Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня 6 июня исполнилось 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина величайшего русского поэта, оставившего незабываемый след, не только в отечественной, но и в мировой культуре.
Большая часть его жизни прошла в Санкт-Петербурге, поэтому нет ничего удивительного в том, что в нашем городе ему установлено сразу несколько памятников. Давайте совершим небольшую виртуальную экскурсию по Петербургу и его окрестностям и посмотрим на знаки памяти в городе, который так любил Александр Сергеевич.
Самый первый памятник поэту на улице его имени
Первый памятник поэту в Санкт-Петербурге был установлен в 1884 году в сквере на улице носящей его имя. Следует сказать, что знаменитый московский памятник великому поэту был установлен четырьмя годами ранее в 1880 году. Возможно, именно этот факт, равно как извечное соперничество между Москвой и Петербургу сыграл определенную роль в том, что 22 августа 1881 года император Александр III подписал указ о переименовании Компанейской улицы столицы в Пушкинскую. Тогда же в сквере на этой улице был установлен гипсовый бюст поэта, отлитый по мраморному образцу, работы скульптора И. П. Витали, выполненного в 1837 году по заказу П. В. Нащекина.
Ещё через год городская дума Петербурга принимает решение об установке на этом месте полноценного памятника поэту.
Скульптор Опекушин, автор московского памятника Пушкину предложил приемной комиссии один из вариантов, разработанных им для предыдущего конкурса, который и был утвержден. В качестве архитекторов выступили Н. Л. Бенуа и А. С. Лыткин.
Бронзовая скульптур поэта высотой 2 метра пять сантиметров, была отлита на заводе А. Морана. Постамент высотой 2 метра 90 сантиметров и украшенный строфами из «Медного всадника» был изготовлен в мастерской В. Е. Ефимова.
Торжественное открытие памятника, на котором присутствовал сын поэта А. А. Пушкин, состоялось 7 августа 1884 года.
Памятник «нашему всему» быстро стал одной из достопримечательностей города на Неве, но в отличие от своего Московского собрата места расположения никогда не менял и вот уже почти 140 лет стоит там, где его поставили изначально.
Памятник в Лицейском саду города Пушкин (бывшее Царское село)
Один из самых известных памятников поэту установлен в лицейском саду, там где прошли безмятежные юношеские годы и где по его собственным словам»:
«… Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.»
Впервые идея установки памятника поэту в Царском селе была озвучена в 1860 году на торжественном обеде бывших лицеистов посвященному пятидесятилетию их «альма матер».
Была организована подписка по сбору средств на памятник, но постепенно дело застопорилось, в связи с тем, что было объявлено о сооружении монумента поэту в Москве, а затем и в Санкт – Петербурге.
О планах установки скульптурного изображения поэта в Царском селе вспомнили только в связи с предстоящим столетним юбилеем Александра Сергеевича.
Был объявлен конкурс проектов, в котором победил эскиз предложенный академиком Робертом Романовичем Бахом. Его «Бронзовый мечтатель» был лично выбран для воплощения Императором Николаем II. К сожалению, к столетию поэта памятник изготовить не успели и поэтому 26 мая (6 июня) 1899 года в Лицейском саду прошла лишь торжественная церемония закладки будущего монумента.
Все работы по изготовлению и установке памятника заняли полтора года. Бронзовую фигуру отливали в мастерской в мастерской Н. Штанге. Архитектором и создателем постамента выступил старший брат скульптора Александр Романович Бах. Торжественное открытие состоялось 15 октября 1900 года.
Вот уже более 120 лет бронзовый Александр Сергеевич является одной из главных достопримечательностей сначала Царского, затем Детского села, а с 1937 года города Пушкин.
Возле него всегда любили фотографироваться туристы, которые, к сожалению, не всегда ведут себя должным образом, но иногда и такие фото могут стать историческими:
Набережная Мойки 12
Дом князей Волконских на Мойке,12 стал последним земным пристанищем великого поэта.
Здесь он жил и работал, здесь звенел смех его детей и отсюда он отправился к месту своей последней дуэли. Сюда его привезли умирать, и отсюда он отправился в свой последний путь, к месту вечного покоя. Наверное, по этой причине вполне логичным выглядит решение об установке памятника поэту во дворе его дома – музея, которое было принято в год 110 годовщины гибели Александра Сергеевича. Победителем всесоюзного конкурса проектов памятника Пушкину, проходившему в 1947–1949 годах стал скульптор Николай Васильевич Дадыкин. Отливка скульптуры произведена в бронзолитейной мастерской Академии художеств в 1951 году. Высота скульптуры 170 сантиметров, что соответствует реальному росту Александра Сергеевича. Такую же высоту имеет и пьедестал, выполненный по проекту архитектора Николая Медведева. Памятник небольшой, около трех с половиной метров общей высоты, но в замкнутом пространстве двора смотрится вполне органично.
Памятник на площади Искусств перед зданием Русского музея
Пожалуй, самый известный, самый узнаваемый памятник Александру Сергеевичу в Санкт-Петербурге, установлен на площади Искусств перед зданием Государственного Русского музея. Его автором стал будущий прославленный скульптор, академик, а в то время недавний выпускник Академии Художеств Михаил Константинович Аникушин. Его соавтором стал архитектор Василий Александрович Петров
В 1949 году они победили на Всесоюзном конкурсе проектов памятника Пушкину в Ленинграде, торжественная закладка которого состоялась во время торжеств, посвященных сто пятидесятилетию со дня рождения поэта. Фигура высотой 4 метра была отлита из бронзы на ленинградском заводе «Монументскульптура». Пьедестал изготовлен из красноватого гранита, добываемого в Кар-Лахти Ленинградской области.
Памятник был открыт в рамках празднования двухсот пятидесятилетия Ленинграда 19 июня 1957 года. Это был грандиозный праздник. Известно, что среди почетных гостей были Анна Ахматова и Даниил Гранин.
В ходе работы над памятником на Площади Искусств они предложили несколько проектов и ещё один из них был реализован в интерьере станции «Пушкинская» Ленинградского метрополитена.
В 1982 году в Ленинградском метрополитене появился ещё один бронзовый Александр Сергеевич работы Михаила Константиновича Аникушина.
Этот памятник установлен на станции метро «Черная речка», открытой в день 145 годовщины гибели поэта. Рядом находится и предполагаемое место рокового поединка. Почему предполагаемое? Дело в том, что точное место естественно тогда никто не отмечал и на карту не наносил, поскольку дуэль была деянием уголовно наказуемым и соответственно место её проведения считалось местом преступления.
Примерное место было установлено книгоиздателем Яковом Алексеевичем Исаковым, который приобрел у наследников все права на произведения Александра Сергеевича и самым тщательным образом изучил не только биографию поэта и его творчество, но и обстоятельства гибели.
В ходе расследования, ему посчастливилось отыскать, говоря юридическим языком «главного свидетеля» и непосредственного участника дуэли Константина Карловича Данзаса, который, как известно, был секундантом поэта. Вместе они выезжали на место событий и в дальнейшем, со слов Данзаса опиравшегося на сохранившиеся ориентиры Исаков составил план местности, на котором непосредственно отметил место дуэли.
В 90-е годы прошлого века на деньги, собранные завсегдатаями находившегося неподалеку ипподрома, которые считали бывшего, как известно весьма азартным игроком Александра Сергеевича за своего на месте дуэли был установлен памятник представлявший из себя гипсовый бюст, установленный на постаменте сложенном из кирпича и облицованного керамической плиткой.
Памятник просуществовал до 1924 года, после чего был демонтирован, поскольку пришёл в аварийное состояние.
В начале 30 – х годов по инициативе Пушкинского общества на этом месте был установлен обелиск из гранита и мрамора, по проекту архитектора Е.И. Катонина.
В 1937 году, когда в СССР широко отмечалось столетие со дня гибели Пушкина, в сквере открыли новый памятник - гранитный обелиск, созданный по проекту архитекторов А. И. Лапирова и Е. И. Катонина.
Бронзовый барельеф поэта выполнил знаменитый советский скульптор М. Г. Манизер.
В 1962 году в связи со 125 годовщиной гибели поэта мемориал был дополнен двумя гранитными плитами, символизирующими барьеры на расстоянии десяти шагов к которым сходились дуэлянты.
Надпись на первой гласит: «Здесь на Черной речке 27 января (8 февраля) 1837 года великий русский поэт Пушкин был смертельно ранен на дуэли».
На второй выбиты бессмертные строки М. Ю. Лермонтова:
«Погиб поэт! - невольник чести,
Пал, оклеветанный молвой.
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой».
Ежегодно в день дуэли и в день памяти поэта, сотни жителей нашего города и его гостей несут цветы к месту гибели Александра Сергеевича несмотря на то, что с того трагического дня минуло уже 187 лет. Наверное, прав был русский писатель Аполлон Григорьев еще в 1859 году сказавший:
«Пушкин – наше все».
Конечно, в одной статье невозможно вспомнить все памятники «солнцу русской поэзии» установленные в Петербурге. Я вспомнил только самые значимые и любимые лично мною. Если у вас мои уважаемые читатели найдется что добавить или возникнут вопросы, я с удовольствием на них отвечу. Ну а пока всего доброго и до скорой встречи.