Люблю необычные семейные игры — не в смысле как «вот это евро выделяется вот такой механикой среди других евро», сейчас не про эту историю.
А когда игра предлагает какой-то качественно новый механический элемент в своём ядре, который именно в таком виде не попадался нигде. Ну или мне не хватает опыта назвать что-то похожее :)
Речь пойдёт о совсем-совсем свежем проекте, на который идёт сейчас предзаказ у «Мира Хобби», — игре «Космобюро».
У меня появился тестовый экземпляр с «Граникона» — смотря фото, сразу держите в уме, что это мелкотиражка (то есть качество этой коробки в разы ниже по толщине картона, цветам и материалам, чем будет в оригинале). Я решила, что лучше расскажу об игре сейчас и представлю её в таком виде, чем не расскажу совсем — надеюсь, всё будет не зря, потому что статья обещает быть длинной 🤪
О ЧЁМ ИГРА
В «Космобюро» вы становитесь капитанами звездолётов, которые открывают новые уголки космоса, помогают торговым агентам добраться до нужных им планет и собрать ценные образцы продукции на торговых гигантах космической вселенной — мегамоллах.
Попутно вы продвигаетесь по карьерной лестнице в организации «Космобюро» — это олицетворяет отдельный трек, где вы можете повышать свой уровень компетенции, а ещё открываете в космосе офисы — в общем, вертитесь и так и сяк, чтобы заработать побольше кредитов — тяжела капитанская доля:)
ПРАВИЛА
Игра длится 13 или 14 ходов в зависимости от числа игроков и проходит довольно быстро — даже вчетвером, если все в курсе правил, реально сыграть за час.
В свой ход вы размещаете торгового агента из личного запаса к себе на корабль, подсоединяя его либо к контакту корабля, либо к другой агенту «по сети», и выполняете действие ячейки, которую накрыли. После этого вы выбираете из очереди на посадку (рынка в игре) нового агента и передаёте ход — довольно несложные на первый взгляд правила.
Но дьявол, конечно, в деталях, ведь действия в игре есть разные. Какие-то простые — заправить топливный бак, получив Х топлива, или продвинуться по «карьерной лестнице»с сделав указанное число шагов по треку бюро (и там есть тоже «премиальные» — бонусы в виде кредитов или топлива, например).
И есть действия более сложные, самоё объёмное из которых — исследование маленькой вселенной.
Перед игроками в начале игры есть маленькая карта из 4 гексов, которую вы будете дополнять своими открытиями в космосе. Выбирая действие «Отправиться в полёт», вы можете потратить топливо, чтобы открыть новый жетон космоса — и выложить его рядом с собой, дополнив географию маленькой вселенной.
Это та самая эксплоринг-механика, которая нравится обычно всем: мало того, что вы дополняете карту, так вы ещё и получаете все бонусы открытия — а это порой кредиты или торговые образцы, которые вам пригодятся для получения победных очков при доставке торговых агентов на нужные им планеты.
Итак, в полёте вы исследуете вселенную, пока вам хватает топлива и желания — но что же делать, когда что-то из этого закончилось? Высаживать торгового агента на планету.
Здесь всё просто: оранжевые агенты (кстати, забавные инопланетяшки с харАктерными физиономиями) хотят на оранжевые планеты, синие — на синие, ну и никто не высаживается на мегамоллах, потому что жить там негде, ведь это по сути космические ТРК)
Если вы закончили полёт, остановившись на оранжевой планете, и у вас на корабле есть оранжевый торговый агент — ю-ху, можете высадить его на планете и получить за это 2 ПО. Теперь пришёл выход образцов (зачем они вообще нужны в игре): если на вашем корабле была парочка оранжевых образцов, то торговый агент, пока летел, стал лучше разбираться в продукции своего типа — и получит при высадке ещё столько очков, сколько образцов его цвета есть на корабле. Образцы бывают трёх цветов (как и планеты) — и это эдакий буст в очках для ваших будущих высадок агентов, поэтому вы часто задаётесь вопросом — а высадить ли мне синего агента сейчас или подкопить ещё несколько синих образцов, чтобы все мои синие агенты стали опытнее и приносили при высадке ещё больше кредитов?
Вот такое большое действие полёта в игре — и оно, конечно, самое яркое: и карту «достраиваете», и бонусы собираете, и агентов высаживаете с корабля, получая очки.
Оставшиеся действия намного более простые и понятные: получить образец, поставить офис (соответствующий цвету планеты) и, например, прокачать свой склад, чтобы он мог вместить больше топлива и образцов.
Поместив 13 (или 14 при игре вдвоём) агентов на свой корабль, вы переходите к финальному подсчёту очков — и здесь есть ещё один микробонус за «универсальные торговые наборы»: ко всем набранным очкам в течение партии в финале вы прибавляете по 6 кредитов за каждый сет из 3 образцов разного цвета на вашем корабле. Чаще всего это не так-то мало — 12, а то и 18 очков.
После этого просто смотрите, кто заслужил звание капитана тысячелетия — и при желании готовитесь к следующим полётам!
ЧЕМ ОСОБЕННА ИГРА
Когда на «Граниконе» блогерам показывали «Космобюро», большинство из них отмечали кайф эксплоринг-составляющей: всем нравилось расширять карту, получать плюшки и испытывать сюрпризность выхода бонусов, планет и мегамоллов.
Лично мне тоже нравится исследовательская часть игры (хоть игра и семейка+, но детям гиков лет с 10 наверняка она тоже очень зайдёт), но намного больше в «Космобюро» меня цепляет механика с планшетом.
Вы могли бы назвать это условно воркерплейсментом, но помещаете вы своих торговых агентов на собственный планшет, протягивая цепочку возможных действий на последующие ходы.
Ну и киллер-фишка в том, что ВСЕ действия планшета одноразовые. То есть зная, что у вас всего 13 ходов на партию, вы должны выстроить цепочку агентов таким образом, чтобы их контакты сформировали «дерево технологий», позволяющее вам оптимально бороздить космические просторы, высаживать агентов, получать образцы и размещать офисы, да ещё и про карьерные успехи на треке бюро не забывать.
Я бы назвала этот механизм личным деревом технологий, но при этом одноразовым — и расползающимся ровно таким же образом, как, например, во «Вдали от Солнца».
Маковка в том, что вы всё знаете заранее — и сами по ситуации решаете, к какому действию вам важно иметь доступ в следующий ход, а каким выгоднее всего завершить игру.
В общем, именно планшет игрока с кучей возможных цепочек — это для меня самая оригинальная и крутецкая часть игры, но вместе с тем и то, что делает «Космобюро» не семейным продуктом.
Зато гики наверняка оценят возможности эффективной комбинации действий — здесь можно играть и через высадку, набирая образцы, и через карьерный рост в бюро, и много исследуя — в общем, сильно по-разному, не упариваясь при этом только во что-то одно (любая ветка конечна по профиту).
КОНКУРЕНЦИЯ И МАСШТАБИРОВАНИЕ
Я наиграла в «Бюро» больше десятка партий (и даже соло!) и смело могу сказать, что протекают они очень по-разному. Зависит это от характера игроков и выхода жетонов космоса в игре.
Видела ситуации, когда при игре вчетвером между двумя участниками разгорелась лютейшая борьба за места для офисов (на 1 планете может быть построен лишь 1 офис — Вселенная же маленькая), и это принесло одному + 16 ПО, а другому пришлось перекраивать все ходы напропалую.
Последняя же партия у нас была чуть ли не медитативная — все летали и открывали новые планеты и мегамоллы, набирая кредиты и сконцентрировавшись на собственном планшете. Было даже приятно, когда игрок перед тобой открывал планету, куда тебе удобно было в будущем высадить агента или выставить офис — эдакое позитивное взаимодействие.
И, кстати, закончили мы очень даже плотнячком, набрав все при этом 90+ очков.
Я бы не назвала эту игру сильно конкурентной: по факту точки взаимодействия здесь только в пласте постройки офисов и на рынке агентов, когда вы можете увести агента того цвета, который нужен соседу.
В остальном же это дружелюбное исследование, дающее бонусы вам и открывающее неведомые доселе перспективы остальным игрокам.
Что касается масштабирования, то вдвоём, как мне кажется, получится больше всего следить за оппонентом — видя, какие действия у него «разблокированы» и пытаясь предугадать, что он сейчас будет делать. В остальном игра одинаково приятно играется на любой состав, хоть и вчетвером дольше всего.
Соло вы играете на результат — в игре есть ранги, резюмирующие итог вашего полёта через 14 ходов, и там вы можете остаться стажёром, стать координатором бюро или вообще вице-президентом «Космобюро».
ИТОГОВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Для меня «Космобюро» — во многом особенная игра. Во-первых, это отечественный проект, который ничем не уступает зарубежным играм. Многие вещи здесь продуманы до мелочей — включая памятки (на обороте правил и на жетоне активного игрока), возможность играть людям с особенностями цветовосприятия и большое количество «лорных» вставок не только в правилах (по прикольности сопоставимых с «Космическими дальнобойщиками»), но и даже на бортах коробки.
Много трудов вложено в реиграбельность и вариативность партий: у каждого планшета есть уникальная сторона, чтобы участники могли играть как в равных условиях, так и с отличающимися «вводными».
Более того, есть продвинутый уровень, где в партии можно добавить способности капитанов, получив особую игровую манеру, за следование которой игра будет поощрять вас дополнительными бонусами.
Во-вторых, как я уже писала, у игры самобытный центральный механизм — его не с чем сравнить, и он интересно работает.
У «Космобюро» не лёгкие правила, но игра может стать первой стратегией на вашем столе — оформление игры достаточно яркое и любопытное, чтобы завлечь, например, подростков, а взрослые найдут в этой настолке немало отсылок на известные бренды и слоганы и лёгкую (нет) иронию, касающуюся бюрократии.
Здесь есть простор для планирования и возможность витиеватых вау-комбинаций, которые выстрелят и удивят всех несколько раз за игру.
В общем и целом «Космобюро» — крепкий, качественный и оригинальный проект, который я могу смело посоветовать как одну из первых стратегий на вашем столе — но не первую настолку в принципе (не пугайтесь объёмных правил — здесь большое количество примеров), ну и просто рекомендовать эту игру как отечественный проект, который определённо заслуживает внимания.