Найти в Дзене

Выявление места смерти и погребения Павсания

Павсаний, сын Клеомброта после гибели спартанского царя Леонида в Фермопильском ущелье стал попечителем его малолетнего сына Плистарха. Павсаний возглавлял объединенную греческую армию и одержал победу над персидским войском в битве при Платеях. Обвиненный впоследствии эфорами в предательстве и тайной переписке с персами, Павсаний укрылся в Спарте в храме Афины Меднодомной. По эллинским законам задержание человека, ищущего убежища у алтаря богов, считалось святотатством. Поэтому спартанцы замуровали дверь храма, и Павсаний умер от истощения и обезвоживания организма. Со слов Корнелия Непота: «Опередив преследователей на несколько шагов, Павсаний ускользнул в храм Минервы, именуемой Меднодомной. Эфоры тотчас завалили стены храма, заграждая ему выход, и разобрали крышу, дабы он скорее умер под открытым небом. Говорят что, в то время была еще жива мать Павсания и что эта престарелая женщина, узнав о его преступлении, одной из первых принесла камень к порогу храма, чтобы замуровать сына. В

Павсаний, сын Клеомброта после гибели спартанского царя Леонида в Фермопильском ущелье стал попечителем его малолетнего сына Плистарха. Павсаний возглавлял объединенную греческую армию и одержал победу над персидским войском в битве при Платеях. Обвиненный впоследствии эфорами в предательстве и тайной переписке с персами, Павсаний укрылся в Спарте в храме Афины Меднодомной. По эллинским законам задержание человека, ищущего убежища у алтаря богов, считалось святотатством. Поэтому спартанцы замуровали дверь храма, и Павсаний умер от истощения и обезвоживания организма.

Со слов Корнелия Непота: «Опередив преследователей на несколько шагов, Павсаний ускользнул в храм Минервы, именуемой Меднодомной. Эфоры тотчас завалили стены храма, заграждая ему выход, и разобрали крышу, дабы он скорее умер под открытым небом. Говорят что, в то время была еще жива мать Павсания и что эта престарелая женщина, узнав о его преступлении, одной из первых принесла камень к порогу храма, чтобы замуровать сына. В конце концов, он был вынесен из святилища полумертвым и тут же испустил дух. Так позорная смерть омрачила его великую воинскую славу. Некоторые предлагали захоронить его тело там, где погребались казненные, но большинство не согласилось и его похоронили в стороне от того места, где он умер. Позже по решению Дельфийского бога он был извлечен из земли и погребен там, где скончался».

Диодор так описывает смерть Павсания: «Когда лакедемоняне оказали поддержку эфорам, Павсаний предчувствуя беду и желая ее предупредить, бежал в храм Афины Меднодомной. В то время как лакедемоняне были в затруднении, наказывать ли нашедшего убежище в храме богини, мать Павсания, подойдя к святилищу и ни слова не говоря, взяла кирпич и положила его у входа в храм. Сделав это, она вернулась к себе домой. Лакедемоняне, следуя решению матери, замуровали вход и, таким образом, Павсаний умер от голода. Итак, решено было тело умершего передать для погребения его родственникам. Божество же разгневалось из-за умерщвления в храме ищущего спасения, поэтому, когда лакедемоняне по какому-то другому поводу в Дельфах вопрошали оракула, бог дал прорицание, требуя возвратить богине умоляющего о защите. Спартиаты же, считав, что прорицание неосуществимо, в течение долгого времени были в недоумении, не зная, каким образом исполнить повеление бога. Тем не менее, посоветовавшись, наконец, приняли решение приготовить две медные статуи Павсания и посвятили в храм Афины».

Согласно рассказу одноименного летописца Павсания: «Дельфийский оракул впоследствии за осквернение храма потребовал похоронить Павсания, как подобает воину и герою, а взамен отнятой жизни установить две памятные статуи Павсанию из красной меди. В Спарте много холмов, но тот, который поднимается выше других, они называют акрополем. На нем сооружен храм Афины Меднодомной. У самого жертвенника Афины Меднодомной стоят два изображения Павсания, начальствующего в битве при Платеях. Во исполнение повеления из Дельф лакедемоняне поставили ему эти медные статуи и воздают почет божеству Эпидоту (Воздаятелю), говоря, что это божество отвращает от них гнев бога Гикесия (покровителя молящих) за смерть Павсания. Напротив театра по другую сторону – стоят надгробные памятники: один – Павсанию, начальствовавшему в битве при Платеях, второй – Леониду. Каждый год около них произносятся речи и устраиваются состязания, участвовать в которых не разрешается никому, кроме спартанцев».

По свидетельству Фукидида: «Когда Павсания пытались схватить на улице, он побежал к находившемуся поблизости святилищу Меднодомной богини, где и нашел убежище. Войдя затем в не большую храмовую пристройку, чтобы не подвергаться непогоде под открытым небом, он стал спокойно ждать своей участи. Не успев задержать его, эфоры приказали снять крышу и двери помещения и, улучив момент, когда Павсаний находился внутри, замуровали выход. Затем они приставили стражу к дому, чтобы вынудить голодом пленника сдаться. Заметив, что он уже готов испустить дух, эфоры велели вытащить его из помещения, после чего он тут же скончался. Тело Павсания сначала хотели сбросить в Кеадскую пропасть, куда обычно бросали преступников, но потом решили зарыть где-то поблизости. Впоследствии, однако, Дельфийский бог изрек лакедемонянам повеление перенести погребение на место смерти (где прах его находится и поныне, именно на площадь перед святилищем, как гласит надпись на стелах), а в искупление святотатства посвятить Афине Меднодомной два тела взамен одного. Впоследствии лакедемоняне велели изваять и принести в дар богине две медные статуи за Павсания».

Благодаря источнику в лице летописца Полиэна мы знаем имя матери Павсания: «Феано, мать Павсания, когда ее сын, уличенный в том, что предался персам, бежал в качестве просителя в храм Афины Меднодомной (откуда не было права забирать молящихся), сама, придя раньше других, положила у дверей кирпич. Лаконцы, удивившись ее мужеству, а равно и мудрости, каждый приложил кирпич к дверям, так что произошло две вещи: и то, что молящегося не оторвали от алтаря, и то, что уничтожили предателя, загородив его стеной».

В ходе производства раскопок на вершине спартанского акрополя археологами был выявлен фундамент святилища Афины Меднодомной. Таким образом, место смерти Павсания в святилище можно с уверенностью локализировать в пределах пятнадцати метров и с такой же погрешностью в расстоянии выявить местонахождение его могилы на площади перед входом в храм. Учитывая, что после разрушения города готами Алариха в 395 году акрополь Спарты не восстанавливался и не был застроен поздними византийскими и османскими постройками, у историков есть шанс обнаружить прах спартанского полководца в ходе дальнейшего производства археологических раскопок.

Павсаний из Спарты
Павсаний из Спарты
План археологических раскопок на спартанском акрополе.
План археологических раскопок на спартанском акрополе.
Акрополь Спарты.
Акрополь Спарты.
Акрополь Спарты.
Акрополь Спарты.
Акрополь Спарты.
Акрополь Спарты.
Акрополь Спарты.
Акрополь Спарты.
Акрополь Спарты.
Акрополь Спарты.
Акрополь Спарты.
Акрополь Спарты.
Акрополь Спарты.
Акрополь Спарты.
Акрополь Спарты.
Акрополь Спарты.
Акрополь Спарты.
Акрополь Спарты.