маячит, за спиною штепсель прячет..."© Песня

На самом деле образец для подражания, взятый авторами "Free State", настолько очевиден, - "Старикам тут не место" братьев Коэнов, - что порой он копирует оттуда сюжетные ходы и детали.
Ну а как вы хотели, если режиссёра южно-африканского фильма зовут, без шуток...
Робин Гуд! А это значит, что отбирать ништяки у богатых и дарить их бедным ему на роду написано. Пусть даже не луком-стрелами-мечом, а приёмами художественного кинематографа.

К счастью, этот Робин Гуд грабит Голливуд не тупо и беззастенчиво, и плагиатом его картину не назовешь. Потому что события в ней протекают иначе, да и развязка у них совершенно другая. А персонажи, хоть в чём-то и перекликаются с коэновскими, но по своим характерам и образу жизни отличаются от них. Вдобавок "убегающих" в этих уголовных разборках больше, и догоняющий их, убийца-психопат не всегда действует в одиночку. А копы тут - герои третьего плана, нужные лишь для того, чтобы покусывать главных героев за пятки, не давая им расслабиться.

"Солдат спит, служба идёт..." Увы - в данном случае идёт недалеко и недолго.
"Солдат спит, служба идёт..." Увы - в данном случае идёт недалеко и недолго.

Тем не менее влияние "Стариков..." на "Free State" ничем не скрыть, подобно умищу того дворника из анекдота про Карла Маркса.
Сходство наблюдается уже в завязке, сразу после странного пролога "с приветом из 1881 года". Чей сказочный смысл будет абсолютно неясен вам весь фильм и раскрыт лишь в эпилоге, монологом одного из копов. Да, типа вот такая стильная робин-гудова фишка. Вроде финального монолога героя Томми Ли Джонса в фильме Коэнов, подсказывающего нам мораль всей этой "басни".

Как и в "Стариках...", движуха во "Free State" тоже начинается с браконьерства. Только здесь "в поле погулять", вилорогих пострелять, выезжает не один браконьер, а два - братья Джоэл и Мэттью. Они же владельцы столярно-мебельного цеха из городка Вифлеем, провинция Фри-Стейт (откуда и название картины).
Из Мэттью, правда, охотник, как из Му-Му собака Баскервилей, поскольку он пьяница, наркоман и пофигист. Тем не менее он нужен для дальнейшего развития сюжета и конфликтов, поэтому ружьишко было доверено и ему.

А между тем в другом городе, тоже неподалеку, трое бандитов ограбили банк. Вернее, ноги унесли лишь двое выживших, зато с сумкой, где лежало 3 миллиона рэндов (примерно 160 000 $ по нынешнему курсу). И теперь, оставив за собой три трупа и умчавшись прочь, они решили заночевать в том же отеле, где отдыхали наши братья-охотники.
Именно там отмороженный на всю башку мокрушник Баргельд (дурацкая прическа по примеру киллера Чигура тоже прилагается) впервые встретил Джоэла. Это позволило первому запомнить второго - момент, что впоследствии сыграет ключевую роль в этой драме.

Как гласит уголовная мудрость: если денег у тебя в обрез - бери обрез и иди за деньгами.
Как гласит уголовная мудрость: если денег у тебя в обрез - бери обрез и иди за деньгами.

Впрочем, наутро все разбежались по своим делам. Джоэл (на сей раз без Мэттью) потопал спозаранку в лес продолжать браконьерить. А грабители чуть позже рванули на своей "тачке" дальше.
Вот только сегодняшнего их рывка хватило ненадолго. Аккурат до того леса, где Джоэл уже взял на мушку антилопу. Которую он, однако, лишь подранил, поэтому ей хватило сил допрыгать до шоссе... И угодить прямо под колеса Баргельду и его корешу! Отчего второй не справился с управлением, и их машина после отнюдь не спортивного кувырка замерла, разбитая, на обочине...

А офонаревший от такой охоты Джоэл...
Нет, он не стал вызывать неотложку и копов. И впрямь, на кой черт ему, браконьеру, разбираться с полицией, отвечая и за подстреленную антилопу, и за устроенное им ДТП?
Но слинять по-шустрому, пока его не заметили, он тоже не захотел. Заглянув в перевернутое авто, он обнаружил в нём не только двух не то мертвых, не то "в отключке", вчерашних соседей по отелю. Куда больше Джоэла заинтриговала их толстая сумка. Которую он вырвал из цепких пальцев Баргельда, после чего с чистой... вернее, как раз с нечистой совестью бросился наутёк. Решив по пути, что сообщать о своем трофее брату не надо - ага, с "наркошей" только миллионами рэндов и делиться!
Только Баргельд хоть и лежал в полуобморочном состоянии, всё равно узнал наглеца, кто лишил его добычи. А поскольку такие злодеи так легко в триллерах не умирают, этот тоже вскоре был на ногах. И с ещё больше отшибленной башкой кинулся на поиски Джоэла...

Кое-где особенности национальной охоты еще пожестче наших бывают.
Кое-где особенности национальной охоты еще пожестче наших бывают.

И здесь для нас от Робина Гуда обнадеживающие новости!
Несмотря на то, что
"Free State" его дебютная работа, исполнена она профессионально, "мрачно-атмосферно", смотрится с напряжением и интересом, и актеры в ней играют пусть местные, но выразительные.
Чего ей недостаёт, так это по-настоящему ярких, душераздирающе-эффектных сцен и противостояний, как у Коэнов. Но это, разумеется, не претензия, а лишь протокольная констатация факта. Ведь обвинять дебютанта из ЮАР (!) в том, что он с первой же попытки не допрыгнул до Братьев - нет, я, конечно, бессовестный человек, но не настолько!

***

В общем, ясен лук, что не все Робины Гуды одинаково легендарны и остроглазы. Хотя тот, который снял для нас "Free State", может, не снайпер, но в мишень попадает уверенно. Поэтому его первый, вполне ровный блин можно рекомендовать всем, кому по душе "захолустные" криминальные триллеры. Малобюджетные, но качественно снятые, с моралью и смыслом.

Ну а ортодоксам, для кого Коэны непререкаемые авторитеты, и любое подражание им - кощунство! - тому лучше ещё разок пересмотреть их творение. А про картину Робина Гуда - сразу забыть. Дабы не пришлось затем предавать ее анафеме на веки вечные, капая на нервы себе и другим.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):