Говорят, что "счастливчик - это тот, кто оказался в нужном месте, в нужное время и был вооружен необходимыми знаниями". Именно таким оказался один молодой человек, у которого на тот момент по стечению обстоятельств были все 3 составляющие. Здесь я имею в виду Эрнста Циллера (1837-1923) - дипломированного архитектора саксонского происхождения, что прибыл в Грецию впервые в 1861 году и остался жить и творить на грандиозной строительной площадке того времени - Афинах, когда они стали столицей вновь образованного греческого государства.
Давайте вместе проследим жизненный путь этого "счастливчика", и начнем с самого начала - с его детства и юности: Эрнст Циллер родился в семье строителя Кристиана Готлиба Циллера. Первые элементарные навыки получил от отца. Эрнст также посещал Строительную студию (Bauatelier) при Академии художеств в Дрездене (1855—1858). В юном возрасте Эрнст начал работать чертёжником в бюро знаменитого датского архитектора Теофила фон Хансена (1813-1891). Затем, в 1861 году, получив выгодное предложение от Хансена, Эрнст Циллер вместе с учителем уехал в Афины, где ему предстояло трудиться в течение следующих тридцати лет с небольшими перерывами. Циллер также продолжил учёбу в Венской академии и окончил её с дипломом. В 1868 году Циллер вернулся в Афины, где строил, строил, строил великолепные здания.
"Эрнст Циллер спроектировал подавляющее большинство зданий в Афинах и за их пределами: по одним данным около 500, по другим - около 700, и оказал значительное и долгосрочное влияние на архитектуру Греции середины и второй половины XIX века".
Греческие источники расказывают об Эрнсте Циллере. Историк Леонидас Калливретакис (из Национального фонда греческих исследований) описывает столицу Греции конца 19 века не иначе как «Афины Циллера", а самого архитектора характеризует так: "в зависимости от бюджета заказчика, мог создать дизайн очаровательного особняка, монументального театра, многоквартирного дома или церкви".
Вы удивитесь, но фонтан, что в сквере на площади Синтагма тоже дело рук Эрнста Циллера.
"Его архитектурные объекты разбросанеы по всей Греции, его имя хорошо известно, но, вероятно, немногие знают, какие именно здания он спроектировал. Более того, мы все еще продолжаем узнавать о нем все больше и больше новой информации: всплывают архивы, данные перепроверяются, идентифицируются здания. Исследование продолжается" - рассказала читателям автор книги о Циллере Маро Кардамитси-Адами.
Об архитекторе "построившим половину Афин” вышла книга в 2006 году в издательстве Melissa под названием “Ernst Ziller: 1837-1923, η τέχνη του κλασικού" - это объемное введение в мир Циллера на 286 страницах, с прекрасными фотографиями Гиоргиса Геролимбаса, а написала ее Маро Ардамитси-Адами, одна из ведущих архитекторов, пишущих об Афинах, которая специально изучала творческое наследие Циллера многие годы подряд.
Кроме того, на полках греческих магазинов можно найти уникальный художественный альбом с шедеврами архитектора под названием "Ερνέστος Ζίλλερ αρχιτέκτων [1837-1923]" , фотографии к которому сделала Фалии Кумбари. В альбоме 304 страницы, он вышел в свет в 2010 году при помощи издательства Εθνική Πινακοθήκη - Μουσείο Αλεξάνδρου Σούτζο.
В 2020 году в издательстве "Peak вышло первое издание двуязычной монографии (на греко-немецком языке) "Αναμνήσεις Ερνστ Τσίλλερ" Марилены З. Касимати, где впервые перед читателем открылся достаточно трагический жизненный путь и непростое творчество этого великого человека. Автор монографии с любовью восстановила эпизоды его жизни по его собственным рукописным воспоминаниям, так как ею был обнаружен позабытый всеми дневник Эрнста Циллера. Этот написанный им самим ценный первоисточник сохранился, пролежав в Национальной галерее с 1961 года (когда его передала туда дочь Циллера).
Монорафия "Αναμνήσεις Ερνστ Τσίλλερ" похожа на научное исследование с ясным стилем перевода, с копиями заметок о жизни из уст самого архетектора, потому было предпринято переиздание монографии в издательстве Βιβλιοπωλείον της Εστίας в 2021году.
Между прочим, в 1859 году у Циллера была возможность поехать в Тифлис, где он выиграл конкурс, организованный российским правительством, но получил письмо от своего учителя и друга Теофилуса фон Хансена, с просьбой приехать и помочь с воззведением монументального здания Афинской академии наук. Он выбрал друга, и не побывал в Российской империи.
Именно Т. Хансен стал протеже Циллера в Греции, предложив ему работу, которая принесла в будущем Циллеру успех, признание и реализацию всех его амбициозных мечт. Все отмечали, что он был человеком, которого интересовало все, который любил учиться и который доверял только своим собственным суждениям и интуиции, отличался смелостью, дальновидностью, предприимчивостью. Однако, от него постоянно требовались терпение и настойчивость, о которых он часто с отчаянием писал в своих письмах к Т. Хансену в Вену, где жаловался, что "строители не могут даже выровнять стену".
В 1872 году Эрнст Циллер был назначен профессором Королевской школы искусств (н/в Политехнический университет) и у него появилась уникальная возможность, и он ею воспользовался, обучить целую армию греческих ремесленников, которые впоследствии открыли художественные мастерские и поставляли строителям по всей Греции глиняные статуи (например, кариатиды - архитектурная фишка Циллера), расписные бордюры, кованые перила, фризы для домов и общественных зданий и прочее.
У него учились будущие греческие промышленники такие, как Ахиллеас Купас, последователи-архитекторы такие, как Пофитос Камарас и другие. Хотя, судя по преобладающей архитектуре Афин начала 20 века и далее, последователей у Циллера практически не было - "баварский неоклассицизм" приказал долго жить, уступив место "эллино-центричному модернизму".
И все-таки он много чего сделал для Афин в плане градостроительства. Прежде всего, именно он превратил Афины 19-го века из деревни в европейский город, придав им архитектурную самобытность и эстетику, необходимые столице нового греческого государства.
Кроме того, он первым привез в Грецию систему вентиляции и центральное отопление, заменил ставни на жалюзи в магазинах Афин и украсил свои здания чугунными перилами с узорами, полихромными барельефами, молдингами, рельефными плинтусами. Эрнст Циллер был первым архитектором, который использовал в строительстве железные колонны в виде "кариатид", внедрил антисейсмические конструкции, изобретя кирпич с прорезями, которые широко использовал при строительстве многоэтажных зданий.
Проводя археологические ракопки на горе Иммитос с 1871 по 1879 год, он обнаружил шлюзы древнеримского акведука Адриана, и немедленно обратился к Иоаннису Песмазоглу (1857-1906, банкиру, депутату Парламента) с просьбой основать гидрологическую строительную компанию с тем, чтобы обеспечить город водой. В те годы каждый муниципалитет Афин как мог предпринимал меры по очистке и замене труб акведука.
Небольшое отступление от темы, чтобы рассказать о другой теме, которая волновала всех тех, кто строил дома, и всех тех, кто в них жил - тогдашнее водоснабжение Афин. В римский период был построен акведук Адриана (125-140 год н.э.), который снабжал город водой в течение 1.800 лет и последующие столетия (при византийцах, франках, каталонцах). Во флорентийский и османский периоды (вплоть до 1833 года) не наблюдалось никакого строительства новых систем водоснабжения или же их технического обслуживания. Горожане брали воду из рек Кифисос, Илисос, Эридан, фонтанов, родников на Акрополе, горе Иммитос и Парница, а также из рукотворных колодцев. Дефицит воды был дикий.
Так, в 1864 году Циллер отправился на раскопки Трои вместе с еще одним преданным другом Генрихом Шлиманом (1822-1890), которому впоследствии построил замечательный семейный дом - дворец Илиу Мелатрон (сейчас в нем расположен Нумизматический музей), а после его смерти - монументальный мавзолей на Первом городском кладбище Афин.
Он также решился провести раскопки на холме на месте нынешнего Панафинейского стадиона, которые осуществлял с 1868 по 1870 год, купив территорию стадиона у землевладельца, бывшего мэра Афин Иоанниса Кониариса (1801-1872) за 2.000 драхм. Остатки древнегреческого стадиона были раскопаны и восстановлены в середине XIX века на средства филантропа Евангелиса Заппаса (1800-1865). При его поддержке на стадионе были проведены первые всегреческие соревнования 1870 и 1875 годов.
Второй масштабный этап работ был осуществлён в 1895 году для проведения первых современных Олимпийских игр 1896 года при финансовой поддержке другого греческого филантропа Георгиоса Авероффа (1818-1899). Ответственными за проект были архитекторы Анастасиос Метаксас и Эрнст Циллер, которые соорудили стадион целиком из прекрасного белого пентелийского мрамора (отсюда его второе название Калимармаро, что означает "красивый мрамор").
"Инвестиции в прибыльную недвижимость со съемными квартирами и магазинами на первом этаже, и систему городского планирования, аналогичную нынешней, похоже, тоже внедрил Циллер".
Действительно, в Афинах Эрнст Циллер постоил много впечатляющих зданий неоклассической архитектуры и даже церквушки в византийском стиле. Нет места в одной статье охватить все, поэтому расскажу о тех, которые, на мой взгляд имеют в себе хоть что-то любопытное.
1. Вот, например, в газетах того времени сохранилась интересная для сегодняшнего обывателя информация о состоянии афинских гостиниц. Одна из них стоит до сих пор на площади Омония, называется "Μέγας Αλέξανδρος" (1), построена в 1894 году Эрнстом Циллером на средства греческого филантропа Иоанниса Пангаса или Бангаса (1814-1895), который еще при жизни подарил все свое движимое и недвижимое имущество правительтсву Греции.
Если посмотреть на фото выше, то отчетливо видны два одинаковых здания. Так вот, одно из них, действительно, гостиница, а другое - бывший жилой дом-особняк вышеупомянутого филантропа, построенный в 1889 году, известный также как "Μπάγκειον", который после его смерти использовался для размещения различных образовательных учреждений, а позднее стал тоже гостиницей с названием "Φίλιππος ο Β΄".
Так вот, в газетах того времени писали: "здание гостиницы (1) функционирует как первоклассный отель, клиенты которого в основном богатые греки из провинции. В гостинице 62 номера на 129 коек, 6 туалетов, по 2 на каждом этаже, консьерж, комнаты отдыха и лифт. В комнатах нет ни водопровода, ни центрального отопления". Добавлю, что на первом этаже располагалось, сначала, кафенио, потом - ресторан, что работал круглосуточно (24 часа в сутки).
В 1920 году оба здания модернизировали: надстроили 4-й этаж, сняв поддерживающие колонны в виде "кариатид", украсили "красными квадратами" межоконные пространства верхнего этажа. Тогдашний управляющий гостиницы отправил рекламное-объявление в Греческую национальную туристическую организацию в качестве информации, что "в отеле 52 номера и 99 спальных мест, 3 гостиные, 1 столовая, 4 кабинета, 3 ванные комнаты, 7 туалетов, 1 кухня, служебная лестница и 4 комнаты для десяти человек персонала. В нем есть все удобства, радиаторы, горячая и холодная водопроводная вода, электричество, а лифт "по вызову". Здесь тоже добавлю, что канализацию в каждый номер провели в 1932 году, кажется.
Напомню, что в одной из статей я рассказывала, что кроватей в гостиницах Афин (турецких "ханья") той поры не было: "греки среднего класса путешествуют со своей кроватью, которая часто состоит из одеяла" - эту особенность отметил французкий беллетрист Эдмон Абу (1828-1885) в книге «Le Grec contemporain» - остроумная критика ново-греческих нравов, что увидела свет в 1855 году.
2. Одно из самых больших и роскошных жилых зданий того времени принадлежало первому промышленнику Греции Ахиллеасу Купасу (1843-1916), владельцу механической мастерской в Пирее.
Ахиллеас Купас (1852-1937) родился и вырос на острове Митилини, но вместе со своей семьей поселился в Афинах, чтобы учиться: его учебу в Королевской академии наук (Σχολής Καλών Τεχνών) оплачивал брат Григорий, у которого был свой "зерновой" бизнес на юге Российской империи. Он прослушал курс на практическом отделении Школы изящных искусств, а затем поселился в Ливерпуле, где в течение семи лет работал подмастерьем на металлургических предприятиях.
В 1877 году он вернулся в Грецию и через год был принят на работу инженером во французскую компанию по добыче серебра Μεταλλείων Λαυρίου. В 1882 году при финансовой поддержке своих братьев он купил участок земли в Пирее и основал механическую мастерскую под названием "Η Εργάνη Αθηνά". Вскоре мастерская выросла в крупный механический цех и стала одним из самых важных производств Пирея, проработав до 1987 года, когда закрылась из-за финансовых проблем. Своей продукцией из металла она снабжала греческий рынок, а также рынок Ближнего Востока. В 1906 году состояние первого промышленника Греции оценивалось в один-три миллиона драхм.
3. Гуляя по городу можно определить здания, выполненые Циллером: они бывают маленькие и большие, но всегда аккуратные-опрятные и симпатичные на вид. Вот, например, здание, в котором размещается Немецкий археологический институт - на этот момент один из 19 зарубежных археологических институтов, действующих в Афинах. Его Афинский факультет был вторым факультетом, основанным институтом (после Римского) в 1874 году, и вторым иностранным институтом в Афинах (после Французской школы искусств). Часть института была основана 17 мая 1872 года и торжественно открыта 9 декабря 1874 года. Строительство здания, в котором он расположен, финансировал Генрих Шлиман, проект осуществили Эрнст Циллер и Вильгельм Дерпфельд.
Благодаря постоянной исследовательской программе, библиотеке в 80 000 томов и большому фотоархиву, институт в Афинах продолжает вносить значительный вклад в греческую археологию. Наряду с другими зарубежными археологическими школами в Афинах, он является членом большого научного сообщества и неотъемлемой частью жизни исследователей античной археологии, которые временно или постоянно работают в Афинах. Коллекция фотографий, хранящаяся в его библиотеке, содержит более 140 000 негативов, и ее часто посещают заинтересованные лица со всего мира. Научный журнал "Mitteilungen Deutschen Archäologische Institut, Athenische Abteilung" (на английском языке) издается ежегодно с 1876 года.
С самого начала Афинский факультет не только проводил собственные исследования и раскопки, но и поддерживала и продвигала работы других немецких и греческих ученых. Полевые исследования (раскопки, топографические и архитектурные исследования) проводились Афинским департаментом с момента его основания почти во всех регионах Греции.
4. А вот другое монументальное здание длиной на несколько кварталов со сквозным проходом, который язык не поворачивался называть "проходом", поэтому назвали Галерея Арсакиу (греч. стоа). Крылья здания и галерея являются частью более старого 2-х этажного особняка Арсакиу (что с куполом), впечатляющего неоклассического здания, в котором первоначально располагалась престижная школа для девочек.
В 1900 году было принято решение достроить здание по всей длине улицы Стадиу с магазинами на первом этаже и двумя этажами для занятий школы для девочек. Строительство продолжалось с 1900 по 1925 год: крылья здания по плану архитектора Лисандра Кавтандзоглу на средства филантропа Апостолоса Арсакиса (1792-1874), а галерея - по плану Константина Маруди на средства Елены Тосица (1796-1866, греческая благотворительница), но в 1907 году Циллера попросили реконструировать фасад здания и галерею: результат впечатляет (посмотрите видео).
В 1996 году галерея была переименована в Книжную галерею, поскольку здесь расположено более 20 книжных магазинов, находится Свободный университет, что каждый день собирает сотни людей в своих залах. Эта образовательная программа предоставляет людям всех возрастов и уровней образования возможность посещать курсы, которые проводят преподаватели университетов, писатели и художники. В цокольном этаже здания находится легендарный художественный театр Каролоса Куна (1908-1987, видный греческий театральный режиссёр).
У этого здания имеется двойник на другой улице Василиса София // Ироду Аттику, которое было полностью спроектировано Эрнстом Циллером для банкира и депутата греческого Парламента Иоанниса Песмазоглу и относится к категории крупных "многоквартирных" зданий, основная цель которых это - сдача в аренду роскошных апартаментов иностранцам, временно обосновавшимся в Афинах. К сожалению, западное крыло здания было снесено в начале 1960-х годов, но Восточное крыло сохранилось как автономный жилой дом. И я там была в 2010 году, сдавала кровь на анализ: там на первом этаже была (сейчас не знаю) лаборатория. Анализы были хорошие!
😊😊😊
Опять отступлю от темы статьи, чтобы рассказать исторический факт, касающийся школы для девочек. С самого раннего момента образования новогреческого государства (в 1836 году) было сформировано Образовательно общество (Φιλεκπαιδευτική Εταιρεία), чтобы восполнить большой пробел в образовании - нехватку школ для девочек. Инициаторами идеи выступили три просвещенных "учителя": Иоаннис Кокконис, Генос Геннадиос и священник Мисаил Апостолидис.
В 1837 году была основана первая школа, которая действовала в арендованном здании. Первое частное здание было построено в 1846 году на участке земли на углу улиц Панепистимиу и Менандру (ныне улица Песмазоглу). Затраты на строительство нового здания завели Образовательное общество в финансовый тупик. Затем в качестве “спасителя” появился румынский филантроп Апостолос Арсакис (1792-1874), который взял на себя финансирование строительства школ по всей Греции. За многочисленные пожертвования, особенно в пользу развития образования, ему было присвоено звание почетного гражданина Греции. В 1852 году было завершено строительство школы для девочек, которая получила название в честь А. Арсакиса.
3. Циллер оставался в Афинах до конца своей жизни, женился на гречанке Софии Дуду (1854 - 1927), пианистке Венской консерватории, с которой познакомился, посещая в очередной раз Вену, у них родилось пятеро детей. Его жена некоторое время преподавала в Афинской консерватории, здание которого Циллер перестроил соответствующим образом (подробнее о консерватории читайте в статье "История одного дома").
По иронии судьбы, уже известный архитектор не сразу смог построить себе дом, как говорится, "сапожник долгое время ходил без сапог": он жил с семьей на даче у моря в Пирее и ездил на работу в Афины на поезде туда и обратно.
Часть необходимых средств на строительство особняка поступили от барона Симона фон Сины (1810-1876, австрийский меценат), с которым Циллер дружил с тех лет, когда жил в Вене. Синас завещал Циллеру 20 000 драхм, что составляло четверть стоимости городского особняка Циллера. Однако потребовались годы переговоров с управляющим имением барона, умершего в Вене в 1876 году, прежде чем он смог получить эти деньги. Циллеру пришлось продать еще 4.000 кв м своей собственности в Пирее, чтобы закончить строительство.
Надо отметить, что самый первый офис и мастерская Циллера располагались рядом с его будущим жилым домом, так сказать рядком, по адресу улица Мавромихалис дом 4 и 6, соответственно. Из окон открывался прекрасный вид на Акрополь.
Наконец, в 1883 году Эрнст Циллер построил трёхэтажный особняк, в котором его семья прожила до 1912 года. Этот особняк, ныне известный сейчас как Дом Циллеров позднее приобрёл греческий банкир и коллекционер Дионисиос П. Ловердос (1878—1934).
Который сразу же приступил к переоборудованию части дома (смотри статью "Таинственный дом"), чтобы разместить в нем свою богатую коллекцию произведений поствизантийского искусства. В 1979 году наследники Ловердоса передали особняк греческому государству, и в 2010-х годах были начаты масштабные реставрационные работы с конечной целью превратить дом в музей Циллера-Ловердоса.
Портрет руки его шурина Д. Димаса.
Финансовые трудности, которые постигли Эрнста Циллера под конец жизни, как и многих других греков его поколения (войны, государственные банкротства, финансовая нестабильность, неуместные инвестиции), он встретил мужественно. Но на рубеже веков Циллер переоценил свои финансовые возможности, создав совместное предприятие с немецкими партнерами по строительству плотин, которые его обанкротили. Это, наряду с потерей им поста инженера градостроительных объектов в правительстве Трикуписа, когда тот в 1893 году объявил Грецию банкротом, и еще более ранними этическими разногласиями с ректором Политехнического университета Анастасиосом Теофиласом, которые закончились отставкой.
Все это привело Циллера и его семью к серьезным экономическим трудностям. Ни последующие строительные заказы, ни продажа превосходных рисунков его дочери Ифигении, ни уроки игры на фортепиано его жены в Афинской консерватории (она стала первой греческой женщиной из высшего общества, которая работала, что не приветствовалось в ту пору), ни продажа семейного "гнезда" и дачи на Кифисье, не привели к полному финансовому "выздоровлению". И хотя Циллер открыл еще одну студию в доме на углу улиц Канари // Солонос и продолжил активно работать, но в годы, предшествовавшие Первой мировой войне и во время нее, его ждал еще один удар: он стал мишенью антинемецки-настроенных друзей и знакомых, некоторые из которых от него отвернулись.
Из свидетельства о его смерти, выданного муниципалитетом Афин и найденного в настоящее время, известно: что Эрнст Циллер умер "в 1923 году, в пятницу, 9 ноября, в 7 часов вечера из-за церебральной гиперемии" (ημέραν Παρασκευήν 9 Νοεμβρίου και ώρα 7 π.μ., ένεκεν εγκεφαλικής συμφορήσεως); что он умер в работном доме-приюте для неизлечимо больных, куда по неясным причинам он был переведен в возрасте 86 лет.
Уведомление о смерти и погребении Эрнста Циллера опубликовала одна лишь газета Estia, с которой он сотрудничал с ранних лет своего пребывания в Афинах, в нем говорится, что "прощание пройдет в субботу, в 9:30, в храме кладбища".
Похоронен Эрнст Циллер был на краю Первого афинского кладбища там, где находится небольшое количество протестантских захоронений, и где ежегодно выплачивается сумма на содержание участков. Если эта сумма не будет выплачена, кладбищенский комитет может забрать участок и предложить его кому-то другому. Должно быть, именно это и произошло с захоронением Циллера.
Чтобы завершить рассказ о "счастливчике" на более-менее позитивной ноте, скажу, что в последний момент нашла очредную статью о Циллере, где автор повествует о следующем: "Мистер Тагарулиас из Греческой евангелической церкви, одной из организаций, ответственных за протестантское кладбище заверяет, "что, хотя могила отдана кому-то другому, кости остались". Значит, Эрнст Циллер все еще в Греции.
----------------------------------------------------------------
И на последок, посмотрите документальное видео, повествующее о том, какими были Афины и Пирей в 1920 году, и представьте себе, как потрясающе-красивыми выглядели "архитектурные шедевры Циллера" на фоне того ландшафта.