Пик популярности Антонио Бандераса миновал и уже давно. Фильмы с его участием не часты и даже в них он редко играет роли первого плана. Чаще второго, а то и ниже. Играет не всегда удачно. Одна из худших ролей Бандераса (видимо, тем и запомнилась) – роль Гальго, друга Барни Росса в боевике «Неудержимые 3».
Антонио Бандерас уж так старался сыграть крутого, бесшабашного и говорливого наемника, что переиграл персонажа до тошноты. До и после актер мелькал еще в каких-то фильмах, таких, что не вспомнить ни самих фильмов, ни его самого.
И вдруг - «Черная бабочка»! Шедевральная игра Антонио Бандераса. Каждый взгляд - в ту сторону. Каждое движение - к месту. Каждая эмоция - на том уровне. После стольких ролей с посредственной игрой настоящий взлет таланта.
Триллер «Черная бабочка» сначала интригует названием, а затем местом действия. Это дом в лесу. Одиночный дом на отшибе сам по себе создает ореол таинственности. Кто в этом доме, почему он там? Хочется узнать.
А в доме Пол Лопес (Антонио Бандерас). Известный в прошлом писатель давно в творческом кризисе. Деньги иссякают, и он решает продать свой дом.ъ
Агент по недвижимости Лаура (Пайпер Перабо) берется за продажу, но не обещает результата.
Дом далеко от города, к тому же требует ремонта. Все события происходят на фоне разговоров и сообщений о пропадающих в окрестностях женщинах.
Пол отправляется в город по делам, обгоняя на узкой дороге грузовик. Казалось бы, пустяк, но инцидент выливается в конфликт. Разозленный водитель грузовика находит Пола в кафе. Назревает драка и для подвыпившего Пола она может плохо закончиться.
Неожиданно в конфликт вступает третья сторона. Незнакомец (Джонатан Рис Майерс), смахивающий на бродягу, резко осаживает водителя грузовика и выставляет того из кафе. Пол благодарит незнакомца, но тот явно не намерен сокращать дистанцию до ближней.
Пол возвращается на машине домой. Он расстроен. Его очередной сценарий отвергнут, о чем сообщил недавно позвонивший агент, продукты пришлось брать в долг, да еще этот конфликт на пустом месте.
Пол замечает бредущего по обочине дороги незнакомца из кафе и приглашает к себе домой переночевать. Надвигается гроза. Незнакомец соглашается.
На следующее утро Пол с удивлением обнаруживает, что незнакомый бродяга, которого зовут Джек, чувствует себя в его доме, как в своем.
Он навел порядок на кухне. Он приготовил завтрак. И он настаивает на ремонте, который может сделать в доме.
Пол в замешательстве. Соглашаться или нет на такое неожиданное сближение? Вчера в кафе перед ним был совсем другой человек- холодный и безразличный. А сегодня он предлагает себя в компаньоны. Почему?
Фильм отвечает на все вопросы постепенно и с ответами не спешит. И в этой неспешности прелесть подобных триллеров. В них много символизма - в предметах, в вещах, в обстоятельствах, в словах, в случайностях и намеренностях.
Постепенно общение Пола и Джека переходит в игру друг против друг. На какой выигрыш рассчитывает каждый из них? Или дело не в выигрыше одного, а в проигрыше другого?
Значит, их встреча не дело случая, а просчитанный план? Кто из них его просчитал? Кто кого поймал на наживку? Пол – Джека, или Джек - Пола?
Оба подозревают друг друга в причастности к исчезновению женщин. Оба в равной степени могут быть тем самым похитителем и убийцей, которого не могут найти несколько лет. Джек – бывший заключенный. Пол – отчаявшийся писатель. Одного может тянуть прошлое, другому тоскливо в настоящем.
Хотя тот и другой утверждают обратное. Джек не хочет возвращаться в тюрьму. Пол мечтает тихо и спокойно писать свою книгу. Но сколько правды в их словах?
Действие убыстряет свой ход с приездом Лауры в дом Пола. Ничего не подозревая о происходящем, она приехала по поводу продажи дома. И стала заложницей их игры. Или третьей участницей? Уже очевидно, что один из троих в доме – убийца. Он точно один? Все трое играют каждый за себя или двое против одного? Кто эти двое, и кто этот один?
Фильм «Черная бабочка» захватывает нелинейностью сюжета. В нем много двусмысленностей, под разными углами зрения герои выглядят по-разному, и у зрителя есть время предположить истинные роли и настоящие лица участников событий и проверить свою версию их развития.
Действие, напряженное на протяжении всего фильма, к сожалению, сильно сдает к финалу. Концовка истории разочаровывает как сама по себе, так и завершением образов. В финальных событиях недостает драматизма, а герои словно теряют тот внутренний стержень, что помогал каждому играть красиво и жестко.
Финал не отменяет восхитительной игры Антонио Бандераса, органичной до каждого нюанса чувств. Джонатан Рис Майерс тоже на высоте в своем образе. Тем не менее, фильм заслужил разгромные рецензии критиков.
Возможно, дело, во вторичности сюжета. Фильм официально именуется ремейком «Ночной бабочки» (Франция, 2008 год). Можно в нем найти сходство с сюжетами «Тайного окна» (США, 2004 год) и «Мизери» (США, 1990).
Но разве это единственный фильм с отголосками известных сюжетов?
Отнесемся к этому философски, памятуя о том, что на вкус и цвет товарища найти сложно. Если вы любите фильмы с психологическим подтекстом, то «Черная бабочка», без сомнения, доставит вам удовольствие от просмотра.
Кстати, Международный Мадридский кинофестиваль присудил Антонио Бандерасу победу в номинации «Лучшая мужская роль» за роль писателя Пола Лопеса в фильме «Черная бабочка». Джонатан Рис Майерс был номинирован за роль Джека на премию «Лучшая мужская роль второго плана».
Так что критики критикам рознь. Впрочем, как и зритель зрителю.
Смотрите свои любимые фильмы, получайте желанные эмоции. И не забывайте наведываться на канал. Спасибо за внимание!