765 подписчиков

Триллер «Черная бабочка»: сюжет вторичен – это минус. Но в нем Бандерас – это плюс

Пик популярности Антонио Бандераса миновал и уже давно. Фильмы с его участием не часты и даже в них он редко играет роли первого плана. Чаще второго, а то и ниже. Играет не всегда удачно. Одна из худших ролей Бандераса (видимо, тем и запомнилась) – роль Гальго, друга Барни Росса в боевике «Неудержимые 3».

Кадр из фильма  «Неудержимые 3», 2014
Кадр из фильма «Неудержимые 3», 2014

Антонио Бандерас уж так старался сыграть крутого, бесшабашного и говорливого наемника, что переиграл персонажа до тошноты. До и после актер мелькал еще в каких-то фильмах, таких, что не вспомнить ни самих фильмов, ни его самого.

И вдруг - «Черная бабочка»! Шедевральная игра Антонио Бандераса. Каждый взгляд - в ту сторону. Каждое движение - к месту. Каждая эмоция - на том уровне. После стольких ролей с посредственной игрой настоящий взлет таланта.

Кадр из фильма  «Черная бабочка», 2017
Кадр из фильма «Черная бабочка», 2017

Триллер «Черная бабочка» сначала интригует названием, а затем местом действия. Это дом в лесу. Одиночный дом на отшибе сам по себе создает ореол таинственности. Кто в этом доме, почему он там? Хочется узнать.

А в доме Пол Лопес (Антонио Бандерас). Известный в прошлом писатель давно в творческом кризисе. Деньги иссякают, и он решает продать свой дом.ъ

Кадр из фильма  «Черная бабочка», 2017
Кадр из фильма «Черная бабочка», 2017

Агент по недвижимости Лаура (Пайпер Перабо) берется за продажу, но не обещает результата.

Дом далеко от города, к тому же требует ремонта. Все события происходят на фоне разговоров и сообщений о пропадающих в окрестностях женщинах.

Кадр из фильма  «Черная бабочка», 2017
Кадр из фильма «Черная бабочка», 2017

Пол отправляется в город по делам, обгоняя на узкой дороге грузовик. Казалось бы, пустяк, но инцидент выливается в конфликт. Разозленный водитель грузовика находит Пола в кафе. Назревает драка и для подвыпившего Пола она может плохо закончиться.

Неожиданно в конфликт вступает третья сторона. Незнакомец (Джонатан Рис Майерс), смахивающий на бродягу, резко осаживает водителя грузовика и выставляет того из кафе. Пол благодарит незнакомца, но тот явно не намерен сокращать дистанцию до ближней.

Кадр из фильма  «Черная бабочка», 2017
Кадр из фильма «Черная бабочка», 2017

Пол возвращается на машине домой. Он расстроен. Его очередной сценарий отвергнут, о чем сообщил недавно позвонивший агент, продукты пришлось брать в долг, да еще этот конфликт на пустом месте.

Пол замечает бредущего по обочине дороги незнакомца из кафе и приглашает к себе домой переночевать. Надвигается гроза. Незнакомец соглашается.

Кадр из фильма  «Черная бабочка», 2017
Кадр из фильма «Черная бабочка», 2017

На следующее утро Пол с удивлением обнаруживает, что незнакомый бродяга, которого зовут Джек, чувствует себя в его доме, как в своем.

Он навел порядок на кухне. Он приготовил завтрак. И он настаивает на ремонте, который может сделать в доме.

Кадр из фильма  «Черная бабочка», 2017
Кадр из фильма «Черная бабочка», 2017

Пол в замешательстве. Соглашаться или нет на такое неожиданное сближение? Вчера в кафе перед ним был совсем другой человек- холодный и безразличный. А сегодня он предлагает себя в компаньоны. Почему?

Фильм отвечает на все вопросы постепенно и с ответами не спешит. И в этой неспешности прелесть подобных триллеров. В них много символизма - в предметах, в вещах, в обстоятельствах, в словах, в случайностях и намеренностях.

Кадр из фильма  «Черная бабочка», 2017
Кадр из фильма «Черная бабочка», 2017

Постепенно общение Пола и Джека переходит в игру друг против друг. На какой выигрыш рассчитывает каждый из них? Или дело не в выигрыше одного, а в проигрыше другого?

Значит, их встреча не дело случая, а просчитанный план? Кто из них его просчитал? Кто кого поймал на наживку? Пол – Джека, или Джек - Пола?

Кадр из фильма  «Черная бабочка», 2017
Кадр из фильма «Черная бабочка», 2017
Кадр из фильма  «Черная бабочка», 2017
Кадр из фильма «Черная бабочка», 2017

Оба подозревают друг друга в причастности к исчезновению женщин. Оба в равной степени могут быть тем самым похитителем и убийцей, которого не могут найти несколько лет. Джек – бывший заключенный. Пол – отчаявшийся писатель. Одного может тянуть прошлое, другому тоскливо в настоящем.

Хотя тот и другой утверждают обратное. Джек не хочет возвращаться в тюрьму. Пол мечтает тихо и спокойно писать свою книгу. Но сколько правды в их словах?

Кадр из фильма  «Черная бабочка», 2017
Кадр из фильма «Черная бабочка», 2017

Действие убыстряет свой ход с приездом Лауры в дом Пола. Ничего не подозревая о происходящем, она приехала по поводу продажи дома. И стала заложницей их игры. Или третьей участницей? Уже очевидно, что один из троих в доме – убийца. Он точно один? Все трое играют каждый за себя или двое против одного? Кто эти двое, и кто этот один?

Фильм «Черная бабочка» захватывает нелинейностью сюжета. В нем много двусмысленностей, под разными углами зрения герои выглядят по-разному, и у зрителя есть время предположить истинные роли и настоящие лица участников событий и проверить свою версию их развития.

Кадр из фильма  «Черная бабочка», 2016
Кадр из фильма «Черная бабочка», 2016

Действие, напряженное на протяжении всего фильма, к сожалению, сильно сдает к финалу. Концовка истории разочаровывает как сама по себе, так и завершением образов. В финальных событиях недостает драматизма, а герои словно теряют тот внутренний стержень, что помогал каждому играть красиво и жестко.

Финал не отменяет восхитительной игры Антонио Бандераса, органичной до каждого нюанса чувств. Джонатан Рис Майерс тоже на высоте в своем образе. Тем не менее, фильм заслужил разгромные рецензии критиков.

Кадр из фильма  «Черная бабочка», 2017
Кадр из фильма «Черная бабочка», 2017

Возможно, дело, во вторичности сюжета. Фильм официально именуется ремейком «Ночной бабочки» (Франция, 2008 год). Можно в нем найти сходство с сюжетами «Тайного окна» (США, 2004 год) и «Мизери» (США, 1990).

Но разве это единственный фильм с отголосками известных сюжетов?

Отнесемся к этому философски, памятуя о том, что на вкус и цвет товарища найти сложно. Если вы любите фильмы с психологическим подтекстом, то «Черная бабочка», без сомнения, доставит вам удовольствие от просмотра.

Кадр из фильма  «Черная бабочка», 2017
Кадр из фильма «Черная бабочка», 2017

Кстати, Международный Мадридский кинофестиваль присудил Антонио Бандерасу победу в номинации «Лучшая мужская роль» за роль писателя Пола Лопеса в фильме «Черная бабочка». Джонатан Рис Майерс был номинирован за роль Джека на премию «Лучшая мужская роль второго плана».

Так что критики критикам рознь. Впрочем, как и зритель зрителю.

Смотрите свои любимые фильмы, получайте желанные эмоции. И не забывайте наведываться на канал. Спасибо за внимание!