В мире существуют реальные люди, которые считают, что никакой души у человека нет, а всё, что есть, сознание и тому подобное, это набор рефлексов, или симптомов, внутри человека, и не больше. Этот вопрос для нас очень важен, потому что иногда встречаются такие люди, которые говорят, что такое понятие, как душа придумали церковники. Как мы можем ответить на такое? Как нам доказать, что душа существует? Нам как людям Церкви здесь и говорить даже не о чем, но когда к нам придёт человек, который скажет, что никакой души нет, и попросит доказать ему, что она есть, что мы ему скажем? Все внутренние переживания, радость, боль и тому подобное, для него это всего лишь набор рефлексов. Он скажет, что это всё субъективно и что это только наши переживания. Это всё плоть и кровь. Они там как-то взаимодействуют, и отсюда у нас получаются какие-то переживания. Согласно современным исследованиям, когда взвешивали умирающего, но ещё живого человека и того же человека уже после смерти, разница была несколько грамм. Конечно, это антигуманно. Только на западе могли до такого додуматься, и всё это опять же субъективно. Поэтому этот вопрос оставляем открытым, потому что вот вы сами можете искать ответ, но это как бы уже чуть чуть из опыта Церкви. И всё таки, какой мы можем привести аргумент, который может всё таки поколебать решимость таких атеистов? В основном это говорят атеисты, которые вообще не верят в Бога, и соответственно, им не выгодно существование души. Значит, довод здесь такой: фантомные боли, когда у человека нет какого-то органа, но он болит, и человек его реально ощущает, [он может болеть] на перемену погоды и так далее. Другой пример, ещё одно доказательство существования души, привёл ещё очень давно протоиерей Дмитрий Смирнов. Значит, он говорил: «Стоит Андропов над телом Брежнева и говорит: «спи спокойно, дорогой товарищ». А теперь вопрос. Кому он это говорит, если души нет? Они оба атеисты, материалисты. Кому он это говорит? Неизвестно. Здесь Андропов независимо от своего желания, помимо своей воли обращается к душе своего товарища. Несмотря на то что эта душа уже отошла в мир иной, он всё равно к ней обращается. Этот довод может быть и посильнее, чем аргумент про фантомные боли.
Определение души. Что такое душа? Определение даёт святой VIII века преподобный Иоанн Дамаскин. Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, одарённая умом и разумом, не имеющая определённой фигуры и формы. Никто не может взять и нарисовать фигуру души, нельзя, душа не имеет определённой фигуры. Она сообщает телу жизнь и возрастание. Далее. Душа есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Об этом можно почитать потом, на досуге, чтобы лучше в это вникнуть, потому что это действительно очень тяжело, но самое главное, что нам необходимо понимать, это то, что душа — существо бестелесное. Потом, наш разум отказывается понимать, что душа это какая-то субстанция, если использовать такое слово, научное, мудрёное. Самая же главная функция души состоит в том, чтобы связывать между собою тело и дух. И уже мы понимаем, что человек как раз развивает душу, для того чтобы в нём лучше проявился дух. Таким образом, образование в школе это развитие души. Научение наукам, культура человека это тоже развитие души. Здесь хотелось бы поднять очень важный вопрос. Отец Вячеслав в своей лекции заметил, что очень много людей путает духовность и культуру. Отец Вячеслав об этом говорил, и я об этом напомню, что культура это свойство не духовное, а душевное, которое входит именно в душевный спектр нашей личности. Это важно, потому что очень часто можно услышать (такой обычай пошёл с советского времени): «Я сходил на выставку и набрался духовности». Кроме того, ещё можно услышать: «Какой духовный человек!» - подразумевая под этим, что он культурный человек. Ещё можно услышать, когда люди говорят «пища духовная», подразумевая под этим культуру. Это тоже бесовская уловка на самом деле настоящую духовность заменять душевностью, культурой, вот этим душевным свойством. Человек думает, что он уже весь в духовности, а на самом деле он просто душевный. Вот такая, к сожалению, обманная уловка.
Основные свойства души. Как есть свойства тела, так есть и свойства души. Они суть следующие: самостоятельность, разумность, сознательность, бессмертие, свобода. Итак, самостоятельность. Что значит самостоятельность? Это значит, что душа есть особая субстанция, отличная от тела. Это особая субстанция, а не набор явлений, являющихся продуктом высшей нервной деятельности человека. Таким образом, душа существует и существует самостоятельно. Были такие учёные, которые считали, что вся деятельность души заменяется всего лишь набором преобладания в организме, например, ионов калия и натрия. Если у человека больше ионов натрия, то человек радостный, улыбается и так далее. Как только у него больше ионов калия, тогда человек грустный, злой и так далее. Вот, к чему всё сводится, к таким моментам, и люди в это серьёзно верили и доказывали это; много усилий прилагали, чтобы доказать. Поэтому мы и говорим, что душа самостоятельна и отлична от тела; это совсем другая субстанция. Она связана с телом и влияет на него, но это совсем иная сущность, это не набор телесных явлений. Кроме того, нужно сказать, что самостоятельность души человека проявляется ещё в наличии самосознания, то есть в способности человека отличить себя от своего тела и от мира. Так, если человек углубится в себя, он может даже немного почувствовать какую-то отдельность от своего тела. Именно благодаря такому свойству души, как самостоятельность, есть такое понятие, как покаяние, потому что покаяние основано на осознании человеком нетождественности самого себя и своих поступков; человек может разделять себя и свои поступки. Как говорил апостол Павел, «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24) Здесь апостол Павел говорит не о том, что тело греховное, а о том несоответствии, которое он сам в себе различал. Пока это тяжеловато для осмысления, но потом будет более понятно. Далее. Разумность души. Разумность души выражается в даре слова и способности к членораздельной речи, чем мы опять же отличаемся от животных. Следующее свойство. Сознательность. Сознательность, в принципе, похожа со свойством, которое мы рассмотрели выше, с самостоятельностью, но между ними есть ещё и разница. Сознательность выражается в способности рассудочного познания мира. Это свойство души, которое отделяет (скорее отличает - ред.) его от тела и от духа. Далее. Бессмертие. Практически весь Новый Завет говорит о бессмертной душе. Там всё направлено на то, чтобы доказать, что душа бессмертна. С Ветхим Заветом уже чуть сложнее. Как веровали о загробном существовании души в Ветхом Завете? Существовало представление о том, что есть некий шеол, место тёмное и удалённое от Бога, где души действительно мучились, и самое плохое, что было для людей, это то, что туда попадали ветхозаветные праведники; они действительно мучились больше всех. Представьте себе, человек прожил праведную жизнь, и вся его награда это шеол наравне с другими, которые были грешниками и плохо прожили свою жизнь. К таким праведникам можно отнести и мучеников Маккавейских, и даже Авеля, который был самым первым мучеником. Он ждал Пришествия Спасителя и был убит почти при самом сотворении мира. И когда Спаситель сошёл во ад, Он вывел оттуда всех праведников; все, кто захотели, те вышли. Святые отцы говорят, что все, кто хотел, те вышли. Это всегда надо помнить. У нас всё время работает такая установка, что это только Бог решает, что люди хотели выйти, а Бог им не дал, и тогда получается, что Бог жестокий. Получается, что человек нагрешил, но хотел попасть в рай, а Бог ему запретил и не взял его с Собой. Но святые отцы говорят по-другому: все, кто хотел, те вышли, в том числе и те грешники, у которых осталось какое-то чувство любви к Богу. Сейчас есть такая теория о том, что Господь всех спасёт; это очень интересная тема. Некоторые наши богословы говорят, что эта теория существует наравне с обычной, что мука вечная. Однако другие отцы говорят (это наравне существует такая версия), что Господь настолько милосерден, что всё равно потом спасёт всех, и цитаты приводят. Здесь опять же возникает вопрос: захотят ли обитатели ада идти в рай? Например, атеист, который не признаёт Бога. Что он там будет делать? Петь псалмы? Все его друзья в аду, весь его круг интересов тоже в аду. А что в раю? В раю, как говорят святые отцы, сплошная литургия, когда святые возносятся и говорят: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Это песнопение литургии, так воспевают ангелы. Так же и другие псалмы. Это видел пророк Исаия и другие святые. В Евангелии от Матфея сказано, что на Страшном Суде Господь тем, кто Его именем изгонял бесов, скажет: «Я никогда не знал вас» (Матфея 7:23). Опять же, ещё раз нужно сказать, что те, кто хочет, несмотря на все грехи, будут Богом помилованы. На этот счёт уместно вспомнить притчу о луковке из произведения Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Была злющая баба, которая ненавидела всех людей. И вот, уже перед самой смертью какая-то нищенка попросила у неё милостыню, а у неё в руках была проросшая луковка. Она взяла и кинула в неё этой луковкой, чтобы та отстала от неё. И вот, она умирает и попадает, соответственно, в ад, и ангел спрашивает у Господа, можно ли её всё таки как-то спасти. Он говорит: «Возьми эту луковку и опусти её в ад. Если она за неё ухватится и сможет оттуда выбраться, то пусть так и будет», то есть Господь разрешает ангелу это сделать. Тогда ангел прилетает и протягивает бабе эту проросшую луковку. Она хватается за неё, и происходит чудо, луковка не рвётся, и она потихонечку начинает оттуда выходить. Но что происходит дальше? Грешники, которые находились рядом с ней в аду, начали за неё хвататься, чтобы тоже спастись, а она начала их ногами отпихивать: «Это моя луковка! Это меня спасают!» Тут луковка и порвалась. Таким образом, всё зависит от духовного устроения человека. Как Господь говорит: «В чём застану, в том и сужу». Это так называемая аграфа – изречение Господа нашего Иисуса Христа, не вошедшее в четыре Евангелия, а дошедшее через творения древних христианских авторов. Приведенные слова встречаются у святого мученика Иустина Философа. В каком духовном устроении Господь нас застанет, в том мы и будем судимы. Вот, насколько ужасна внезапная смерть. Что касается смерти в двунадесятые праздники, то это скорее всего легенда, благочестивая выдумка людей. Простите, но мы не можем этого сказать. Мы можем сказать, что есть такая мысль, что в день причастия человек действительно может попасть в Рай. Поэтому и существует такая правильная традиция причащать перед смертью, если человек способен причащаться; это мы можем сказать. Что касается дней, то ли это Пасха, то ли какой-то другой двунадесятый праздник, то здесь мы не можем ничего сказать, разные люди умирают на Пасху. Если это действительно был какой-то злодей, и он умер на Пасху, то здесь опять же мы упираемся в то, о чём говорили выше: что ему в раю делать? Другой богослов приводил ещё такой пример. Представьте себе, что рокера, который слушает метал, на несколько часов закрыли в зале, где проходит симфонический концерт, и не выпускают оттуда. Хорошо ли ему там будет? Он взвоет от этого, ему там нечего делать. Далее. Есть такая точка зрения, что за невоцерковленных людей нельзя подавать записки на проскомидию, чтобы вынимали частичку. На этот счёт есть мнение архимандрита Иоанна Крестьянкина. Архимандрит Иоанн говорит, что подавать записки на литургию нельзя только за сектантов, еретиков и сознательных богохульников, которые явно засвидетельствовали свою вражду к Богу. На этот счёт можно привести ещё один случай. Одна женщина сильно переживала за своего сына, который покончил жизнь самоубийством. Она ходила и надоедала священнику: «Почему мне нельзя за него подавать на проскомидию?» Однажды он пригласил её на чай, и она ходила к нему домой. А этот священник был в возрасте, и у него сын был врачом. И вот, в это самое время, когда она сидела за чаем, приходит этот сын, лица на нём нет и весь трусится. Отец его спрашивает, что там стряслось, и он всё рассказал. В больнице лежал один молодой мужчина, и его приехала навестить его мама. По доброте душевной она сварила ему куриный супчик и привезла туда в больницу; доброе дело хотела сделать, накормить своего сыночка, а у сына оказался рак кишечника. Так она отправила своего сына на тот свет. И тогда эта женщина, сидящая за чаем, вдруг поняла, что это ей Бог говорит. Она поняла, что не всякое доброе дело доброе перед Богом, и когда мы подаём записки за человека, который сделал свой выбор (Имеется ввиду выбор не к Богу, а от Бога — ред.), мы только вред ему делаем на самом деле, как эта мама своему сыну; мы делаем ему вред подаянием вот этой записки, будь то колдун или просто неверующий человек. Поэтому и говорится, что если человек сознательно не разрушал храмы, если человек явно не противился Богу, тогда ничего страшного нет, просто в монастырях есть такие строгие батюшки, которые не благословляют подавать записки за такого человека. На самом деле здесь просто должна быть разумная мера, чтобы не впадать ни в одну крайность, ни в другую. Если вы точно знаете, что человек храмов не разрушал и Богу не противился, то за него можно подавать записки. Следующее свойство души, которое мы рассмотрим, это свобода. Здесь сразу нужно сказать, что свобода это нечто такое, что принадлежит не только душе, но и всей личности человека. Что такое личность? Это человек в наиболее полном своём проявлении. Есть такая точка зрения, что уже с трёх лет ребёнок становится личностью, отдельной от родителей. Это проявляется в том, что ребёнок говорит: «я сам», «это моё». Здесь уже с ним как с личностью надо договариваться, надо уже чем-то жертвовать, вниманием, заботой и так далее; это самое главное, чем мы можем пожертвовать для развития этой личности. Относительно свободы нужно ещё сказать, что свобода бывает двух видов: психологическая и духовная. Психологическая свобода это способность делать выбор между разными вещами в этом мире. Например, я хочу идти сюда или туда, вот у меня выбор. Это свобода? Да, но эта свобода на спасение души никак не влияет. Другой пример: у меня есть свобода стать архитектором, математиком или пианистом; это тоже психологическая свобода,человек сам решает, кем ему стать в этом мире. Что такое духовная свобода? Духовная свобода это свобода, связанная со спасением души; это уже гораздо важнее. Неважно, кто человек по психологической свободе, архитектор или математик; и тот, и тот может спастись. Далее. У человека есть определённый талант; реализуя его, он реализует свою свободу. Здесь очень частая ошибка родителей в том, что они настаивают на выборе нелюбимого дела, навязывают нелюбимую профессию, и человек потом действительно мучается; это опять же такое неуважение к личности. Однако, когда человек в своей психологической свободе пересекает черту, и из-за этого свободного выбора у него наступает духовная смерть, вот тогда родитель как раз и обязан вмешаться, то есть родитель обязан предостеречь, а при необходимости и вытащить человека из вот этого состояния духовной смерти. Многим святым с детства пророчествовали о том, что они будут великими перед Богом. Дело в том, что есть разница между всеведением и предопределением Божьим. Мы никогда не говорим, что Бог что-то предопределяет, в этом наше отличие от протестантов. Кальвинисты придумали такую теорию, что всё уже предопределено, и что бы человек ни делал, если он способен спастись, значит он спасётся, а если не способен, значит что бы он ни делал, всё равно пойдёт в ад.На самом деле Бог изначала знает наш выбор. Он знает, что человек станет святым, и уже подаёт какие-то знаки. Так, например, мы знаем про преподобного Кукшу, на которого в Иерусалиме пролилась лампадка. Люди действительно приняли это как знак особого расположения Божия к нему, как знак его святости. Опять таки, Господь не принуждал и не предопределял мол что бы он не делал, он всё равно станет святым. У него всегда была возможность отойти от этого, уклониться от пути святости, который очень тяжёл, очень тернист; столько всего надо пройти, чтобы достичь святости. У него была возможность где-то отойти в сторонку, пересидеть, отдохнуть и так далее, но тогда он не стал бы святым, и Господь бы это признал. Дело в том, что Бог уважает свободный выбор человека. Если человек так решил, значит так и будет. В Ветхом Завете есть цитата, в которой говорится о том, что Бог уважает свободу человека: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Второзаконие 30:15). Эти слова тихо и незаметно говорятся каждому человеку при его рождении. Дальше говорится: «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё» (Второзаконие 30:19). Здесь Господь просто советует, но ни в коем случае не настаивает на этом. Он не оставляет человека перед выбором, мол «делай всё, что хочешь, а Я в сторонку отойду». Нет. Господь дальше советует: «избери жизнь» (Второзаконие 30:19). В другом месте Писания, это уже менее известное место, говорится: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрёт вас» (Исаия 1:19 -20). Эта свобода сохраняется за человеком навечно, она сохраняется даже в аду, поэтому у человека всегда есть выбор. Как говорят святые отцы об этом, свобода выбора сохраняется даже в аду. Однако, здесь возникает вопрос: как эта свобода может сохраняться в аду, если человек уже не может оттуда выйти? Действительно, человек уже не может оттуда выйти, но в том-то и дело, что он эту свободу может применить, но не хочет. Дело в том, что человек со временем может укосневать как в добре, так и в зле. Поэтому хотя формально он эту свободу сохраняет, но фактически он ей сам уже не пользуется, так как не способен. Святые отцы говорят, что есть различные ступени святости. Первая ступень святости проявляется, когда человек говорит: «могу грешить, могу не грешить»; здесь у него есть свобода, вот та формальная свобода, о которой говорилось выше. Далее. Вторая и высшая ступень святости проявляется, когда человек уже не может грешить, настолько он укоснел в добре. К сожалению, человек укосневает и во зле, однако всё равно свобода за ним формально остаётся, и мы знаем случаи, когда по молитвам Церкви Господь меняет участь человека. Однако эта участь всё равно не постоянная, и только на Страшном Суде будет решаться окончательная участь человека в вечности, и хотя и говорится, что там «великая пропасть», тем не менее всё равно бывают случаи, когда человека вымаливают в Царство Небесное. Святитель Иоанн Златоуст полагает, что дети могут вымолить своих родителей из ада, и это не частное мнение святителя Иоанна, это мнение Церкви. Посмотрите, сколько мы празднуем память родителей наших великих святых. Так, например, мы празднуем память святых Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Думаю преподобный Серафим Саровский тоже вымолил своих родителей, хотя подтверждения этому нет. Ксения Петербургская тоже молилась за своего мужа. Возможно, тоже вымолила. Есть некоторые люди, особенно протестанты, которые цепляются за это место Евангелия, где говорится: «между нами и вами утверждена великая пропасть» (Луки 16:26). Мы говорим, что Христос все равно больше любой пропасти, и человек даже там становится достоин какими-то неведомыми судьбами Божьими, особенно через нашу молитву. На западе это не могли объяснить, поэтому придумали чистилище, где души чистятся, как в автомойке. Почистили их там, и они стали достойны Рая,Царства Небесного. Мы же никогда этого не примем, нам это не надо, мы и так на все эти вопросы отвечаем.
О свободе выбора. Свобода выбора связана с несовершенством человека. Что мы чувствуем, когда нужно выбирать? Муки сомнения. Когда что-то надо выбрать, человек иногда теряется и не знает, какой ему сделать выбор: и то надо, и это надо. На самом деле мы говорим, что там, где есть такое сомнение, колебание, там Бога нет. Эта свобода означает, что Бог в этом не участвует, потому что у Бога никаких сомнений и колебаний быть не может. Вот эта свобода означает несовершенство человека. Об этом мы, как раз, и говорили, что когда человек утверждается, укосневает [в добре или во зле], тогда он потихонечку теряет вот эту внешнюю свободу, хотя внутри она формально остаётся, и тогда у такого человека уже не может быть никакого другого пути, как говорится. У ангелов всё это было в один момент, в один миг, одна часть отпадает, другая остаётся с Богом. После этого те ангелы, которые отпали, - что бы там ни говорили вот эти вот радетели, - уже никогда не смогут стать светлыми ангелами, так и те ангелы, которые устояли, уже никогда не смогут стать злыми; так и наши души, и пока у человека ещё есть выбор, ему необходимо поступить согласно Писанию, то есть избрать добро (Второзаконие 30:15).