Всем привет! Сегодня поговорим о музыкальном событии, которое состоится в конце нынешнего 2024 года,- международном вокальном конкурсе "Интервидение", идея создания которого принадлежит нашей стране.
Буквально в нескольких предложениях краткая предыстория возникновения такой идеи. Главная мысль- создать адекватную альтернативу конкурсу "Евровидение", в котором наша страна вследствие введённых санкций не принимает участие уже несколько лет. Что, наверное, к лучшему. Но к этому ещё вернёмся, но немного позже. Свою точку зрения касательно "Евровидения" я тоже обязательно изложу.
Сама идея проведения конкурса «Интервидение» появилась в конце 2023 года, а в феврале Александр Алимов, директор департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям министерства иностранных дел, сообщил о начале работе по организации конкурса. Не так давно в Министерстве иностранных дел сообщили, что приглашения были разосланы государствам СНГ, Латинской Америки, БРИКС и ШОС.
Вообще, если кто-то забыл или не знает, конкурс с таким же названием уже проходил во времена Советского Союза. Тогда это был музыкальный конкурс для государств социалистического лагеря. Первыми организаторами конкурса были СССР, Польша, ГДР, Венгрия и Чехословакия. Некоторое время спустя добавились и другие страны. Ниже на фото можно увидеть, как выглядел логотип конкурса в то время.
Нужен ли конкурс сейчас?
Моё мнение такое- я всегда полностью выступаю за создание новых международных музыкальных конкурсов, центром которых является исключительно музыка. Долгое время конкурс "Евровидение" действительно был значимым музыкальным событием и воспринимался исключительно как музыкальное мероприятие, без различных сопутствующих составляющих. Политическая повестка стала проникать туда по историческим меркам относительно недавно, лет так 15 назад, когда в ряде стран начались заметные тенденции к умопомрачению их руководителей и выходу на главенствующие роли ряда сомнительных дискурсов, как во внутренней политике этих стран, так и во внешней. Конкурс стал меняться, а сейчас и вовсе стал просто-напросто фестивалем фриков. Особенно последние 3-4 года. К огромному сожалению, музыкального на этом конкурсе осталось от силы процентов 20. Сколько песен из "Евровидения" последних лет попадает в европейские, а тем более мировые чарты? Ответ на этот вопрос, скорее, риторический.
Мне как автору песен какое-то время назад было интересно наблюдать за "Евровидением", я с удовольствием его смотрел, но последние лет 6-7 характер конкурса изменился. Так называемая псевдолиберальная повестка оказалась сильнее. Увы, но это факт очевидный. Возможно, когда-нибудь псевдолиберальное цунами отступит от культурного пространства Европы, и конкурс вернётся к своей изначальной форме, или хотя бы к своему виду 15-20 летней давности. Но для России это уже этап, скорее, пройденный, как мне кажется. Есть ли потребность в похожем по масштабу международном конкурсе? Однозначного ответа у меня нет, но как зрителю мне было бы интересно понаблюдать за подобного масштаба музыкальным конкурсом. Главное, не допустить тех ошибок, которые могут завершить историю молодого конкурса в самом-самом ее начале. Таких подводных камней довольно много, о чем мы и поговорим далее.
Возможные проблемы
Как мне представляется- одна из главных угроз состоит в том, чтобы новый конкурс не превратился в какой-то инструмент идеологической борьбы. Нужно всегда помнить, что это событие исключительно из сферы культуры и обязательно должно оставаться за пределами спекуляций различных политиков. Это очень важно, поскольку от этого может очень сильно пострадать самое главное- музыкальная составляющая, то есть то, ради чего этот конкурс и создаётся. При таком сценарии мы можем просто увидеть фестиваль национальных культур, не более того. Здесь очень многое зависит от того, как организационный комитет сможет изложить главную концепцию конкурса. Я считаю, что обязательно следует обозначить, что это конкурс современной эстрадной песни (естественно, без ограничения по стилям и направлениям музыки). Ключевое слово здесь- современный. Я думаю, так будет гораздо легче представителям других стран, в особенности азиатских, понять, какие артисты лучше всего подойдут для такого формата и как лучше организовать национальный отбор, исходя из того, что популяризация национальной культуры основополагающей целью не является, а главным является именно современная эстрадная музыка, естественно, так, как видят её в тех или иных странах, где музыкальная культура очень разнится.
Является важным предоставлять участникам право исполнения песни на абсолютно любом языке, не ограничивая рамками языков, имеющих статус государственных в той или иной стране.
На данный момент пока остаётся открытым вопрос финансирования такого масштабного мероприятия. Остается открытым вопрос- кто составит международный организационный комитет конкурса, поскольку в конкурсах такого масштаба оргкомитет всегда должен быть именно международный. Наверное, будет верным продумать и вопрос финансового вознаграждения участникам. Это будет весьма хорошим стимулом для участников конкурса, а также в более выгодную сторону отличать данный конкурс от "Евровидения", где денежных наград участникам нет.
Почему финансовая сторона действительно имеет значение? Необходимо понимать, что конкурс новый, и вряд ли топовые артисты различных стран будут выстраиваться в очередь для участия в нем. По крайней мере, в первые годы точно не будут. Очень важно то, каким будет самый первый конкурс, на каком уровне он пройдёт, и какой состав участников мы увидим. Конечно, вряд ли мы увидим артистов уровня Сергея Лазарева или Димы Билана, но если условия участия будут привлекательными, то нельзя исключать, что мы увидим и лучших артистов Китая, Азербайджана, Узбекистана, или государств Латинской Америки. На дворе уже июнь, а информации по условиям проведения конкурса пока никаких. Только новости о том, что разосланы приглашения, а также предложение одного продюсера (не помню фамилии) о выдвижении кандидатуры Ярослава Дронова (SHAMAN). Я ратую за открытый национальный отбор, а что касается участников, то достойных кандидатов много. Я бы хотел увидеть на таком конкурсе от нашей страны Александра Панайотова, Алексея Чумакова, Кирилла Туриченко, Нилетто, Диану Анкудинову, Севиль. Каждый из них мог бы претендовать на первое место. Но нужна новая песня, а конкурс, вроде бы, планируется в декабре. Времени на создание новой композиции все меньше, а Китай уже определился со своим представителем...
Если кто думает, что в этом конкурсе неминуемо будет побеждать Россия, то это глубокое заблуждение. Самое большое значение имеет песня. Если ранее мы достаточно хорошо знали европейскую музыкальную культуру, могли как бы заранее предсказать, что могло бы стилистически понравится европейской аудитории, то теперь все гораздо более непредсказуемо. Вкусы азиатской или латиноамериканской публики мы знаем, мягко скажем, не очень хорошо. Все-таки долгое время страна в музыкальном отношении была встроена в культуру европейскую. Теперь же этот фактор будет иметь определяющее значение. Что представляет собой современная музыка в Азии и Латинской Америке? На что полагаться при подготовке новой песни, чтобы она полюбилась представителям различных континентов, столь разным по своим музыкальным предпочтениям? Теперь все гораздо сложней, и даже SHAMAN может не спасти от места за пределами топ-5, или топ-10. Нужно быть готовым к самым неожиданным сценариям и не мерить все по себе. Если, например, репертуар певца SHAMAN в силу ряда факторов «заходит» нашей аудитории в данный момент, то это ни в коем случае не значит, что эти песни поймут где-нибудь в ЮАР, Бразилии, Китае, или Узбекистане. То же самое касается, например, Александра Панайотова. Если будет песня будет сделана по классическим стандартам евро-поп баллады, то зрителям из Азии это может просто-напросто «не зайти», и итоговое место на конкурсе может быть за пределами топ-10, несмотря на филигранное исполнение, которым Александр всегда отличается.
Конечно, остаётся открытым вопрос судейства и голосования. На мой взгляд, самым оптимальным решением было бы совместить голоса жюри и голоса телезрителей. Так будет справедливее, как мне кажется. Одним телевизионным голосованием также ограничиваться нельзя- фактор диаспор и национальных меньшинств в Азии и Латинской Америки очень большой, поэтому могут повторяться истории из «Евровидения», когда зрители просто голосуют за своих, независимо от качества песни. Такие голосования в ряде стран мы можем видеть из года в год, независимо от репертуара. И именно поэтому исключительно от зрительского голосования на «Евровидении» в свое время отказались.
Пока, конечно, больше вопросов, нежели ответов. В целом, я поддерживаю идею проведения такого конкурса, это должно быть как минимум интересно. Будем ждать дальнейшего развития событий.
Всем большое спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и, конечно, оставляйте свои мнения в комментариях!