Найти тему

Что такое целевое обучение

Оглавление

Совсем скоро выпускники школ начнут подавать документы в вузы и колледжи. Но что делать, если балл аттестата или ЕГЭ недостаточно высок для поступления на бюджет? А если уже есть четкое понимание о месте своей будущей работы? В этом случае можно рассмотреть обучение по целевому договору. О том, какие еще преимущества и недостатки есть у такой формы, читайте в материале.

Что говорит законодательство

Целевое обучение – это возможность обучения за счет бюджетных средств по определенному направлению (специальности) с обязательствами дальнейшего трудоустройства в конкретную государственную или муниципальную структуру, которая является заказчиком целевого приема. По окончании высшего, среднего специального или профессионального образования выпускник должен отработать в компании от 3 до 5 лет по договоренности.

С 1 мая 2024 года в стране начали действовать изменения законодательства об образовании – абитуриенты и работодатели могут взаимодействовать друг с другом по поводу целевого договора только через единую цифровую платформу (ЕЦП) в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России». Теперь организации-заказчики формируют предложения о заключении договоров через платформу «Работа в России» и могут устанавливать критерии отбора желающих, отслеживать их академическую успеваемость и закреплять за целевиком место для прохождения практики. Поступающие, в свою очередь, могут откликнуться на заявку от работодателя на портале Госуслуг во время подачи документов, пройти по конкурсу и заключить договор на целевое обучение в один вуз и на одну образовательную программу только после зачисления. Это предотвращает случаи, когда соглашение с организацией подписано, а абитуриент не поступил.

Цифровые технологии призваны упростить взаимодействие студентов с работодателем
Цифровые технологии призваны упростить взаимодействие студентов с работодателем

Набор на целевое обучение происходит отдельно от основного конкурса среди абитуриентов, по целевой квоте в рамках бюджета. На каждое направление подготовки выделено свое количество целевых мест, в этом году в НГУЭУ их в сумме 59. В случае, если учебное заведение не находит человека на «целевое», его место переходит в общий конкурс и достается абитуриенту с высоким баллом ЕГЭ или вступительного испытания.

Первый шаг - найти работодателя

Найти организацию для заключения целевого договора в настоящий момент стало проще, да и сам процесс взаимодействия абитуриент–заказчик и абитуриент–вуз стала прозрачнее и понятнее по сравнению с прошлыми годами, когда всем участникам образовательного процесса приходилось проделывать большую работу: например, Дарина Аристова, студентка 2 курса магистратуры НГУЭУ по направлению подготовки «Экономика» магистерской программы «Международная финансовая отчетность и аудит» долго не могла найти работодателя, согласного взять ее на целевое обучение.

- Я рассматривала все организации, к которым имела отношение: дом культуры, администрация, школа. Сложность в том, что у организации должна быть доля государственного участия: не все соответствуют этому критерию, - говорит Дарина.

Свой путь обучения в НГУЭУ Дарина начала с программы среднего профессионального образования. На втором курсе студентка устроилась работать в приемную комиссию, где и узнала о целевом обучении, а также о механизмах его работы. При поступлении на бакалавриат Дарина понимала, что не сможет сдать вступительные испытания на бюджет лучше, чем абитуриенты, которые готовились к ним в 10 и 11 классе.

- Уже тогда я хотела попасть на целевое обучение, но не нашлось организации, с которой можно было бы заключить договор. После того, как я поступила на бакалавриат, устроилась работать секретарем на выпускающую кафедру. Потом задумалась о дальнейшем обучении, - делится Дарина. - К моему счастью, бюджетные места были, но конкурс бешеный. Тогда, в одном из разговоров мои бывшие начальники приемной комиссии предложили целевое обучение с вузом. Согласно моему договору, я сейчас учусь в магистратуре, а потом должна отработать преподавателем на кафедре, которая инициировала заключение данного договора.

На целевом обучении находится и студентка 5 курса специальности «Экономическая безопасность» специализации «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности» Елена Семенова.

- О целевом обучении узнала от мамы, когда готовилась к поступлению. Решили рассмотреть все варианты, в том числе целевое обучение, ведь это тоже бюджетное место. Решилась на это, потому что все хотят поступить на «бюджет», и я не стала исключением, но баллов было мало. С поиском организации помогли знакомые и друзья семьи, - вспоминает Елена.

Рабочее место даже при отсутствии опыта

Отработка после окончания университета – это гарантия рабочего места, даже при отсутствии опыта. Поэтому обе студентки спокойно относятся к тому факту, что три года после выпуска будут связаны с организацией, которая подписала целевой договор. Так, Дарина Аристова уже два года преподает в НГУЭУ и в своей работе не разочаровалась, поэтому отработка в вузе после его окончания не станет для нее бременем.

- Мое отношение ни к специальности, на которой я обучаюсь, ни к вузу не изменилось. Я искренне люблю нархоз. Этот год для меня – 8-й год обучения в вузе. Я привыкла, что мы в такой тесной связи с этим местом, - рассказывает Дарина. - Я искренне люблю специальность на которой учусь, и специфика работы такова, что я могу вести преподавательскую деятельность параллельно с работой по специальности. Есть четкое ощущение, что ничего после выпуска не изменится. Разве что пар, где я студент, больше не будет.

Другая ситуация у Елены, которая за время обучения с будущим местом работы не сталкивалась, практику проходила в других организациях, поэтому отработка станет новым опытом. Студентка еще не до конца уверена, чем будет заниматься после окончания университета, но в отработке по специальности проблемы не видит.

- За время обучения я не поменяла мнение о своей профессии. Даже если в будущем моя профессия не будет связана с анализом каких-либо финансовых показателей и расчетами, то в любом случае это станет хорошей базой для дальнейшего развития. Знания ещё никому не вредили, - поделилась Елена Семенова.

Студент-целевик - балласт или парус?

В общей сложности на данный момент в НГУЭУ на целевом обучении находится 84 студента. Вуз поддерживает такой формат и считает, что это возможность работодателей подготовить сотрудников именно для себя.

- Мы как университет несём ответственность за подготовку кадров, - считает проректор НГУЭУ по внешним связям Владимир Ромашин. - Практическая подготовка вкупе с целевой предназначены для того, чтобы вырастить того специалиста, который подойдёт для работы в организации, чтобы его «воткнули в розетку», и он сразу загорелся и был для работодателя не балластом-якорем, а парусом, который даст дополнительный импульс.

С этим мнением согласны и работодатели. Нехватку профильных специалистов можно восполнить с помощью договора о целевом обучении. Так, организация точно получит специалиста, подготовленного конкретно к ее деятельности, а студент получит гарантированную практику и не останется без рабочего места.

Созрел спрос на экономистов для работы на предприятиях
Созрел спрос на экономистов для работы на предприятиях

- Нам интересно увеличить количество студентов, которые могли бы работать в промышленности, - говорит руководитель группы стратегического планирования ПО «Север» Любовь Плискина. - На протяжении многих лет вузы не готовили экономистов именно для работы на предприятиях. Не только наш завод, но и другие, нуждаются в этих специалистах, которые должны работать непосредственно на производстве. Кадры для нас – самая больная тема. Поэтому взаимодействие и совместные проекты с вузами нам интересны, для нас важно, чтобы произошла связка науки, вузов и промышленных предприятий.

Кому «не заходит»

Однако целевое обучение подходит не всем. Некоторые абитуриенты не могут найти желаемую компанию для заключения договора, а некоторые не хотят брать на себя обязательство отрабатывать в организации после обучения. Особенно против целевого договора те студенты, кто самостоятельно проходит на бюджетные места. Им не нужно оплачивать обучение, и поэтому мотивации «связываться» с компанией у них нет. С этой проблемой столкнулся Новосибирский колледж электроники и вычислительной техники.

- Наш колледж в меньшей степени рассматривает целевое обучение на моменте поступления. Мы выступаем за вариант, когда запрос предприятия отрабатывается после производственной практики. Когда мы направили наших монтажников на завод «Восток», организация была готова заключить 15 целевых договоров. Тогда мы столкнулись с тем, что студенты не хотят идти. Они понимают, что сегодня их профессия востребована, и что они уже завершают обучение в колледже. Поэтому они не понимают, зачем нужно быть связанными узами с конкретным предприятием и отрабатывать 3 года на его базе, - делится Наталья Гергерт, заместитель директора по производственной работе НКЭиВТ.

Студентов не всегда мотивирует даже тот факт, что целевое обучение закрепляет за ними место работы, где они смогут получить трудовой опыт после выпуска. То же самое касается и повышенной стипендии от организации за успехи в учебе. В свою очередь, отсрочка от службы в армии может являться причиной пойти на «целевое» для годных к службе молодых людей.

Замотивировать студентов на целевое обучение - одна из основных проблем работодателей
Замотивировать студентов на целевое обучение - одна из основных проблем работодателей

Еще несколько проблем целевого обучения выделяет заведующая кафедрой экономики и управления, старший научный сотрудник филиала НТИ РГУ им. А.Н. Косыгина Ольга Сапрыкина.

- Сейчас легкая промышленность чаще всего представлена средним, в лучшем случае, а вообще – малым бизнесом. Малый бизнес не готов подготавливать «целевиков». Он не будет платить за студента 4 года, потому что неизвестно, где он сам будет через столько лет. Поэтому целевое обучение все четыре года нереально для легкой промышленности, - рассуждает Ольга Сапрыкина. - К тому же за 4 года у «целевика» может что-то в голове измениться и все, он себя уже не видит в этом производстве. Такое бывает, и для нас это проблема.

В качестве проблемы можно отметить и то, что при выборе организации, для заключения целевого договора сложно угадать, какая профессия будет актуальной и востребованной после окончания учебного заведения. Есть вероятность, что за 4 года бакалавриата рынок изменится, и отработка по договору будет не востребованной и не принесет достаточно прибыли.

Будет ли работа в той или иной организации востребованной через несколько лет?
Будет ли работа в той или иной организации востребованной через несколько лет?

Таким образом, целевое обучение – это, с одной стороны, возможность обучаться профессии бесплатно, а также гарантия рабочего места даже при отсутствии опыта. С другой стороны – это обязательство отрабатывать в компании по договору, даже в случае если за время учебы планы и отношение к специальности поменялись.

А как вы относитесь к обучению по целевому договору? Рассматриваете такую форму как преимущество при поступлении, или как бремя отработки после выпуска?