Забудьте все, что вы знаете о Уолтере Уайте. Многочисленные психологические интерпретации его личности и поступков, это собачья чушь. Точнее чушь псевдопсихологическая, переливающая из глупого в бездарное одни и те же псевдоистины. Дескать, Уолтер психопат, который не в силах противостоять проявившимся в нем жадности и агрессии, разрушает жизни родных людей, убивает, уничтожает чужую собственность и, вообще, ведет себя в высшей мере безнравственно. Все это скучно и уже потому неправильно.
Взглянем на “Во все тяжкие” под иным градусом. “Breaking bad” в своем базисе - это античная трагедия, а современные декорации являются лишь надстройкой. Цель трагедии показать зрителю не конкретного человек, с его маленькими горестями и победами, но архетип личности вмещающий в себя метасмысл. Зритель должен сопоставить свою жизнь с жизнью героя трагедии и найти ответ на вопрос, как жить ему (зрителю), чтобы не оказаться в положении героя или, наоборот, ему соответствовать.
Уолтер Уайт является архетипом Неудачника и Волшебника , которому суждено осуществить переход из одного состояние в другое, чтобы в конце концов найти свой “философский камень”. Что будет являться для Уолтера “философским камнем” мы узнаем в конце повествования, пройдя вместе с героем весь путь его метаморфоз.
Но, обо всем по порядку.
Почему Уолтер Уайт не психопат
Не бывает такого, чтобы психопатические акцентуации проявились в человеке только в 50 лет. Если, кто-то психопат, шизоид или параноик, то видно это будет очень рано. Это шило, которое в мешке не утаишь.
Уолтер, в начале истории, человек без психологических свойств. Он тень, воплощенный Неудачник.
Что мы видим в начале повествования?
Уолтер Уайт живет заурядной жизнью. Семья, ипотека, проблемы с деньгами, нелюбимая работа. Нам показана аллегория на существование миллионов мужчин, которым приходиться влачит на себе бытие. Переход из одного безрадостного дня в другой. Но, в отличии от других, Уолтер награжден талантом - он выдающийся химик.
Реализовать дар у него не получается. Быт, буквально, пожирает предназначение Уолтера. Вместо того, чтобы стать Первым он превращается в Последнего. Его научными разработками пользуются другие. Его собственный сын в качестве примера для подражания выбирает хама и хвастуна дядю Хэнка т. е придает отца, выбрав на эту роль другого мужчину. Жена и коллеги смотрят на Уолтера, как на насекомое.
"Отказавшись следовать своему жизненному заданию, предав свой талант, Уолтер получает заслуженную кару. Как и любой другой мужчина, который отказался от дела жизни или не нашел в себе силы его на его поиски. Такой человек становиться ничтожеством (воплощением архетипа Неудачник). Ничтожеством, которое не способно вызывать у окружающих ничего кроме жалости".
Семья Уолтера Уайта
Уолтера окружают люди, которые способствует его превращению в Неудачника, но в то же время являются антагонистами, от которых он будет вынужден оттолкнуться, чтобы стать Алхимиком.
Жена
Скайлер Уайт воплощение Пожирающей матери. Этот архетип женщины создает вокруг себя поле ущербных мужчин. Ее сила - это слабость других.
Скайлер “любит” Уолтера только в роли неудачника. Она сделала все, чтобы муж оказался в положении мойщика машин. Нобелевский лауреат ей не нужен. По закону жанра у нее рождается ребенок инвалид т.е отражение мужа неудачника. Еще одно существо, которое будет полностью от нее зависеть.
У Скайлер есть литературные амбиции, но она бездарна. Ее романы никому не интересны. Ее предназначение повелитель мужчинами неудачниками. Всю историю Скайлер будет одержима идеей вернуть Уолтера к “нормальной” жизни, препятствовать его пути к философскому камню.
Сын
Уолтер младший, карикатура на отца. Судьба в лице сына говорит Уолтеру :
Посмотри, какой плод родился от твоего семени.
Одновременно сын является цепью, которой Скайлер навсегда приковала Уолтера к себе. И снова судьба говорит Уолтеру :
Куда ты от нее денешься. У вас сын инвалид. Ты обязан содержать их.
В Уолтере младшем кристаллизуются все комплексы отца. Это вечно недовольный подросток, который требует внимания к себе и вызывает жалость. Это предатель, который отрекается от отца и матери. И вместе с этим он тот, кого нельзя обидеть, тот с кем ты обречен, провести всю жизнь.
"И снова повод задуматься многим мужчинам о том, что засохшее дерево не даёт спелых плодов. Не может у отца неудачника, человек без свойств родиться герой".
Дочь
Давайте подумаем, мог ли у такой все контролирующей женщины как Скайлер появиться незапланированные ребёнка, при этом в 40+ лет ?
Младшая дочь, это гвоздь в крышку гроба нереализованные амбиции Уолтера. Скайлер, как ей кажется, привязывает Уолтера к себе навсегда. Он обречен, быть жалким и довольствоваться унизительными заработками. Перезапустить свою жизнь в 50 лет невозможно.
Не успевшая родиться дочь, стала триггером в судьбе отца. Как тут не вспомнить принца Гаутаму, который принял окончательное решение бежать из дворца и податься в отшельники после рождения сына Рахулы. Уолтеру нужно либо умереть потому, что он осознает, в какой яме оказался, либо переродиться т. е стать Алхимиком.
Хэнк и Мари
Пара антагонистов для Уолтера, которые как две назойливые мухи вечно жужжат в уме. Вот, что могло бы с тобой быть, если бы ты выбрал другую жену, вот как бы ты жил, если бы не имел детей.
Хэнк постоянно улыбается и шутит, много есть и пьет. Его уважают коллеги. Он, почти что, звезда. Его невозможно убить. А все потому, что Хэнк следует своему пути. Это человек, который осознавал свой талант и реализует его.
Мари идеальная жена потому, что во всем поддерживает мужа. Да, это женщина не без придурки, но ее главное достоинство в том, что она верна и никогда не встает на пути у амбиций мужа.
"Вот, что случается с мужчинами, которые находят себе правильную жену. Правильная жена позволяет мужу раскрыть таланта. Ее не беспокоит то, что мужчина добился большего. Она в прямом смысле за мужем, но вместе с этим, обладая врожденной интуицией знает, в какую сторону лучше обратить фокус внимания мужчины, чтобы он добился еще большего успеха".
Джесси Пинкман
Джесси не просто напарник Уолтера Уайта. Он проекция идеального сына и ученик Алхимика.
Все история взаимодействия Пинкмана и Уайта это выражение темы подросткового бунта против тирании деспотичного отца. Джесси тот сын, которого бы хотел иметь Уолт. Он дерзок и своенравен, полностью здоров, но главное разделять страсть отца к химии. То есть он тот человек, которому можно передавать свое искусство.
Отсюда попытки Уолтера контролировать жизнь Джесси. Вспоминая, какую роль дети сыграли в его судьбе, Уолтера пытаться убить приёмного сына Джесси. Джесси должен быть только его, Уолт не намерен его не с кем делить.
"И вновь перед зрителем античная трагедия. Джесси подобен царю Эдипу, который пытаются убить своего отца. Уолтера всепожирающий Хронос не способный дать детям самостоятельно жить".
Интересно, кого бы выбрал Уолтер, если бы перед ним встал выбор, кому оставить жизнь Джесси или Уолту младшему?
Начало преображения
Судьба дает Уолтеру Уайту последний шанс. Все настолько плохо, что дальше жить невозможно.
С одной стороны выпуск новостей, в котором показывают, какими деньгами обладают наркоторговцы. Свояк Хэнк готовый взять Уолтера на операцию по захвату варщиков мета. И, совсем уж невероятно, Джесси Пинкман, буквально, свалившийся Уолтеру на голову.
С другой стороны, долги, болезнь и отсутствие всяческих перспектив. Самое главное разрывающая сердце Уолтера гордыня, которая, кажется, скоро будет похоронен вместе с его разрушенным от рака телом.
Уолтеру нужно решить. Падает он в кроличью нору в надежде обрести свою судьбу или продолжает бояться . В предыдущей жизни Уолтер день за день выбирал страх, но осознание того, что он может умереть уже завтра все изменило. Нечто стало бояться, потому что все самое страшное в жизни с ним уже случилось. Противясь своему предназначению, Уолтер собственными руками создал из своей жизни ад.
"Для нереализованного мужчины семья становиться наказанием. Такой человек одновременно тиран и жертва для своих близких. Он ненавидит их за то, что обязан им служить и в то же время не может их бросить потому, что это единственный близкие люди в жизни".
Метафора рака
Рак, чего угодно, успел стать вульгарным движком в развитии сюжета. Зритель, точно, знает, что будет дальше:
Главный герой что-то обязательно осознает, с кем-то непременно объяснится, наверняка поедет в какие-то дали, будьте уверены, сделает то, на что раньше не решался, будто впервые научится любить и прощать. Когда покажется, что человек вот - вот начал жить, ему придется умереть. Таков уж закон жанра.
Авторы подобных сюжетов, словно, пытаются донести до потребителя довольно крамольную мысль:
Болезнь есть благо, которое очищает душу.
Много людей с очищенными душами и готовых пуститься в приключения после курса химиотерапии, вы выдели ?
Но мало, кто задается вопросом, за что болезнь послана человеку и не является ли она парадоксальным началом жизни.
“Во все тяжкие” ломает этот стереотип. Зритель видит, как болезнь делает из человека монстра.
"Мы должны понять, что нереализованное жизненное задание, это непростительный грех перед проведением. Тот, кто проживает свою жизнь впустую, будет наказан болезнью. Она есть последнее предупреждение - одумайся, пойми зачем живешь".
Поход за философским камнем
Предназначение Уолтера Уайта творить прекрасное. Не зря Хэнк путает аббревиатуру его имени WW ( Walter White) c аббревиатурой имени поэта Уолта Уитмена (Walt Whitman). Инструмент для создания прекрасного у Уолта это не слова, а химические элементы. Уолтер, наконец, принявших свой путь создает шедевр - синий мет.
Он создал то, что не может превзойти ни один другой химик. Из Неудачника он стал Алхимиком.
Синий мет - философский камень Уолтера Уайта. Это артефакт делающий его неуязвимым. Пока есть возможность творить синий мет, Хайзенберг жив и силен. Когда Уолтер лишается возможности варить, возвращается болезнь.
Прежний Уолт умер вместе с новостями о раке легких и беременности жены. На сцену выходит новая личность, которая берет себе имя бога. Ведь Хайзенберг для химиков один из великих божеств науки. У Уолтера новая имя и маска.
Чувствуя свою силу Уолтер начинает разрушать прежний мир. Тот мир, который помнит его слабым. Тот мир, который по-прежнему не воспримет его всерьёз.
"Нам нужно помнить, что пришедшие с опозданием слава и богатство больно отражаются на тех людях, которые были с нами в период унижений. Найти свой путь лучше вовремя иначе обида от несправедливости мира не даст насладиться обеденным счастьем".
Конец трагедии
По закону трагедии герой должен победить дракона, чтобы осознать свою силу и переродиться. Таких драконов в сериале три - это Туко Саламанка, Густаво Фринг и банда байкеров. Убивая каждого из них умирает и прежний Уолтер. Смерти врагов делают сильнее Хайзенберга.
Уолтер начал приступил к творению философского камня с нечистой душой и дурным промыслами. Гордыня, злоба и алчность переполнявшие его душу и идущие рука об руку с великим талантом привели, к тому что шедевр созданный Алхимиком был использован во вред людям.
Сколько тысяч людей умерло от искусства Уолтера Уайта ? Не счесть.
Интересно, что судьба Уолтера Уайта аналогична судбе доктора Фауста. Герой Гете одержимой гордыней употребляет свой талант не во благо людям, что приводит его в лапы Мефистофеля и утрате души.
Из человека, чье искусство могло бы принести пользу людям, герой превращается в злого гения, монстра.
И это очередное предупреждение нам. Нельзя использовать свой талант во вред другим. Сотворенное тобой зло, пусть оно и прекрасно, неминуемо обернется против тебя. Человек просто не нашедший свой путь обречен на скучную смерть. Но человек нашедший свое предназначение, но использовавший его во вред другим людям, обречен на смерть души.
И все же у этой истории, есть еще один смысл вселяющий оптимизм
"Старости не существует. Каждый может перезапустить свою жизнь в любом возрасте. Страх неудачи и жизнь без смысла намного страшнее того, что произойдет с человеком, который решился, наконец; идти своим путем".
автор Богомолов Евгений