«Изучение культурного геноцида, осуществляемого Турцией и Азербайджаном на государственном уровне в двух исторически значимых армянских городах, сегодня особенно актуально и необходимо как с научной, так и с политической точек зрения. Речь о древней армянской столице Ани и культурном центре Арцаха – городе Шуши. Оба этих города на протяжении своей истории имели особо важное военно-политическое и культурное значение для Армении и региона целом».
Эта мысль прозвучала на прошедшей в Музее истории Армении международной научной конференции «Археологическая школа Ани» в докладе, подготовленном кавказоведом, сотрудником НАН РА Овиком Аванесовым и историком Мгером Арутюняном. Ученые впервые сделали попытку провести историко-сравнительный анализ между уничтожением армянского следа в двух крупнейших экономических и культурных центрах исторической Армении.
«ЦЕЛЬ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОПОСТАВЛЕНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ и проведении на их основе анализа неприемлемого в истории цивилизованного мира явления. То,что происходило и продолжает происходить и в Ани, и в Шуши, в современной науке о называется «культурным геноцидом», - сказал в интервью «ГА» Овик Аванесов. – Имеющиеся у нас факты показывают, что уничтожение армянского культурного наследия в обоих городах имеет один и тот же почерк и единую цель - присвоить или полностью ликвидировать сохранившиеся в армянских населенных пунктах культурные ценности. Наше научное исследование направлено на обоснование культурного геноцида как преступления, совершенного Турцией и Азербайджаном в Ани и Шуши».
«Тот факт, что армянское культурное наследие в Ани было уничтожено на государственном уровне, документально подтверждается письмом от 25 мая 1921 года, направленным членом партии «Союз и прогресс», советником Мустафы Кемаля и депутатом Национального собрания Турции Ризой Нури беем командующему Восточным фронтом Кязиму Карабекиру, в котором написано: «Развалины и следы памятников города Ани должны быть стерты с лица земли. Выполнив эту цель, вы окажете Турции большую услугу (Baghdjian K., La confiscation par le gouvernement turc, des biens armռniens…, Montrռal, Quռbec, Canada, 1987, p. 56), - отметил Овик Аванесов. – Та же политика рьяно проводилась сто лет назад, затем на протяжении всей советской эпохи и проводится сегодня государственным режимом Азербайджана в Шуши и по всему Арцаху».
В 1918 г. ТУРКИ ВТОРГЛИСЬ В АНИ И БЕЗЖАЛОСТНО УНИЧТОЖИЛИ БЕСЦЕННЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ, собранные в результате кропотливого труда Николаем Марром и его коллегами при моральной и материальной поддержке армянского народа. Уцелела лишь небольшая часть уникальных, исторически и научно значимых материалов, которые удалось спасти Ашхарбеку Калантару вместе с Овсепом Галстяном, в дальнейшем заслуженным педагогом, и несколькими солдатами. Артефакты были перевезены в Харьков, затем в Армению, в Санаинский монастырь, где пролежали до 1926 г. и затем были переданы в будущий Музей истории Армении. Ученым пришлось защищать наследие своего народа с оружием в руках и вывозить его под вражескими пулями. Подобную картину мы наблюдали осенью 2020 г. в Шуши, где после оккупации азербайджанскими военными были уничтожены многие памятники культуры, разграблены музеи. Спасти удалось лишь часть коллекции Шушинского музея ковров – вновь, как 100 лет назад, под вражескими пулями и артобстрелом.
Другой метод борьбы турецко-азербайджанской государственной машины с армянским следом на исконно армянских землях – разрушение историко-культурного наследия. После Геноцида армян 1915 г. в Западной Армении было уничтожено немало армянских церквей, монастырей, крепостей и других архитектурных памятников. В Шуши после войны 2020 г. сравнена с землей церковь Сурб Ованес Мкртич, известная как Канач Жам, разрушены старинные кладбища: о воздвигнутых за последние 30 лет памятниках и вовсе нет речи. Немало церквей уничтожено и при советской власти.
«Еще один излюбленный метод обоих «соседей» - искажение внешнего вида, а зачастую и изначального предназначения памятников, что налицо как в случае с наследием в Ани, так и Шуши. У нас есть множество фактов, подтверждающих это, - подчеркнул Овик Аванесов. – Все это говорит лишь об одном: цель обеих стран-агрессоров - присвоение и уничтожение армянского культурного наследия Ани и Шуши, что происходит безнаказанно, одними и теми же методами. Чтобы противостоять культурному геноциду, нам надо укреплять свои позиции на дипломатическом уровне, требовать применения наказания и санкций в отношении агрессоров. Ведь Турция и Азербайджан не только проводят политику культурного геноцида, но и, оставаясь безнаказанными, становятся экспортерами данной политики».
Подписывайтесь на наш канал!