Найти тему
Простыми словами

Зацикливание на учебе

Оглавление

В период сдачи экзаменов часто возникает ситуация повышенного стресса – и для ребенка и для его родителей. Это непростой период, который, конечно, надо пережить. Но, к ужасу, иногда получается так, что это не удается. Время от времени слышу, что такой-то такой-то ребенок не выдержал напряжения, не справился в давлением родителей и учителей – со всеми вытекающими последствиями, порой трагическими.

Такие новости раздаются время от времени. И возникает вопрос, что взрослые делают не так, что приводит к таким ужасным последствиям…

Экзамены, наверное, один из первых серьезных стрессовых ситуаций у многих детей, и к ней надо готовить их заранее, но не так, как делают это некоторые учителя – запугиванием, унижением, сомнением в способностях детей. Да и многие родители грешат этим. К чему это? Для чего? Неужели таким они намереваются добиться хорошего результата? На детей, не склонных принимать все близко к сердцу, это вообще не произведет никакого впечатления, они это мимо ушей пропустят, а вот впечатлительные дети могут слишком уж серьезно отнестись к таким вот заявлениям, и это может привести к беде.

Поэтому многим учителям стоит быть тактичнее, я понимаю, что некоторые из них привыкли к определенному стилю поведения, но все же меняется все – меняются реалии, меняются дети, и должно меняться взаимодействие с ними. Учителям необходима психологическая подготовка, чтобы они осознавали все последствия своего, иногда, мягко говоря, нетактичного поведения. И неуместно здесь возражать, что дети сейчас такие, что с ними трудно найти общий язык учителю. Да, трудно может быть. Ну и что из этого? А вы думали, что будет просто? Или вы привыкли ехать по одним рельсам и вести себя всегда одинаково? Трудно, не нравится – значит, не работайте с детьми, а если работаете – извольте искать и находить способы качественного взаимодействия с ними. Учитель должен быть ведущим и не позволять детям верховодить собой, а у тем более сбрасывать вину и ответственность за то, что дисциплина или успеваемость страдает, исключительно на детей, что они ничего не хотят, не учат и т.д.

Да, я и детей не защищаю, я знаю, что бывают те еще провокаторы-детки. Но в этом и профессионализм, чтобы не вестись на эти провокации, уметь их оборачивать в свою пользу, стимулировать детей на лучшее, что они могут, а не чмырить. Так могут только настоящие выдающиеся учителя с большой буквы. И таких преподавателей всегда уважают. И они, как правило, никогда не ноют, что дети плохие, а они хорошие.

Но возвращаясь к тому, что период экзаменов – сложный. Родители также должны проявить особую чуткость в это время. Уделить детям больше внимания и времени, спрашивать, обсуждать, давать возможность выговориться, высказать, что у них наболело, не обижаться на резкости, относиться с пониманием, не судить строго. И даже если ребенок проявляет раздражение – не давить, дать возможность успокоиться, но всегда быть рядом, если необходимо.

Такая простая поддержка дорогого стоит. И это могут все родители. Но далеко не каждый из них так поступает. А потом жалуются, что дети слетели с катушек, хамят, не уважают, ничего не хотят и не стремятся ник чему. Увидьте в них личность, которая имеет право сказать все, что хочет сказать, без страха того, что это вызовет жесткое пресечение со стороны родителей или обиду. Ведь зачастую бывает так, что родители просто не дают даже высказать недовольство. Ребенку должно все нравиться, он должен идти и сдавать экзамен на высший балл, а если не получилось – значит плохой, недостойный любви.

Но к любви и принятию родителями детей не имеет отношение то, как они справились с тем или иным испытанием. Да хоть как справились, хоть вообще не справились, хоть вообще на экзамен не пошли – это не имеет значения для родительской любви и принятия. Вот что нужно донести до ребенка. И тогда градус напряжения заметно снизится, и стресс станет на порядок ниже. Думаете, если сказать ребенку, что он дорог и его любят и будут любить, несмотря на низкие баллы по экзамену, он расслабится и не будет ничего учить? Навряд ли. Скорее наоборот – он успокоится и приложит все свои усилия, чтобы сдать как можно лучше. А там – как будет. Сдаст – отлично, а не сдаст – ничего страшного, мир не рухнет, глобального ничего не произойдет. Да, возможно придется поменять планы какие-то, что-то изменить, но главное останется – ваше взаимопонимание и близость станут только крепче. И психика ребенка будет гораздо здоровее, а это поважнее самых серьезных экзаменов.

Вот такие мысли…

А что думаете вы?

Читайте также:

Мой подкаст "Ничего личного" - присоединяйтесь)