Святые отцы говорят, что тело человека до грехопадения было нейтральным. Оно имело равную возможность быть подверженным как смерти, так и бессмертию; всё зависело от выбора самого Адама. В Раю он был на перепутье, как тот былинный богатырь. Налево пойдёшь, жизнь потеряешь, направо пойдёшь, жизнь обретёшь. Так вот и здесь, в Раю, была равная возможность как смерти, так и бессмертия. Если бы Адам не вкусил плодов, то через какое-то время его тело стало бы таким же духовным, как Тело Господа Иисуса Христа после Воскресения. Каковы были свойства Тела Господа после Воскресения? Это была возможность проходить через стены. Так, например, Господь вошёл «дверем затворенным» к апостолам. Потом, Господь мог вкушать пищу, то есть возможность еды остаётся, но это просто для показания вида человека, так получается. Но, к сожалению, через вкушение Адамом этих плодов вся история человечества пошла по другому пути, а именно тело человека стало смертным.
О телесности. Нужно сказать, что понимание телесности в христианстве всегда отличалось от понимания телесности в античности. Для древних греков, для различных гностиков, даже тех же самых стоиков, тело рассматривалось как злое начало, а под спасением понималось спасение только души. Были даже такие поговорки эллинистического периода, то есть того времени древней Греции, как тело-темница или тело-гроб. Сенека, например, говорил такие слова: «Я — высокое существо и рождён для большего, нежели быть рабом своего тела». Вроде бы правильно говорит, по-христиански. «На которое я смотрю лишь, как на оковы, надетые на мою свободу». Так, в первой части вроде бы всё по-христиански, но потом мы приходим к гностическим высказываниям: «В таком отвратительном жилище обитает душа». Кстати, у нас люди так и считают, к сожалению, по-гностически, по-язычески, по-эллински, так до сих пор и говорят, что мы должны стремиться к духовному, а всё, что касается тела, это всё надо отбросить. Безусловно, это ошибка. Другой философ, Гераклит, писал: «Вот уже и душа моя вещая провидит грядущее своё освобождение из этой темницы, и, высовываясь из трясущегося тела, [словно из окошка], вспоминает свою родину, низойдя откуда [на землю], она облеклась в текущее тело, этот труп, который другие люди мнят живым, сдавленный в слизи, желчи, сукровице, крови, жилах, костях и мясе». Вообщем, натурализм по полной программе. Таким образом, примерное представление о том, как считали греки, мы имеем. Что же мы можем сказать на этот счёт? Если бы Сам Господь Иисус Христос так относился к нашему телу, захотел ли бы Он воплотиться в него, а потом ещё его и воскресить? Очевидно, нет. Поэтому мы и можем это опровергнуть. Это опровергается фактом боговоплощения Господа Иисуса Христа. Действительно, христианство говорит о том, что духовное должно преобладать над телесным, но никогда христианство не говорило, что тело это зло. Христианство всегда говорило, что есть такое понятие, как иерархичность; что-то является высшим, что-то является низшим. Тело является более низшим по отношению к душе и, тем более, по отношению к духу. Согласно христианскому мировоззрению, тело должно подчиняться душе, но никогда в христианстве тело злом не считалось. Высшими для нас являются дух и душа, а низшим является тело. К сожалению, сейчас в нашем обществе именно в этом вопросе всё ставится с ног на голову. Сейчас практически везде развит культ тела, и он идёт в ущерб душе. Тело мы развиваем, лечим и думаем, что мы тем самым себя спасаем. В советское время придумали ужасную пословицу «в здоровом теле здоровый дух». На самом деле это ужас. Человек все свои силы бросает на поддержание здоровья тела, но это тоже кратковременно на самом деле. Старец Иона Одесский говорил так: «Что вы лечите это тело? Сколько тело ни лечи, если душа больная, всё равно тело болеть будет. Вы душу лечите, в Церкви, через таинства. Душа будет здоровая, и тело будет здоровое вслед за душой». А у нас получается всё наоборот: мы лечим тело, тратим огромные средства на лекарства и думаем: а как по-другому? А по-другому можно. Мы знаем прекрасно, что наши святые отцы, пустынники были долгожителями. Так, например, преподобный Антоний Великий, питаясь раз в неделю и живя в пустыне, где совершенно никаких телесных условий, тем не менее прожил 105 лет. Преподобный Макарий прожил 100 лет. Так и многие другие подвижники. Есть ещё такое сравнение. Многие из нас имеют домашних животных. Так вот один из святых приводит такое сравнение: когда человек не может справиться со своей телесностью, это напоминает хозяина, который плохо воспитывает свою собаку, которая может запрыгнуть на стол. Нормальный хозяин всегда старается свою собаку или тех же самых кошек учить, чтобы они этого не делали, это не прилично. Так же и здесь: когда наша телесность превозмогает нас самих,получается та же самая ситуация. Был такой святой, мученик Иустин Философ. Когда он полемизировал с язычниками, они задавали ему вопросы и говорили: «Что вы так за эту плоть говорите? Что это за тело? Оно всё равно нам не нужно». А он говорил так: «Если плоть поистине бесполезна, то почему Христос исцелял её?» Действительно мы знаем из Евангелия случаи, когда Господь исцелял телесные болезни людей. Это было необходимо, чтобы пробудить веру, чтобы началось исцеление души у людей. Ещё раз скажем, что христианская традиция, связанная с монашеством, несмотря на распространённую практику умерщвления плоти, никогда не рассматривала аскезу, как борьбу с телом; это очень важно понять. Ещё нужно сказать, что мы очень часто путаем два понятия, «тело» и «плоть». Когда святые отцы говорили об «умерщвлении плоти», они имели ввиду умерщвление греховного, что есть в нашей плоти, умерщвление греха, который есть в нашем теле. Святые отцы всегда разделяли понятия плоти и тела. Понятие плоти у святых отцов всегда имелось ввиду в уничижительном смысле. Под плотью у них всегда понималась греховная плоть. Однако, тело у святых отцов всегда являлось нейтральным и не считалось чем-то отрицательным. Плоть была греховная, и «умерщвление плоти» означало умерщвление греха, живущего в теле; это важно не путать.
Функции тела. Первое, что нужно сказать, рассматривая данную подтему, это то, что тело есть жилище души. Именно посредством тела невещественное начало живёт в вещественном мире. Именно через наше тело благодать и может проявляться в окружающем мире. Через наше тело мы можем переносить благодать.Человек, присутствовавший на богослужении, причастившийся выходит из храма и с помощью тела переносит благодать и распределяет её на всех других людей. Вот, для чего нам тело. Далее. Тело есть орудие души. Тело есть орудие, или инструмент, души, без которого душа в этом мире ничего сделать сама не может. Тело есть нечто вспомогательное для души. Мы не считаем его самоценным, оно орудие души, без которого душа в этом мире сделать ничего не может; это очень важно. Поэтому излишнее самоумерщвление тоже является грехом. История знает случаи, когда некоторые люди, особенно в Великий Пост, так постились, что потом падали в храме, и потом их приходилось увозить на скорой. Таким образом, излишнее самоумерщвление, когда человек, не рассчитывая свои силы, окунается в такой пост, является грехом. Всегда надо поститься по возможности. Всегда нужно соображать и всегда чувствовать в себе возможности своего тела, сколько тело может выдержать. Очень часто приходится говорить, что бесы подходят не только слева, но и справа. Что значит «слева», это понятно, это когда бес толкает на откровенное зло. А что значит «справа»? Справа это когда враг человеку внушает: «Возьми на себя побольше тяжесть. Возьми, возьми. Ничего.Ты выдержишь». И что тогда с человеком происходит? Он надрывается.И в результате получается ещё хуже, чем если бы враг просто толкал на откровенный грех; получается ещё хуже. Так что тело нам нужно хранить и лелеять, чтоб оно нам служило подольше. Столько, сколько Бог отмерял, столько и нужно нам его хранить, чтобы оно было в исправности, не больное, и так далее. Поэтому христианство никогда не отрицает медицину, и унас даже есть множество святых врачей. Итак, тело это наш инструмент, который должен быть в нормальном рабочем состоянии. С помощью него мы должны выполнять определённые функции по распространению в этом мире благодати Божьей. Таким образом, наше тело должно быть исправным, должно работать; вот, что самое главное. Ещё важно сказать, что наше тело это не просто случайное прибавление к душе, это одна из составляющих человеческой личности, то есть личность выражает себя в том числе и посредством тела. Само собой разумеется, что есть ещё важный вопрос о хранении тела в чистоте. Имеется ввиду не только чистота телесная, хотя это тоже важно опять же как тот же самый инструмент, который человек должен хранить в чистоте, в исправности, - но и чистота душевная. Значит, человек должен хранить тело в чистоте не только телесной, но и душевной. В 1 послании к коринфянам, 5 главе, описывается случай, когда один человек из коринфской церкви согрешил тяжким блудным грехом, так что апостолу Павлу пришлось довольно жёстко выговаривать за то, что эти люди не отвергли этого блудника от Церкви. И далее апостол Павел говорит слова, которые важны для нас сейчас: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6:19). На эту тему есть ещё одна цитата, она из Ветхого Завета, из книги Премудрости Соломоновой:«В лукавую душу не войдёт премудрость и не будет обитать в теле, порабощённом греху» (Прем. 1:4). Это просто дополнение к тому, что сказал апостол Павел, что тело это храм Святого Духа. Так, когда тело осквернено развратом, различными плотскими грехами, в него не может войти Дух Святой, так же как, например, человек не может войти в помещение, загаженное нечистотами. Такое сравнение приводят святые. Это очень важно, потому что у нас популярно такое выражение: «Бог у меня в душе». Мы, конечно, рады за такого человека, но извините. Этот человек у нас что, на уровне Серафима Саровского или Сергия Радонежского? Он совершенно не совершает или не совершал никаких плотских грехов? Мы ничего не имеем против, пусть сам кается, пусть от них освобождается и так далее, но как может Бог войти в такую душу? Здесь можно привести такое сравнение. Стоит где-то на отшибе загаженный дом, и человеку говорят: «Ну, ты живи здесь, живи», но ему не сильно-то и хочется там жить. АБог, значит, должен в такую душу входить и там жить, как бы Ему не было это противно. Вот такой сейчас, к сожалению, уровень непонимания у общества. Поэтому,когда мы слышим такие слова, необходимо людям это доказывать. Неужели в такую душу, как в нашу, Бог так спокойно войдёт и будет там жить? Для этого действительно надо быть святым. Акто из нас такой святой? «Се, стою у двери и стучу» (Откровение 3:20). Господь стучится в сердце, чтобы человек впустил хотя бы на какое-то краткое время. Но если ничего не делать, свой дом не чистить, то Господь долго там точно не сможет находиться. Да, Господь может на краткое время зайти. Например, после причастия Он на краткое время входит, если мы, конечно, готовы впустить Его, это лучше, чем ничего, но когда люди говорят, что у них постоянно Бог в душе, поэтому им в церковь ходить не надо и ничего делать не надо, то это, конечно, совсем не то. Рассмотрим ещё одну цитату: «Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16 — 17). Это касается и тех, кто в советские времена храмы рушил, но ведь наше тело тоже должно быть храмом Божиим, и его можно разорить скверными привычками. Сюда относятся наркомания, алкоголизм и так далее; всё это медленное самоубийство. Святые отцы так всегда и говорили, что это медленное самоубийство. Это в принципе то же самое, просто человек медленно идёт к самоуничтожению.
Ещё одним заблуждением современного мира является низведение человека до уровня животных. В психологии есть такое направление, как бихевиоризм, это по поведению человека. Согласно этому учению, человеческое тело это продолжение эволюционного ряда. Человек произошёл от общего с обезьяной предка, поэтому у человека на самом деле животная природа. Всё это идёт от Дарвина, это распространение его идей продолжается. Здесь становится непонятно, за что осуждать человека, когда он делает какие-то звериные поступки, если звери это делают, а он вышел от зверей. Таким образом, вот это направление психологии, бихевиоризм, говорит о том, что животные поступки человека это вполне нормально, так как человек вышел от животных. Вот как человек готов всё оправдать, было бы желание. Здесь сам собой напрашивается такой вопрос: в чём состоит принципиальное отличие человека от животного? Принципиальное отличие человека от животного, именно в телесном отношении, состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. Так, например, с помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды. Животные этого не могут, они не могут потерпеть, у них животная душа. Человек потерпеть может, поэтому на человеке ответственности больше. Если животное сделает что-то неподобное, что с него возьмёшь? Животное есть животное. Но если человеку чего-то хотелось, и он пошёл на преступление, - то есть он мог потерпеть, но не сделал этого, - то отсюда и грех; вот, в чём дело. Поэтому этот бихевиоризм не работает, он этого не учитывает. Кроме того, человек может преодолевать чувство страха и боли. Во время ВОВ произошёл ужасный случай. На оккупированной территории немцы захватили детский дом и постановили своим приказом, что дети должны были сдавать кровь для немецких солдат. Одному преподавателю из этого детского дома удалось договориться, чтобы детей перевезли в село, поближе к коровкам, к молочку, где стали их откармливать и отпаивать, чтобы хорошую кровь давали немецким солдатам. В чём был замысел? Рядом были партизаны, которые стали этих детей потихонечку вывозить и на самолётах отправлять на большую землю. И вот, когда уже почти всех детей перевезли, в один из последних рейсов (там было около пяти детей и один лётчик) в лётчика попали, и самолёт загорелся. Несмотря на это, лётчик, хотя и стал заживо гореть, однако самолёт всё равно вёл; это действительно был такой подвиг. У него уже ноги полностью сгорели и лётные очки вплавились ему в глаза. Он уже ничего не видел и ног уже не чувствовал, однако он всё равно в слепую вёл этот самолёт с детьми. Ему удалось его даже посадить. Мало того, он даже каким-то образом уже практически без ног вылез и ещё стал спрашивать, как дети, всё ли нормально. Это такой показательный случай, который показывает как человек может преодолевать чувство страха и боли; это был действительно подвиг. Ещё один пример можно привести, когда водитель вёз детей, и на серпантине у него загорелся двигатель. Он спас всех детей, хотя сам не выжил, то есть он поступил так же, как и этот лётчик. Вот, насколько сильная воля может быть у людей, а мы всё недооцениваем. Сейчас современный человек расслабленный. А сколько сейчас даже подвигов? Очень много на самом деле. Так, например, однажды в лагере «Виктория» был пожар, и там, к сожалению, три ребёнка сгорело. Там должно было быть гораздо больше смертей, но один школьник вынес оттуда пятнадцать детей. Самое интересное, что у него были обожжённые руки, и он тем не менее на следующий день пошёл в школу; вот такой герой.