Крестный ход - это вынесенное за пределы храма Богослужение, многодневный крестный ход это плюс пешее паломничество и общественное мероприятие.
Что такое православный крестный ход
Технически любой официальный православный крестный ход организован по стандартной схеме. В некотором храме служится Богослужение, как правило литургия, а потом народ выходит из храма и куда то идёт, с религиозной атрибутикой и церковными песнопениями периодически останавливаясь для совершения разных религиозных обрядов, например водосвятный молебен около водоёма, панихида около кладбища, молебен или чтение акафиста где угодно и когда угодно. Самый простой крестный ход это обойти вокруг храма и вернуться в этот храм. Организационно впереди крестного хода несут фонарь с лампадой, хоругви, иконы, потом идут священники, за ними церковный хор, а сзади не организованная народная толпа всякой черни мирян.
Крестные ходы бывают официальные и не официальные. Официальный крестный ход всегда начинается в храме и о нём всегда известно в епархии по территории которой он проходит.
А если крестный ход начиначется где то на кладбище, на вокзале, пусть даже проходит по монастырям и храмам, но об этом крестном ходе нет ни какой информации на сайте епархии то это не крестный ход, а пешее паломничество и / или политическое шествие. Особенно если организатор не храм или епархия, а какие нибудь казаки, монархисты, опричники, и прочие фрики.
С точки зрения православного Богословия - крестный ход - это Богослужение, следовательно его совершителем является Епископ. Епископа можно не любить за его политические взгляды, аморальную жизнь, можно не соглашаться с ним по общественно-политическим и богословским вопросам, но во время богослужений с ним надо взаимодействовать прописанным в Богослужебном уставе способом.
Крестный ход может двигаться по любому маршруту, может использовать транспортные средства: автомобили, самолеты, пароходы, поезда и даже космические корабли.
Традиция крестных ходов
Крестные ходы были распространены на Руси как культурно-религиозное мероприятие. Типа всей деревней идём в гости в другую деревню и там из официальной части - богослужение (церковь в то время была что то вроде местного органа власти) а потом неофициальная программа, разумеется с едой и питьём.
На картине В.Г. Перова "Сельский крестный ход на Пасху" изображен не ход вокруг храма, когда кричат "Христос Воскресе!", а когда идут крестных ходом из деревни в деревню, попутно освящая всё вокруг и собирая донаты, в том числе в виде угощений. Собственно, участники крестного хода хорошо выпившие и закусившие выходят из кабака, или иного общественного заведения (судя по выходящему на улицу крыльцу), и идут дальше, в следующее село, храм которого виднеется вдали, где их опять от души накормят и напоят.
Как я впервые попал в Многодневный крестный ход.
В одной паломнической поездке я узнал про Иринарховский крестный ход, типа выходят из монастыря, идут по красивым местам, одетые в традиционные русские наряды, а точнее псевдо-этнический лубок, ночуют в палатках, в конце купаются в святом источнике. Сходил в этот крестный ход, мне там понравилось. В крестном ходу я узнал про Великорецкий крестный ход и в следующем году сходил туда, мне там тоже понравилось и начал ходить по разным крестным ходам. Это было в 2006 году.
Как моя жена попала в крестный ход.
А вот моя жена попала в Великорецкий Крестный Ход с организованной автобусной группой из Ростова, с заездом в женский монастырь Дивеево. Её впечатлило очень низкая (!) цена и большое количество дней. Это было в 2012 году. Тогда действительно паломнические поездки "из глубинки по глубинке" были дешевые. Собственно в этом крестном ходу мы и познакомились и на следующий год поженились.
Субкультура многодневных крестных ходов
Про многодневные крестные ходы мало известно широкой общественности по трем основным причинам:
- Крестные ходы - это узкая субкультура, со своими амбициями, и часто противоставляющая себя тем кто тупо выстаивает богослужения и вычитывает молитвы и не занимается серьезной аскетикой.
- Среди крестоходцев много церковной оппозиции самых разных видов, разных заморочек, разной степени мракобесия
- Крестные ходы не приносят доходов ни епархии ни храмам, а добираются туда люди как правило на общественном и личном транспорте, так что невозможно "наварить" на гостинице или автобусе.
- Крестные ходы создают проблемы местной власти, так как колону, а точнее толпу, надо сопровождать по шоссе, перекрывать движение, а еще эта толпа жрет и гадит там, где она проходит.
Лично мне и моей жене понравилось субкультура крестных ходов в первую очередь тем что:
- вместо вредного для здоровья и скучного вычитывания молитв и выстаивания Богослужений многодневный крестный ход сочетание спортивный туризм и религиозная аскетика.
Крестные ходы в которые мы ходили
До крестных ходов ни я ни моя жена ни когда не ходили в походы, но крестные ходы нам понравились и мы стали вместе ходить в крестные ходы.
Николая до знакомства с Еленой
- Иринарховский крестный ход 2006 (Ярославская область)
- Великорецкий крестный ход 2007 (Кировская область)
- Иринарховский крестный ход 2007 (Ярославская область)
- Митрофано-Тихоновский крестный ход 2007 (Воронежская область)
- Великорецкий крестный ход 2008 (Кировская область)
- Иринарховский крестный ход 2008 (Ярославская область)
- Митрофано-Тихоновский крестный ход 2008 (Воронежская область)
- Великорецкий крестный ход 2009 (Кировская область)
- Иринарховский крестный ход 2009 (Ярославская область)
- Митрофано-Тихоновский крестный ход 2009 (Воронежская область)
- Иринарховский крестный ход 2010 (Ярославская область)
- Великорецкий крестный ход 2010 (Кировская область)
- Митрофано-Тихоновский крестный ход 2010 (Воронежская область)
- Великорецкий крестный ход 2011 (Кировская область)
- Иринарховский крестный ход 2011 (Ярославская область)
- Митрофано-Тихоновский крестный ход 2011 (Воронежская область)
- Великорецкий крестный ход 2012 (Кировская область)
В крестных ходах я научился полезным качествам: много ходить с рюкзаком по пересченной местности, пользоваться туристическим снаряжением, ходить босиком по грязи, лечить мозоли, находить удобное месть для отдыха на открытом пространстве и на организованных стоянках, общаться с неадекватными людьми и приводить себя в состояние пофигизма, когда стабильно пофиг на то, на что пофиг. Ну и самое главное - ни кого не искал, ни с кем не знакомился, а нашел себе жену, с которой и я могу жить и она со мной может жить, хотя по всем параметрам друг другу мы не подходим.
Крестные ходы вместе
- Великорецкий крестный ход 2012 (Кировская область)
- Нижегородско-дивеевский (Нижегородская область)
- Митрофано-Тихоновский крестный ход 2012 (Воронежская область)
- Великорецкий крестный ход 2013 (Кировская область)
- Иринарховский крестный ход 2013 (Ярославская область)
- Митрофано-Тихоновский крестный ход 2013 (Воронежская область)
- Великорецкий крестный ход 2014 (Кировская область)
- Иринарховский крестный ход 2014 (Ярославская область)
- Великорецкий крестный ход 2015 (Кировская область)
- Иринарховский крестный ход 2015 (Ярославская область)
- Митрофано-Тихоновский крестный ход 2015 (Воронежская область)
- Великорецкий крестный ход 2016 (Кировская область)
- Иринарховский крестный ход 2016 (Ярославская область)
- Великорецкий крестный ход 2017 (Кировская область)
- Великорецкий крестный ход 2018 (Кировская область)
- Митрофано-Тихоновский крестный ход 2018 (Воронежская область)
- Великорецкий крестный ход 2019 (Кировская область)
Переосмысление духовных ценностей и конец крестных ходов
В 2020 году мир сошел с ума, началось коронобесие, которое для нас было воспринято немного больше, чем беспредел властей.
- людей штрафуют за то что они дышат
- людей гоняют за то что их слишком много
- права и свободы людей остались в прошлом
- и на этот беспредел ВСЕМ ПОФИГ !!!
Как люди с Богословским образованием, и интересом к научно-популярному контенту, мы оценили этот беспредел, как навязывание новой мировой религии: людей заставляют совершать дикие языческие ритуалы: носить ритуальные маски, которые заведомо не способны защитить от инфекции передающейся аэрозольным путём, запрещается здоровый образ жизни типа прогулки в парке, врачей которые критикуют антикороновирусные меры преследуют, везде проповедуют антипрививочничество, и для того кто хоть немного разбирается в медицине и политике абсолютная уверенность что цель всего этого и увеличить эпидемию, и разорить мелкий бизнес и вообще трясти глобальную экономику.
Мы ожидали что официальная церковь будет та политическая сила, которая будет защищать православную веру, в том виде в котором она же сама и учила.
Но официальная церковь предала всех, и священники надев ритуальные маски, служили на престолах и антиминсах с мощами мучеников убитых за отказ выполнять повеления языческих императоров, подозрительно похожие на обряд надеть маску при входе на рынок.
Но только в Римской империи была не ритуальная маска, а мазок на лоб или на руку сажей или кровью с жертвенника - то есть то самое, что Святой Иоанн Богослов называл "начертанием зверя". Если Библию читать применяя научный принцип историзма, то Иоанн Богослов писал про то что было вокруг него и для своих современников, то есть он писал про языческих императоров и языческие обряды, а не про технологии которые изобретут через пару тысяч лет.
Но самое главное, что официальная церковь была поймана на обмане, а значит всему церковному контенту нет доверия и особый научно-популярный контроль.
Если, как сказал Патриарх Кирилл Гундяев, в храм не надо ходить и можно спасаться как Мария Египетская значит нам врали, заставляя ходить в храм каждое восересенье? Значит можно быть и захожанином, чтобы иметь равные шансы на попадание в Рай такие же как у того, кто топчет церковный пол каждую неделю?
Сначала из каждого церковного утюга говорили, что через церковные таинства нельзя заразиться инфекцией, а потом говорят что оакзывается можно, то в который раз церковь соврала?
Если говорится о том, что православия это древние обряды, традиции и прочее наше всё, то почему же тогда так легко эта церковь от них отошла, и ни кто, кроме мятежного и мракобесного игумена Сергия Романова не стал это добро защищать?
А может быть нет ни какого церковного предания и древних традиций, а есть демагогия, политика, бытовая жизнь, которую сакрализировал религиозный деятель в пользу себе и правителю от которого он зависит?
Таким образом во время эпидемии мы уединились на даче, спасаясь от безумия. Лось или кабан не будет отнимать у нас воздух, с ним, в отличии от человека в униформе можно договориться. Ну а попутно мы смотрели и слушали научно-популярный контент по самым разным направлениям, в том числе и по истории Византии и России и после этого религиозная аскетика, а с ней и крестные ходы и паломничества стали казаться глупым увлечением молодости.
То есть если физические нагрузки то лучше сходить в обычный поход, без примеси религии или просто погулять по парку или потанцевать на дискотеке, пока здоровье позволяет.
Таким образом эпидемия известного вируса и политика официальной церкви во время этой эпидемии заставили нас пересмотреть все свои взгляды на православное христианство!
Мы остались православными христианами:
Вдовоем ходим в храм, исповедаемся и причащаемся раз в 1-2 месяца и плюс Лена одна ходит в разные храмы где нацеловывает до блеска всю церковную атрибутику, со всеми общается, и выносит мозг в храме бабкам и попам, а не дома мужу и свекрови.
Для тех, кто в очередной раз хочет написать, что мы не православные повторяю:
МЫ КРЕЩЕНЫ, МЫ ПЕРИОДИЧЕСКИ ХОДИМ В ХРАМ ГДЕ ИСПОВЕДАЕМСЯ И ПРИЧАЩАЕМСЯ, ВЕРИМ В БОГА СОГЛАСНО ПРАВОСЛАВНЫМ ДОГМАМ, СЧИТАЕМ СЕБЯ ПРАВОСЛАВНЫМИ ХРИСТИАНАМИ!
А еще мы считаем себя независимыми православными блогерами, так как делаем контент в котором исследуем темы, которые касаются религии и политики, но высказываем своё мнение, уважаем чужое мнение, основываемся на научные знания там где область науки и на православную догматику там где область действия религии.
Пойдём ли мы снова в крестный ход?
Когда мы заинтересовались темой крестных ходов, то это была альтернатива той скучной и вредной для здоровья церковной жизни где надо выстоять и вычитать а еще неправильно питаться - то поститься то нажираться.
Однако сейчас мы изменили отношение к церковным обрядам и пользуемся ими не как нам говорят, а столько сколько нам самим хочется а еще пользуемся самыми обыкновенными благами цивилизации и общества, пока они есть и не собираемся ни от чего отказываться ради аскетики. Раз Бог дал, то мы и хватаем, столько сколько можем взять.
Мы больше внимания стали уделять своей безопасности!
- Антисанитария при купании в святых источниках и ночлеге в храме это опасно для здоровья, равно как и большая толпа.
- В нашу жизнь вернулись политические репрессии и оказавшись рядом на привале с каким нибудь персонажем говорящим на тему армии, мира и войны, отношений Р и У или симпатии стране где он родился и находится Киево-Печерская и Почаевская лавры можно получить большие проблемы.
- Кроме того мы москвичи, а в нашей стране разжигается межнациональная и межэтническая рознь, и в провинции москвичей не любят.
Так что на вопрос пойдем ли мы снова в крестный ход - ответ скорее нет, чем да.
Ну а самое забавное в том, что в нашей родной Москве есть маршрут "Дорога в Лавру" обозначенный такими вот деревянными столбиками, по которому можно самостоятельно гулять при этом посещая культурные и религиозные объекты.
Если вам понравилась статья - поставьте лайк.
Если у вас есть мнение на тему статьи напишите его в комментарий.
Колян Платков и Лена Магадан Независимые православные блогеры с Богословским образованием.
Наша группа ВК: "Блогеры про религию"
Наша группа ВК: "Инклюзивное творческое объединение Платочек"
Наша группа ВК: "Как создать семью и что потом с ней делать"
Наша группа ВК: "Эмбрионы против людей"
Если вы хотите нам материально помочь - заходите на наши прямые эфиры по пятницам с 21:00 и до 24:00 по мск и присылайте донаты, мы честные блогеры, а не попрошайки, всем сделаем в прямом эфире СИГНУ ручной работы с именем донатера!
www.donationalerts.com/r/platochekg