Мне кажется, у нас сложилось неполное представление о Византии. В основном Византия упоминается, когда говорят о разделении Римской империи, о религиозном наследии Древней Руси и о захвате Константинополя османами и переименования его в Стамбул. С точки зрения искусства и культуры повседневности чаще мы судим о Византии по сохранившимся религиозным памятникам. А между тем, в Византии, помимо религиозного искусства, существовало и светское, которое, к сожалению, мало сохранилось: дворцы были разрушены, а предметы прикладного искусства переплавлены.
Светское искусство продолжало античные традиции, но с поправкой на то, что государственной религией было христианство и большое влияние имели традиции Востока. Можно сказать, что византийская культура — это сплав античности, христианства и восточных традиций. Такие особенности, конечно, повлияли на быт, уклад жизни и отношение к телесной красоте.
Телесная красота
Если смотреть только на религиозную культуру, то складывается ощущение, что в Византии ценили только духовную красоту. На самом деле византийцы восхваляли телесную красоту и неплохо в ней разбирались. К тому же они были знатоками античной культуры, которая прославляла красоту тела.
Женская красота
Женской красоте уделяли большое внимание. Красота для женщины была обязательным условием для вступления в брак. Отсутствие красоты воспринималось, как трагедия. Поэтому женщины большое внимание уделяли сохранению и поддержанию своей красоты.
Женщина в любом возрасте должна была быть молодой, грациозной и ухоженной. Эталоном считались женщины среднего роста, с тонкой талией, бледным лицом, нежной кожей, большими глазами и маленьким ртом.
Особое место занимала красота императрицы. В представлении византийцев императрица должна быть красивой, очень красивой, пожалуй, самой красивой.
Уход за лицом, телом и волосами
Искусство ухода за телом продолжало восточные, греческие и римские традиции.
Для лица использовали маски из размоченных в уксусе дынных корок, либо редьки и миндаля в вине. Также использовали масло и муку из яичной скорлупы.
Для придания пышности волосам их мыли с помощью муки люпина и свекольного сока.
Для окрашивания седых волос использовали сок анемона или вороньи яйца. Золотистый цвет волосам придавали с помощью смеси из старого вина, розового масла и смолы сосновых шишек. (Такую смесь на голове держали трое суток).
В Византии были общественные бани, которые посещали чистоплотные граждане. Правда, это были скорее именно бани, а не центры развлечений, в которые превратили римляне свои термы.
Население Константинополя в некоторые периоды доходило до одного миллиона человек, это немыслимое значение для средневекового города. При этом Константинополь был самых комфортным городом. В нём была канализация, водопровод, общественные сооружения, широкие улицы, парки и сады. В то время как города Западной Европы представляли из себя тесные пространства внутри крепостных стен с узкими улицами, заваленным нечистотами, без водопровода и канализации.
Долгое время, примерно до XII века латиняне, как их называли византийцы, смотрели в сторону своего восточного соседа с завистью. Византийские императоры с удовольствием демонстрировали западным послам казну; дворцы, украшенные мрамором, мозаикой, парчой и драгоценностями; одежду, расшитую золотом и драгоценными камнями. При этом послам запрещалось вывозить эту роскошь за пределы Византии. Например, считалось, что парчу могут носить только византийцы, а варвары её недостойны.
В общем, отношения между восточной и западной частью некогда единой империей сложились не очень. Византийцы считали латинян необразованными и грубыми, а латиняне византийцев — лживыми, коварными и изнеженными.
Парфюмерия
Распространены в Византии были и духи, причём как женские, так и мужские.
Компоненты привозили из Индии, Аравии, Эфиопии и других стран, а изготавливали их на месте обученные византийские аптекари, либо умелые граждане. Парфюмерные изделия стоили дорого, поэтому в основном ими пользовались состоятельные византийцы.
Одежда
Церковь не приветствовала излишнее внимание к внешней красоте, поэтому желание наряжаться, подчёркивать фигуру и продлевать молодость порицалось.
Под влиянием христианства и в Византии, и в Западной Европе меняется отношение к одежде. Теперь тело считается греховным, поэтому одежда должна максимально закрывать и прятать его.
Так, вместо сандалий появляются закрытые туфли, вместо короткого рукава — длинный.
Также большое значение в переходе от античной одежды к новым моделям, относят увлечение и любовь византийцев к парче. Парча — шёлковая ткань с золотыми или серебряными нитями — впервые появилась в Константинополе в V веке. Из парчи невозможно сделать драпировку, которая составляла основу античного костюма.
В отличие от Западной Европы, византийский костюм простых людей практически не изменился за 1000 лет. Что носили в V веке, благополучно продолжали носить в XV веке. Конечно, придворный костюм менялся, появлялись заимствования, например, персидские кафтаны. Но таких перемен, как в Западной Европе, в Византии не было.
Эта статья из серии Секреты красоты, добро пожаловать!