Найти тему
ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА (ПОПУТЧИЦА)

Странная

Ко мне пришёл заказчик за текстом - нужна реклама пятновыводителю. 

Он, создатель продукта, хочет её в соцсетях сотрудников разместить (вот тут я уже немножко обалдела, что начальник может влиять на контент подчинённых, но моего мнения никто не спрашивал).

Я называю стандартную цену текста. Заказчик сразу соглашается. Отлично, высылаю договор, пишу: 

- Присылайте техзадание: что должно обязательно прозвучать в рекламе, какие главные тезисы. 

Он:

- А давайте созвонимся?

При заказе текста созвон - не очень эффективен. Тем более, когда товар - вот такой... ну, понятный. Это же не какой-то стартап или проект, который "в двух словах и не объяснишь". А в данном случае мне нужны основные тезисы про продукт (ну вдруг он уникальный или в составе что-то необычное), а дальше я сама. Я пытаюсь это объяснить заказчику, но он вопреки моим аргументам настаивает на созвоне.

Ну хорошо, иду навстречу - созвонились.

Заказчик сначала перечислял мне эпитеты, характеризующие его пятновыводитель. 

Я записывала. 

Всё это было похоже на диктант, и совсем не понятно: почему нельзя было это просто текстом это прислать? 

Потом мы обсуждали текст. Но так обсуждали, как будто мы не партнёры, а я - подчинённый заказчика. 

Я предложила в будущей рекламе зайти через историю: сторителлинг отлично продаёт.

Но заказчик сказал, что нет, давайте лучше красиво опишем товар.

- Ну если вы знаете, как лучше, зачем вам я? - хотелось съязвить мне, но удержалась, конечно. Токсичные коммуникации - точно не залог успешного сотрудничества.

Я успешно прятала раздражение от того факта, что заказчик вообще меня будто не слышал.

- Никто не будет читать длинный текст, - проинформировал он меня.

- Смотря какой, - ответила я. - Мой - будут.

(В этом месте прошу восхититься мышцами моей самооценки. Всего-то несколько лет терапии - и я выговариваю эту фразу без запинки, уверенно). 

- Я напишу интересно, люди захотят узнать развязку, я умею удерживать внимание. А вот прилагательные через запятую - это почти гарантия, что на втором-третьем можно потерять читателя, - продолжаю я пояснять заказчику не очевидные ему очевидности. 

На самом деле, созвон получился эффективный: выяснилось, что мы с заказчиком друг друга совсем не поняли. Он заказал текст - и я собиралась написать ему текст. А он решил почему-то, что написанный текст я размещу в своих соцсетях. Как и его подчинённые.

А это уже полноценная реклама. А я не беру чужих реклам.

Заказчик пытался меня убедить всё же дать им рекламу в моих соцсетях по стоимости текста. Говорил, что у них классный продукт, и что "мы вас точно удивим", и "сейчас время такое... надо друг друга поддерживать", а ещё вот это: "мне сказали, что вы добрая".

Я умею видеть манипуляции и умею им не поддаваться. 

Я предложила остаться в рамках договоренности о тексте, что никак не делает меня злой. 

Но он немного обиделся, ответил, что бюджет, который я хочу взять только за текст, это весь их бюджет за рекламу. А они, на минуточку, "щупали рынок". 

Это тоже манипуляция. Типа: "Ты не охренела ли". Но нет, я не охренела.

Сейчас век искусственного интеллекта, текст можно создать и бесплатно. Люди приходят ко мне за моей энергией, подачей и моим опытом. И я продаю не текст, а именно своё время и свою энергию. И на меня большой спрос, потому что я пишу тексты много лет, 14 из которых публично. Поэтому - нет, простите, я не поддамся.

Но заказчик снова не услышал моего нет. 

- Может, пришлю Вам попробовать? - пишет.

- Не стоит, я не даю реклам.

Но он не отступился. 

Я кидала ему договор, который мы бы заключили, если бы договорились, и там, в договоре, был мой адрес. Он отправил для меня на ближайший СДЭК посылку с упаковкой пятновыводителей. 

- Это подарок, - написал он.

- В честь текста, которого не было? - пошутила я . - Спасибо.

 Пересылку подарка оплатила , кстати, я. Но это не проблема, конечно.

Моя дочь как раз испачкала розовую футболку шоколадом. Я решила испытать пятновыводитель. Постирала футболку. Шоколад отстирался, но не полностью. Контуры пятна остались.

- Ну как вам наш продукт? Попробовали? - спросил заказчик, который так и не стал заказчиком, через неделю.

Я поняла, что подарок был не просто подарком, а таким... промо-подарком. Его роль - меня удивить, чтобы я сказала заказчику: "Это чудо, а не пятновыводитель! Он и с зебры пятна отстирает. Давайте я отрекламирую вас бесплатно. По стоимости текста! А лучше и вообще бесплатно. Хочется быть причастной к чуду".

Я такое не люблю. Я что, в глазах заказчика, такая недалёкая тётенька, что не пойму этой его задумки?

Да и пятновыводитель немножко не до конца справился, если честно.

- Хороший, - отвечаю я, потому что всегда надо начинать с похвалы. - Но эскимо с футболки не отстирал.

И тут заказчик говорит обиженно:

- Ну а что вы хотите от пятновыводителя за 300 рублей?

Я хочу от пятновыводителя только одного: чтобы он пятна выводил. В целом, больше мне от него ничего не нужно. Если это стоит дороже трёхсот рублей, то лучше сделайте дороже. Но важно, чтобы пятен не было.

Странно гулять в футболке с пятном недостиранным и пояснять всем: "Ну просто пятновыводитель всего за 300 рублей был".

По тому же принципу я от соковыжималки жду выжатого сока, а от кофеварки - сваренного кофе. 

И от собеседника я хочу, чтобы он меня слышал. Не только себя, но и меня.

Чтобы это была со-беседа.

Потому что в основе вдохновенной коммуникации лежит вот это взаимо-слышание. А иногда в коммуникации возникают кляксы недопонимания, и их можно отстирать эмпатией, как вариант, и готовностью к компромиссам. Но это если захотеть. 

Зачем я это пишу.

Сторителлинг, дорогой заказчик (а вдруг он прочтёт?) классная вещь. Вот, например, это очень длинный текст, но люди его дочитали. 

Если бы это была реклама, то вот тут была бы ваша ссылка.

Но это не реклама. И ссылки нет.

- Вы, конечно, странная, - сказал на прощание заказчик.

- Спасибо за мнение, - вежливо ответила я, а сама подумала: "Не оправдыаать чужих ожиданий - это не обязательно странная".

Просто я почти научилась себя ценить, не поддаваться на манипуляции и в коммуникации очень ценю возможность быть услышанной.

В плане самооценки это, знаете... как из зыбучих песков выйти на твёрдую почву. 

Пока не верится, что можно стоять спокойно и каждую секунду не бояться утонуть в самоуничижении.

Как прозрение прям: я не должна выполнять указания людей вокруг, потому что люди вокруг - не мои начальники. Я хочу с ними партнёрских отношений и не обязана делать всё, чтобы им понравиться. Не обязательно нравиться и быть удобной не обязательно.

Меня не уволят. 

Я выбралась на плато этой мысли и стою. 

Ноги дрожат пока, но стою.

Надеюсь, зыбучие пески позади.

Вот такая я странная.

Автор
Автор