Найти тему

Христианская аскетика. Состав души (продолжение).

Мы продолжаем говорить о душе, её строении, и следующая подтема, которую мы рассмотрим: «Преимущественные места пребывания души в теле человека». Первым преимущественным местом пребывания души в теле человека является сердце. Вторым таким местом является мозг, и третьим является кровь. Чем это доказывается? Это доказывается тем, что без этих элементов человек существовать не может. Человек не может существовать без головы, без сердца и без крови. Наличие души в крови доказывает невозможность вкушения кровяной колбасы. Сейчас люди, к сожалению, даже среди священников пытаются доказывать, что всё это можно и ничего страшного в этом нет.

Переливание крови. Что касается переливания крови, то здесь прежде всего нужно сказать, что кровь это всего лишь одно из мест преимущественного пребывания души в теле человека. Если мы переливаем кровь, то это вовсе не означает, что мы всю душу вместе с кровью вылили. Она всё равно остаётся как в сердце, таки в мозге, то есть душа там всё равно существует, поэтому в отличие от свидетелей Иеговы мы разрешаем переливание крови. Свидетели Иеговы на этом основании говорят, что тот человек, которому перелили кровь, уже пребывает с другой душой. Этот вопрос очень скользкий, но тем не менее мы считаем, что это допустимо, но только для спасения жизни человека.

Животная душа. В крови животных содержится их животная душа, поэтому вкушая кровь животного, мы тем самым оказываем неуважение душе этого животного. Пусть это животная душа, но тем не менее душа у животных есть. В отличие от человеческой души животная душа это душа с ограниченным набором функций. У неё нет разума, нет бессмертия и т. п. У неё нет тех свойств, о которых мы говорили в предыдущей лекции, но какое-то понимание окружающего мира у них всё равно есть.

Состав души. Святые отцы вполне определённо учат, и у многих святых отцов это повторяется, что всего частей у души три. Первая часть души называется разумная. Это то, что как раз пребывает в мозге. Вот то, что касается пребывания души в мозге, это называется разумная часть души. Разумная часть души называется по-другому рассудок. Большое заблуждение западной церкви состоит в том, что они путают рассудок с духовным умом, то есть душевный рассудок католики путают с духовным умом. Католики и вслед за ними протестанты путают душевный рассудок с духовным умом. У католиков это началось с начала XIV века с их великого святого Фомы Аквинского, который считается великим философом. Возникло даже целое направление в философии, которое называется томизм, то есть основанное на Фоме Аквинском. Сейчас томисты это преобладающее философское учение в католицизме; все остальные были просто вытеснены, кроме томистов там уже никого не осталось. Что говорил Фома Аквинский? Фома Аквинский разум называл рассудком. Так, по Фоме Аквинскому, получается, что к развитию духовного ума человеку стремиться не нужно. У него есть рассудок, и ему этого хватит, а к духовному уму стремиться не нужно. На самом деле, по православному учению, как говорит протоиерей Василий Зеньковский (об этом сказано в его книге «Основы христианской философии»), разумную личность человека можно представить, как двухэтажный дом. Верхний этаж это духовный ум, а нижний этаж это рассудок. Фома Аквинский говорил, что никакого второго этажа нет, что есть только рассудок, это то, что мы называем рациональностью. Смешение этих понятий, духовного ума и рассудка, то есть подмена рассудком духовного ума,привело у католиков к ужасным последствиям. Об этом говорит профессор Осипов в своей лекции о рациональном познании. Лекция отличнейшая. У кого есть возможность, пожалуйста послушайте. На самом деле человек не может рассудком познавать истину. Человек должен познавать истину духовным умом, а не рассудком. Рассудок не предназначен для постижения истины, её способен познавать только духовный ум. Основная масса всех еретиков пыталась познать истину рассудком, пыталась познать Бога рассудком. Для нас истина и Бог это одно и то же. В IV веке был такой еретик Евномий, это современник наших великих святителей, Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Вот этот самый Евномий дерзновенно заявил такую вещь: «Я знаю о Троице больше, чем Сама Троица знает о Себе». Безусловно, это гордыня. Здесь мы видим пример того, как диавол просто напросто поработил человека, поймал его в сети вот этого рассудочного знания. Евномий любил рисовать различные схемы, как Лица Святой Троицы между Собой сообщаются. Он рисовал и этим показывал, что он якобы знает то, что происходит внутри Святой Троицы. Наши святые отцы доказали, что на самом деле он никакой не знающий человек, а просто человек, обладаемый гордыней. Путём написания книг отцы доказали всю ошибочность его ереси.

Способы познания Бога. По православному учению, человек познаёт Бога, соединяясь с Ним, созерцая Его. Даже если мы не видим Бога своими телесными очами, мы можем Его видеть очами духовными, к чему мы и стремимся. Думая о Боге, мы таким образом соединяемся с Богом мыслью, таким образом святые отцы созерцали Бога, то есть они начинали видеть Бога духовными очами через дух. В Ветхом Завете буквально в первых главах звучит слово «познание», когда говорится, что Адам познал Еву. Слово «познал» здесь означает «соединился». Что мы видим у католиков, то есть у последователей Фомы Аквинского? Мы видим, что сегодня используемое слово «интеллект» происходит от латинского слова «intelegare», что означает «разрезаю», «разделяю». Таким образом, вся сущность латинского познания состоит в том, чтобы в начале умертвить объект, а потом разделить его на части; так понимается термин«познание» у католиков. Вот, что говорит, например, доктор Фауст из трагедии Гёте: «В начале я беру какое-нибудь неживое тело и начинаю копаться в его внутренностях». Так же происходит и в современных мед. институтах. Там, чтобы выучить врачей, всё показывают на неживых телах людей, на которых они тренируются; это латинский принцип. Тренироваться на живых телах негуманно, поэтому они тренируются на неживых телах, но тем не менее сам принцип остаётся, и ошибка современной медицины заключается в том, что врачи относятся к человеку, как к телу без учёта души. Их так учили, но тем не менее нам от этого не легче. Вот ошибка этого латинского подхода. Ещё один пример приводит профессор А. И. Осипов. Как по латыни будет«исследователь природы»? Inquisitor de rerum natura. Инквизитор это исследователь. Чего удивляться, что в гитлеровских концлагерях обогащалась наука? Она обогащалась таким путём. Убивая людей, обогащали науку, и сейчас очень многими опытными наработками того времени пользуется современная медицина, особенно в Германии, почему сейчас германская лекарственная промышленность и медицина так ценятся. Вот, насколько это негуманный путь, если вдуматься. Поэтому профессор Осипов и говорит, что из-за этого природа стонет, что к ней так инквизиторски относятся, и природа сейчас мстит за это людям катаклизмами. Теперь вернёмся к рассмотрению рассудочной части души. Итак, способ познания Бога рассудочной частью души человек должен отвергнуть; человек не может познавать Бога рассудочным способом. Мы видим сейчас, что рассудочность, вот эта рациональность, заполонила всё, и когда говорят, что человек рациональный, это звучит, как комплимент, что этот человек очень хороший и надёжный, но тем не менее мы должны понять, что это всего лишь одна из трёх частей души, и душа может познавать окружающий мир не только рассудочной частью. Вторая часть души называется вожделевательной, она пребывает в сердце человека. Сердце это место, отвечающее за вожделевательную часть души. Для чего нужна человеку эта вожделевательная часть души? Бог ничего просто так не создал, и вожделевательная часть души нужна, чтобы человек вожделел и стремился к Богу, то есть Бог создал эту часть души, чтобы она подвигала человека к вожделению Его.«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже» (Псалом 41:2). Вы знаете, почему олень в Палестине стремится на источники водные? Дело в том, что в Палестине олени выкапывали из земли различных насекомых и поедали их, но там был такой вид насекомых, от которых у оленей случалась сильная жажда. Поэтому олень стремглав нёсся к реке, чтобы припасть и утолить жажду. Псалмопевец Давид использовал этот образ, чтобы показать, как мы должны стремиться к Богу, как мы должны вожделевать Бога. А мы об этом частенько забываем. А почему забываем? Потому что, к сожалению,у основной массы современных людей эта часть души работает неправильно. Вместо того, чтобы этой вожделевательной частью стремиться к Богу, мы опускаем её оттуда, где она должна быть (она должна быть в духе) и начинаем вожделевать земные вещи, людей и так далее; каждый имеет какие-то любимые вещи, и никто не отрицает, что земная любовь есть и действительно должна быть, но когда человек любит человека больше Бога, тогда это уже совсем неправильно. К сожалению приходится читать такие обращения, мол помогите, ушёл любимый человек, не знаю, что мне делать, дальше жить не могу. Такому человеку необходимо обратиться к Богу, начать жить христианской жизнью, и тогда Бог всё даст и вернёт любимого человека. Просто Богу уже ничего не остаётся, как лишать человека любимого объекта, чтобы человек через это обратился к Нему. Сейчас мало кто способен это воспринять. Третья часть души называется раздражительной, её местопребывание в крови. Так, например, мы иногда используем такие выражения, как «кровь закипает», «кровь прилила в голову». Таким образом, кровь это место, отвечающее за раздражительную часть души. Проблемы современного человека тоже могут быть от неправильного использования раздражительной части души. А как её надо использовать? Самое правильное использование раздражительной части души состоит в том, чтобы обращать её против своих грехов. Вот для чего Господь создал раздражительную часть души. Чтобы мы обращали её против своих грехов. Ошибка нас,современных людей, состоит в том, что вместо того чтобы обращать раздражительную часть души против своих грехов, мы обращаем её против своих ближних и считаем, что так и надо. Очень красиво про это сказал писатель Честертон. Он был верующим человеком, хотя и католиком, но тем не менее говорил очень умные вещи. Так вот он однажды сказал, что раньше люди были людьми, то есть они были твёрдые внутри и мягкие снаружи, а сейчас люди напоминают устриц, твёрдые снаружи, мягкие внутри, а у некоторых вообще слизь. Раньше у человека действительно был такой стержень внутри, когда человек с твёрдостью относился к себе, не давал себе спуску внутри. Он мог на себя прогневаться, мог себя на место поставить, но при этом мягко относиться к окружающим; это очень тяжело сделать. Так, если ближний тоже будет это делать, то мы должны понимать,как ему тяжело, а у нас включается такое понятие, как самооправдание, которое как раз и убивает вот эту раздражительную часть души, оно у нас полностью всё переворачивает вверх тормашками: если я что-то сделал, тов этом ничего страшного, а если кто-то сделал, то всё; так вот такого быть не должно. Чем больше мы наводим порядок в своей душе, тем больше Бог наводит порядок вокруг нас. Это принцип преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». По этому принципу, лучше мы будем наводить порядок внутри себя, и тогда Бог всё расставит на свои места, как оно должно быть; к этому действительно надо стремиться. Необходимо как можно меньше гневаться на ближних, то есть задирать их как-то, выводить из себя, раздражаться.