Часть 2. Учителя будущих школ
Будут ли это идеальные люди, пронизанные духовностью, вдохновенные аскеты, насыщенные добром?
Возможно это будут интеллектуалы, обладающие энциклопедическими знаниями и демонстрирующие мощь человеческого интеллекта?
А может это будут пламенные борцы за светлое будущее, готовые сломить все преграды и идти вперед, как Данко, с пылащим сердцем?
Конечно, каждый истинный учитель в себе имеет ту или иную долю от этих идеальных представлений.
Но главное, что будет определять будущего учителя и воспитателя (а не прислугу, оказывающую образовательные услуги, как это пытаются навязать нам сегодня) – он будет собой являть то, чему он будет учить, и что он будет развивать в детях. Человек глупый не может учить развитию ума, сначала ему нужно поумнеть самому. Не может двуличный человек учить честности. Колеблющийся в действии двуногий не может учить решительности.
Чему же будет учить учитель будущего, что под его заботливой рукой, и в свете его любящего сердца пойдет в рост в его учениках?
Он будет учить принятию факта существования Высшего Мира, а значит, сам он будет устремлен к развитию своей духовности.
Он будет учить радости, а значит сам он будет радостен, и высшей радостью назовет осознание Высшего Мира. Учитель будет учить быстроте ума, стало быть перед тем, как учить этому он сам разовьет в себе это качество.
Он будет учить терпению, и сам будет терпелив на грани мыслимых пределов. Он будет учить сотрудничеству, а значит – сам всегда будет рад совместной работе. Он будет истинным ученым, неустанно познавая своих учеников, их условия и семьи, их особенности и возможности. Он будет неутомимым борцом с хаосом, умеющим донести до детей, что невежество есть хаос и разложение, а знание есть структурированный человеком Свет.
Учитель будет устремлять детей к познаванию неизвестного, рассказывая им, что каждый из них может привлечь из пространства уникальную красоту образов, звуков, красок и форм. «Человек это магнит мыслей и образов» – будет говорить он, и сам будет являть собой мощный магнит радости и красоты. «Будьте необычными, а то мозги окаменеют» – будет говорить он, и сам будет примером гибкости и свежести ума.
Касаясь вопросов Высшего Мира, он расскажет о космическом бессмертии человека, истинной целью которого является прохождением через земные тернии проложить себе дорогу в Космос.
Наблюдательность будет еще одним важным качеством, которым будет обладать учитель, и которому он будет учить. Упражение на развитие внимания, на развитие запечатлевающего взгляда, и множество иных упражнений будут для этого хорошими помощниками.
….всеми силами вводите наблюдательность уже в школах для малолетних. Час, посвященный наблюдательности, будет истинным уроком жизни. И для учителя этот час будет уроком находчивости. Начинайте утончение наблюдательности на самых обиходных предметах. Было бы ошибкой скоро направить учеников в высшие представления. Если для начала ученик сумеет наблюсти обиход комнаты, это уже будет достижением. Это не так легко, как кажется ненаблюдательному глазу. Затем будем ускорять впечатления наслоением опытов. Предложим ученику пробежать через незнакомое помещение и все же сосредоточить наблюдательность. Так можно открыть слепоту и утвердить истинное зрение. Для всех чувств нужно составить программу упражнений. Так выразится огненное действие в простом упражнении. Дети очень любят такие задания. Уносят эти упражнения сознания в высшие сферы. Самый обычный обиход будет преддверием к самому сложному. Представьте себе восторг малыша, когда он воскликнет — «я еще увидел!» В этом «еще» может заключаться целая ступень. То же радостное восклицание будет приветствовать, впервые замеченную, огненную звездочку. Так начнется истинная наблюдательность.
Живая Этика, книга Иерархия
Бережно будет растить учитель расцветающие в сердце огненные духовные цветы своих учеников.
Счастье Учителя в том, чтобы ободрить учеников к дерзанию о Прекрасном. Не помогут этому достижению перечни скучных мертвенных событий. Учитель должен сам гореть, чтобы одно приближение его уже передавалось огненно. Трудна такая повседневная задача, но люди испытываются, именно, на повседневности….
Живая Этика, книга Братство
Нужно смягчить сердце учителей, тогда они пребудут в постоянном познавании. Детское сердце знает, что горит и что потухло. Не урок заданный, но совместное с учителем устремление дает мир чудесный. Открыть глаза ученика, значит вместе с ним полюбить великое творение. Кто не согласен, что для устремления вдаль нужно стоять на твердой почве, стрелок подтвердит. Так научимся заботиться обо всем, что утверждает будущее. Огонь у порога.
Живая Этика, книга Мир Огненный