19 июля в 1:40 я проснулась от звука лопающегося пузыря (используйте поисковик, прежде чем смеяться над этим в комментариях и демонстрировать свое полное незнание темы😉) и почувствовала, что у меня начали отходить воды. Я пошла в ванную, оценила их цвет и примерное количество — они были прозрачные, сколько их было, сказать сложно, думаю, около 100-150 граммов.
ВНИМАНИЕ! Статья содержит подробное описание процесса родов (хотя это, кажется, понятно из заголовка). Кроме того, в ней есть одна фотография пуповины. Если для вас это является неприемлемым, закройте статью прямо сейчас.
Я сфотографировала их и написала акушеркам, использовала прокладку и пошла в спальню, чтоб вернуться ко сну. Муж стоял у кровати одетый.
— Чего оделся, все хорошо, мы продолжаем спать. Еще не скоро, — говорю я, прокручивая в голове информацию из курса по подготовке к родам.
Акушерки из центра домашних родов, о котором я рассказываю здесь, тоже написали, что сейчас лучшее, что мы можем сделать — это хорошенько поспать. Мы легли и проспали примерно до восьми утра. Ночью меня немного беспокоили тренировочные схватки, но с ними я уже была знакома примерно недели три. Я просто переворачивалась на другой бок и снова засыпала.
Домашние роды: первые 19 часов
Утром делали свои обычные дела, завтракали, потом пошли в кафе, я выпила стаканчик латте. У меня все время были тренировочные схватки, очень легкие, не мешающие жить. В обед пошли погуляли у океана. Все это время акушерки постоянно были с нами на связи. Они порекомендовали попить чай с прополисом, поесть острого и пригласить акупунктурщика.
Мы все сделали, последний пришел примерно в 20:30. Он использовал иголочки, к которым подведен ток, и поработал с моей поясницей, а также прикрепил пластырем по несколько семян на разные места каждого уха. Имя у акупунктурщика было для нас забавное — «Ча Рожу».
В этот день мы совершили одну довольно большую ошибку, хотя нас о ней предупреждали. Мы не нашли времени на дневной сон. Не прилегли даже на полчасика. Очевидно, роды стоило ждать ночью, и мне было бы гораздо легче справиться со всем, если бы мы поспали.
После ухода акупунктурщика, примерно в 21:00 схватки стали регулярными и ощутимыми, то ли подействовали его манипуляции, то ли просто время пришло. С момента отхождения вод прошло 19 часов. Именно это время мы считаем началом активной фазы родов.
Домашние роды: следующие 7,5 часов
Сначала муж считал схватки с помощью приложения на телефоне. Каждый раз, когда новая схватка приходила, он продыхивал ее со мной, рассказывал мне истории, делал массаж — был максимально вовлечен в процесс. Присутствие мужа — это вообще самое главное в родах. Я не понимаю, как женщина рожают без своих партнеров.
Шло время, мне было уже непросто, но настрой был боевой. Я пробовала проживать схватки на фитболе, мне становилось больнее, поэтому от этой затеи отказались. Я пробовала встать под горячий душ, было чуть легче, чем без воды, но в душе рядом не было мужа. Одной оставаться вообще не хотелось, поэтому я решила, пусть будет чуть менее комфортно, зато муж будет рядом. Так, душ оказался не моим вариантом тоже.
Первой приехала доула Флавия. Она посмотрела на меня, сказала, что счетчик схваток больше не нужен, а еще больше не нужен свет в комнате. Мы все выключили, а я интуитивно перешла в коленно-локтевую позу, в которой локтями я опиралась на сидение стула, а коленями на каремат на полу. В комнате постоянно работал обогреватель. В Бразилии нет центрального отопления. Стены домов не очень широкие. А та ночь была одной из самых холодных. За окном был дождь и около +10 градусов.
Ощущения нарастали, стали уже довольно мощными. Примерно в полночь приехала первая акушерка Ана Паула. Она провела осмотр, используя свой смартфон как фонарик. Манипуляции были довольно болезненные. Сказала, что открытие — четыре сантиметра. Эта цифра меня немного шокировала, я думала что такие ощущения должны быть на 6-7 сантиметрах. В этот момент мне в первый раз показалась, что я не справлюсь.
— Моя милая, до рождения твоего малыша еще далеко. Ты еще можешь связно разговаривать. Вот когда не сможешь, тогда уже близко, — сказала Ана Паула.
Коленно-локтевая поза была хороша, но в ней затекали руки и ноги. Очень хотелось между схватками прилечь отдохнуть, но почему-то, если я пыталась поменять позу, мое тело лишало меня перерыва и сразу приходила новая мощная схватка.
Приехала и вторая моя акушерка — Маира. Теперь вся команда была в сборе. Мы были готовы встречать малыша. Меня регулярно поили водой. Предлагали еду, но есть не хотелось. Хотелось спать. Хотелось лечь. В какой-то момент, я все же изыскала способ принять горизонтальную позу на полу, чтоб отдыхать между схватками. Голова моя была на коленях у Флавии, она поглаживала меня и молчала. Как ни странно, отдыхать получалось, я по-настоящему засыпала между схватками. Просыпалась, когда они приходили, и ничего мне не облегчало боль, кроме тягания себя за волосы и мычания. Тут мне показалось, что я не справлюсь во второй раз.
Я не знаю, как долго длился этот период, но он был самым тяжелым и для меня, и для мужа. Тужиться еще было нельзя, от меня ничего не зависело, оставалось только каким-то образом проживать все ощущения. При этом помню этот отрезок времени плохо, он как в тумане. Время от времени акушерки использовали допплер, чтобы проверить сердцебиение малыша. Все было хорошо.
На втором и последнем осмотре акушерка сказала, что раскрытие 8 см. Я спросила, могу ли я уже тужиться, если хочется, она разрешила. Я уточнила, не опасно ли это, ведь раскрытие не 10 же сантиметров. Она сказала, что 8 см между схватками, а на схватке уже может быть и 10. Поэтому, если тело подсказывает мне тужиться, надо пробовать.
Домашние роды: финальные 1,5 часа
Я чувствовала, что лежа, я не смогу родить, чувствовала, что надо принять максимально вертикальную позицию. Однако я также знала, что перейти в нее будет очень больно, да и сил уже не было. В какой-то момент, я собрала остатки воли и вернулась в коленно-локтевую на стул.
Странным образом ко мне вернулись сознание и ясность ума. Я совершенно четко вспомнила все рекомендации по потугам, которые узнала, когда готовилась к родам. Я точно знала, как это делать, чтобы продвигать ребенка по родовым путям эффективно, как выдыхать, чтобы не травмировать малыша и свою промежность. За весь потужной период я не издала ни звука, кроме громких и жадных захватываний воздуха в перерывах между схватками. А период получился не коротким, около 1,5 часов (потом с мужем сверяли свои ощущения времени с тем, как период помнят акушерки).
Вот здесь я уже начала каждую схватку встречать с радостью. Как ни странно, они стали менее болезненными. Я подключала все свои возможности, выталкивала ребенка, он продвигался, меня хвалили. К сожалению, этого было недостаточно, акушерка посоветовала мне поменять позу. Муж сел на стул, а я на стопы спиной к нему. Он поддерживал меня за подмышки, я продолжала тужиться и делать чуть больше, чем, мне казалось, я могу.
Муж подбадривал меня, говорил: «Ана Паула и Маира уже надели перчатки, готовятся принимать».
После родов он делился с мной впечатлениями. Вспоминал, что был немного шокирован тем, что акушерки мало разговаривали со мной. Флавия сидела в позе лотоса и медитировала, а Ана Паула и Маира просто сидели и внимательно наблюдали за процессом, но никак не вмешивались в него. Что тут сказать. Все по заветам домашних родов. Тело женщины само знает, что делать, ему нужно только не мешать, если все проходит правильно, конечно.
Ана Паула снимала процесс родов на смартфон. Это мы обговаривали заранее. Она спросила: «Надо?». Я сказала: «Давай». Так что у нас теперь есть видео с максимально прямого ракурса, на котором рождение сына запечатлено крупным планом.
В какой-то момент, акушерки сказали потрогать головку, так как это уже можно сделать. Я потрогала, она была твердой и с волосами, это подбодрило меня.
Я подумала: «Ого, я реально что ли сейчас рожу человека?».
После было еще три или четыре схватки, на каждую из которых я умудрялась мощно потужиться по четыре раза. Я хорошо помню последнюю схватку, я опять сделала чуть больше, чем, мне казалось, могу, и почувствовала, как родилась голова, а потом стремительно вылетел весь остальной наш малыш прямо в ловкие и опытные руки Маиры. На часах было 5:56 утра.
Домашние роды: первые часы после
Сынишка сразу заплакал, Маира быстро размотала пуповину. Она четыре раза была обвита вокруг шеи и еще раз через подмышку. Парнишку положили мне на грудь. После спросили разрешения вколоть окситоцин, чтобы быстрее родилась плацента, я разрешила. Надо заметить, что на каждую минимальную манипуляцию с моим телом всегда спрашивали моего разрешения.
Мне помогли переместиться на кровать. Так мало сил у меня не было никогда, я с удивлением обнаружила, что тело меня не слушается, и я буквально не могу подняться самостоятельно.
Плацента, правда, родилась быстро, меня осмотрели. Был один маленький разрыв кожи и слизистой. Маира сказала, что можно не зашивать.
— А себе ты бы такой разрыв зашила
— Я бы зашила.
— Тогда и мне, пожалуйста.
Маира принялась за работу. Использовала местную анестезию, чтобы не причинять мне боль, накладывая швы. Она управилась минут за 20.
(ВНИМАНИЕ ВСЕМ КОММЕНТАТОРАМ! ВРЕМЯ УКАЗАНО ПРИМЕРНОЕ, Я С СЕКУНДОМЕРОМ НЕ ЛЕЖАЛА, МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ, ПРОШЛО СТОЛЬКО, НО МОЖЕТ БЫТЬ И МЕНЬШЕ. Разрывов мышц тазвого дна у меня не было, на это есть результаты УЗИ уже в России).
Сказала, что сидеть можно сразу. Рассказала, как ухаживать за швом: частые ледяные компрессы и использование специального травяного отвара, который она подготовила, а также максимально частые воздушные ванны. Я следовала всем рекомендациям и дней через 10 шов перестал меня беспокоить.
Мне также предложили капельницу с физраствором, чтобы быстрее прийти в себя. Я согласилась. Капельницу для меня любезно держала Флавия. Муж нарезал мне папайю и кормил с вилочки. А наш инопланетный малыш в шапочке, все еще на пуповине и укрытый одеялом, лежал на мне и уже успел найти грудь. Ана Паула помогла мне добыть немного молозива, которое сын употребил.
Пуповину перерезал муж примерно через два часа после рождения малыша. Пупочек Маира сдавила специальной пластиковой прищепкой. Я раньше думала, что пупок «завязывают», и если получается не очень, то у людей он потом торчит наружу. Оказалось, акушерки всего мира тут вообще не при делах — все генетика.
Марк, так назвали ребенка, был очень активным в животе и, видимо, растянул пуповину до 1,3 метра. Для видавших виды акушерок это был нонсенс. Они радостно с ней фотографировались. Говорили, что за 13 лет не видели ничего подобного.
У меня спросили, что я хочу сделать с плацентой. Варианта два:
- оставить себе и похоронить в дюнах;
В послеродовой эйфории я выбрала второй вариант, рассудила так: если не захочу ее есть, то все равно смогу похоронить. А инкапсулировать похороненную плаценту уже не смогу. Да и вообще, когда еще мне представится уникальный опыт инкапсуляции. О нем расскажу в следующих текстах.
Малыш получил 10/10 по Апгар, правда, не знаю, насколько бразильские критерии оценки отличаются от российских. От отхождения вод до рождения Марка прошло 28 часов. От начала регулярных и ощутимых схваток до рождения — 9 часов. Потужной период ~ 1,5 часа. Так долго из-за многократного обвития, так нам объяснили.
Так, примерно в 8:30 утра Ана Паула, Маира и Флавия вышли из нашей квартиры. Уставшие, но счастливые. Помню, что я все утро их жалела и переживала, что они так долго со мной возятся. Они говорили не думать о них, а думать о себе, не вставать первое время и не выходить из дома первые 10 дней.
— Она ближайшие дни — твоя королева, ухаживай за ней и всячески оберегай, — сказала Ана Паула мужу.
Так закончились мои домашние роды. Свои мысли по поводу того, почему рожать дома — нормально, высказываю в отдельном тексте.
Я себя спросила в то утро, готова ли я еще рожать и честно ответила, что вот так готова. Впереди меня ждало начало грудного вскармливания, которое ударило по мне просто чугунной кувалдой. Еще меня ждал послеродовой пролапс, который придавил бетонной плитой. Колики Марка. Часы укачиваний. Осознание себя в роли мамы, переосмысление кучи обыкновенных вещей. Обо всем расскажу в следующих текстах.
С рождением малыша, женщина рождается заново. Думаю, это во всех смыслах так, включенный в родительство папа, кстати, тоже.
Буду рада вежливому общению в комментариях. За оскорбления и грубость, как всегда, буду банить.
Всем добра, делитесь своими историями родов.
Прежде чем написать гадость в комментариях, не поленитесь посмотреть статью про то, в каких еще странах, кроме Бразилии, домашние роды считаются нормой.
Кроме того, почитайте про центр домашних родов, с акушерками из которого рожала я.