Найти в Дзене
Азбука отцовства

Упражнения.

Тетерь продемонстрируем, как на практике стимулируем ребёнка к движениям. Упражнения, приведённые нами, основаны на предположении, что в доисторический период и в примитивных культурах детей переносили мамы, которые должны были работать, например, наклоняться при сборе пищи и т. д. Ребёнка переносили не только на руках, а его носили таким способом, что при транспортировке он должен быть постоянно активным. Такая транспортировка была для ребёнка очень эффективное тренировкой, которая проводилась ежедневно длительное время. Ребёнок должен был иметь такие нервно-мышечные механизмы, которые позволяли ему во время передвижения активно взаимодействовать. До сегодняшних дней дети оснащены врождёнными рефлексами, о которых мы упомянули в начале этой главы: например, ориентирующими моторно-статическими рефлексами и т.д. Свидетельством того, что эти механизмы имели действие, является тот факт, что младенец держится за волосы или палец взрослого гораздо крепче, чем за палочку такой же толщины. Э

Тетерь продемонстрируем, как на практике стимулируем ребёнка к движениям.

Упражнения, приведённые нами, основаны на предположении, что в доисторический период и в примитивных культурах детей переносили мамы, которые должны были работать, например, наклоняться при сборе пищи и т. д. Ребёнка переносили не только на руках, а его носили таким способом, что при транспортировке он должен быть постоянно активным. Такая транспортировка была для ребёнка очень эффективное тренировкой, которая проводилась ежедневно длительное время. Ребёнок должен был иметь такие нервно-мышечные механизмы, которые позволяли ему во время передвижения активно взаимодействовать. До сегодняшних дней дети оснащены врождёнными рефлексами, о которых мы упомянули в начале этой главы: например, ориентирующими моторно-статическими рефлексами и т.д. Свидетельством того, что эти механизмы имели действие, является тот факт, что младенец держится за волосы или палец взрослого гораздо крепче, чем за палочку такой же толщины. Это также доказывает и то обстоятельство, что младенец, лежащий на теплом человеческом теле, делает гораздо более эффективные пластунские движения, чем лежащий на твердом столе. Эти рефлексы таким образом направлены на человеческое тело. Если ребёнок оснащён ими, то естественно мы будем вызывать их, не опасаясь, что делаем что-либо «против природы» причиняя вред ребёнку.

Можно также констатировать, что воспитание без использования этих рефлексов направлено «против природы», т. к. у детей в этом возрасте не развита моторика движений. Двигательные упражнения, которые проводятся с ребёнком на 1-м месяце жизни, имеют следующие цели и отличия:

(а) это постоянные и целенаправленные движения, которые ежедневно проводит, не подозревая каждая мама с ребёнком;

(б) их целью является снабжение ребёнка тонкими осязательными, ориентирующими, а также оптическими и акустическими раздражителями, при помощи которых он установит контакт с внешним миром и привыкнет к движению;

(в) обучение ребёнка прежде всего движению головы;

(г)позволяет маме и папе держать ребёнка и не боятся брать его на руки;

А сейчас покажем практические упражнения для развития подвижности.

1.Упражнение.

Взятие на руки из положения, лёжа на спине.

Ребёнок лежит на столе в положении на спине. Берём на руки голого ребёнкаобнажёнными руками так, чтобы он лежал спиной вниз, головой на правом предплечье. Это обычный способ удержания ребёнка на руках. Затем положим ребёнка на стол и возьмем его вновь на руки, но уже так, чтобы его головка лежала на нашем левом предплечье. Кладём и берём на руки чередуя положение головы вправо и влево, что является полезным упражнением для ребёнка 1-го

рис.Франтишек Содома из книги Ярослава Коха "воспитание младенца в семье"

месяца жизни. Повторяем 3-5 раз вправо и влево.

2.Упражнение.

Взятие на руки в положении, лежа на боку.

Это упражнение похоже на 1-е упражнение, однако, после взятия на руки ребёнок лежит на боку на предплечье мамы к ней спиной.

3.Упражнение.

Взятие на руки из положения, лежа на животике.

Упражнение вновь похоже с упражнением 1, однако, ребёнок лежит у нас на руках лицом вниз и спиной вверх. Чем лучше ребёнок держит голову, тем дальше его голова должна выступать за мамин локоть.

Упражнения 1-3. Можно чередовать следующим образом:

(а) перекладываем ребёнка с правого на левое предплечье без естественного укладывания на стол;

(б) после каждого взятия ребёнка на руки делаем несколько шагов по комнате (ритмическое покачивание при ходьбе воздействует как раздражитель);

(в) после каждого взятия ребёнка на руки остаёмся на месте, сделаем несколько наклонов вперёд, назад, вправо, влево или поворачиваем туловище вправо и влево;

(г) возможно комбинировать варианты б) и с), делая шаги с наклонами вперёд и назад, вправо и влево и т. д.

4.Упражнение.

Усаживание на предплечье лицом к маме.

Берем лежащего ребёнка и усаживаем его на горизонтально согнутое предплечье, чтобы коленями он касался нашего тела, а его грудь лежала на нашей груди. Ребёнок почти лежит на нашей груди, смотрит нам через плечо, а его позвоночник нагружен минимально. Наша левая рука лежит на лопатках ребёнка и слегка прижимает его грудь к нашей груди. Если ребёнок ещё неуверенно держит голову, то левая рука перемещается ещё выше и придерживает голову ребёнка большим и указательным пальцами. Спустя 3-5 секунд, укладываем ребёнка на спину на стол, снова возьмем его и посадим на левое предплечье, а правой рукой придерживаем позвоночник и голову ребёнка на своей груди. Повторяем 3-5 раз.

5.Упражнение.

Захват, сидя на предплечье спиной к маме.

Возьмем лежащего на столе ребёнка и усадим его на правое согнутое предплечье, но спиной к себе. Ребёнок должен при этом сидеть скорее на ладони правой согнутой руки. Левую руку положим на грудь ребёнка и слегка прижмём его спину к своей груди. Левая рука не должна препятствовать дыхательным движениям ребёнка. Нам следует немного наклониться назад, чтобы ребёнок скорее лежал на нашей груди, чем сидел на предплечье.

Через 3-5 секунд укладываем ребёнка на стол, вновь берём его тем же способом и усаживаем на ладонь левой согнутой руки, а правой рукой придерживаем ребёнка. Повторяем 3-5 раз.

Упражнение 4 и 5 можно чередовать подобным способом, как упражнения 1.-3. (см. п. а-г), кроме этого, возможны также и другие чередования: (д) когда ребёнок обратит внимание на интересное явление (окно, лампу, часы и т. д.), медленно повернёмся на 45-60 градусов вправо, а ребёнок иногда активно поворачивает голову, чтобы интересующий его предмет не пропал из поля зрения; (е) можно пробовать различные комбинации упражнений 1.-5. и перекладывать ребёнка в различные положения, когда ребёнок лежит или сидит у вас на руках.

6.Упражнение.

Повороты туловища в положении, лежа на спине, захватом за руки.

Ребёнок лежит на спине ножками к нам. Предоставляем ребёнку возможность схватиться за оба наши указательные пальцы, а если у него не хватает силы удержаться, то его ручки удерживаем большим и указательным пальцами, затем медленно тянем правую руку влево пока тело не повернётся на 45 градусов, а голова повернётся на 90 градусов влево, затем тянем за левую руку вправо пока тело и голова самостоятельно повернётся на 90 градусов. Повторяем 5-6 раз в обе стороны.

рис.Франтишек Содома из книги Ярослава Коха "воспитание младенца в семье"
рис.Франтишек Содома из книги Ярослава Коха "воспитание младенца в семье"

7.Упраженение.

Лежа на спине, попытки ползания.

Мама садится на кресло и на сколько возможно наклонит туловище назад, она скорее лежит, чем сидит. Такое же положение можно занять и на тахте, если положить несколько подушек под спину. Затем кладем ребёнка животом на свою грудь и живот, чтобы ножки опирались о её колени. Руки ребёнка согнуты, ладони на уровне плеч, локти в стороны. Ребёнок вскоре начнёт приподнимать голову, а ножками будет отталкиваться, как будто хочет ползти. Если голова лежит неподвижно лицом в сторону, то повернём её лицом вниз, затем ребёнок приподнимет голову, обычно держит её минуту, затем вновь её повернёт и положит. Ребёнок более активный, если лежит на теплом обнажённом теле мамы. Мама оставляет ребёнка в этом положении 1-3 минуты.

рис.Франтишек Содома из книги Ярослава Коха "воспитание младенца в семье"
рис.Франтишек Содома из книги Ярослава Коха "воспитание младенца в семье"

8.Упражнение.

Удары ножками.

Ребёнок лежит на столе на спине ножками так близко к маме, что может ими касаться её живота. Если мама ещё немного наклониться над ребёнком, чтобы облегчить касания, ребёнок вскоре начнёт поочерёдно двигать ножками, прикасаясь к животу мамы. Сгибание и разгибание ног можно вызвать также прикосновением своих пальцев ступни ребёнка у пальцев ноги. Если слегка прикоснуться, то ребёнок начнёт попеременно одну ножку сгибать, а другую вытягивать.

рис.Франтишек Содома из книги Ярослава Коха "воспитание младенца в семье"
рис.Франтишек Содома из книги Ярослава Коха "воспитание младенца в семье"

9.Упражнение.

Разгибание и сжатие пальцев ноги.

Указательным пальцем погладим по ступне у пятки: ребёнок разожмет пальцы на этой ноге. Если затем прикоснуться к ступне у пальцев, ребёнок сильно сожмёт их. Вложим ли спичку к нижней части разогнутых пальцев, ребёнок захватит её. Сгибание и разгибание пальцев проводим 4-6 раз на каждой ноге.

рис.Франтишек Содома из книги Ярослава Коха "воспитание младенца в семье"
рис.Франтишек Содома из книги Ярослава Коха "воспитание младенца в семье"

(В) Развитие движения руки на 1-м месяце

На первом месяце жизни ребёнок обычно лежит с согнутыми ругами и сжатыми в кулак ладонями. Это обусловлено тем, что напряжение мышц сгибателей сильнее, чем мышц разгибателей. Целью развития движения рук на 1-м месяце является:

(1) расслабить сжатые в кулаки ладони,

(2) вызвать движение всей руки,

(3) вызывать хватательный рефлекс.

10.Упражнение: Разгибание сжатых ладоней. Мама гладит и нежно прикасается косточкам и внешней части сжатой ладони, ребёнок обычно через минуту разжимает ладонь. Очень нежными для прикосновения могут быть мамины губы и щёки. Если мама здоров, то может использовать для глажения и эти раздражители, чем вызовет приятные ощущения как у ребёнка, так и у себя. Разгибание рук очень важно потому, что только разжатой ладонью ребёнок может брать предметы. Поглаживанием и нежным массажем достигнем того, что ладони раскроются гораздо раньше, чем при пассивном ожидании. Ослабление напряжения мышц сгибателей проявится как в раскрытии ладоней, так и распрямлении рук.

11.упражнение: Вызывание хватательного рефлекса. Когда удаётся поглаживанием раскрыть ладони ребёнка, то вкладываем в ладонь ребёнка палец и ребёнок захватит его. Цель заключается не в том, чтобы ребёнок удерживал палец длительное время, а в том, чтобы он чередовал сжимание и разжимание ладони; поэтому палец от захвата ненасильственно освобождаем, вновь гладим, чтобы ребёнок раскрыл ладонь и опять вкладываем палец в раскрытую ладонь. Открывание и сжатие ладоней тренируем попеременно с правой и левой рукой.

12.упражнение: Вызывание подвижности руки. Укладываем ребёнка перед собой и нежно гладим ему грудь, живот и руки. Ребёнок начнёт часто поднимать руки и двигать ими. Побуждение можно усилить и тем, если будем с ребёнком тихо и нежно говорить и улыбаться ему.

С ребёнком необходимо говорить и улыбаться не только при каждом упражнении, но и при каждом контакте. Это самое сильное средство к установлению социального контакта с ребёнком. То, что ребёнок установил с нами контакт, проявится обычно в начале 2-го месяца первой улыбкой.