Найти тему

«Поет Июнь, и песни этой зной палит мне грудь, и грезы, и рассудок…». Первый летний месяц в картинах и стихах

Вот и лето пришло. Ещё одна страничка календаря перевернута. На дворе июнь, месяц с самыми короткими ночами, а в северных регионах и вовсе с «белыми». Месяц спокойный, радостный, когда всё лето ещё впереди, у детей начались длинные каникулы, у взрослых – отпуска или переезд на дачу. Предлагаю окунуться в атмосферу первого летнего месяца, и помогут нам в этом поэты и художники.

И по традиции начинаем с представления июня Самуилом Яковлевичем Маршаком (1887-1964):

Самуил Маршак
Июнь («Круглый год» отрывок)

Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!»
В саду щебечут птицы…
На одуванчик только дунь
И весь он разлетится.
1945


Художники не часто указывают в названии картины, какой из летних месяцев они изобразили. Поэтому о том, что это июнь, мы будем догадываться по косвенным приметам. И одной из ярких примет месяца являются одуванчики, уже нарядившиеся «в беленькие платьица», про которые нам напомнил Маршак.
И такие «ветерку послушные» одуванчики мы найдем на картине
Ивана Николаевича Крамского (1837-1887) «Женщина с зонтиком. Полдень» (другое название «Жаркий день»). Этот необычный портрет был написан художником на берегу реки Оредеж недалеко от его дачи на станции Сиверская под Гатчиной. А необычность портрета в том, что свою племянницу Людмилу Федоровну Крамскую живописец изобразил на фоне пейзажа: на склоне среди цветов и зеленой травки. Девушка прикрыла книжку и задумчиво вглядывается вдаль, погружаясь в свои мечты. Чудесная работа выдающегося портретиста!

Иван Крамской. Женщина с зонтиком. Полдень. 1883. Холст, масло. 47,5 х 57,2. Нижегородский государственный художественный музей
Иван Крамской. Женщина с зонтиком. Полдень. 1883. Холст, масло. 47,5 х 57,2. Нижегородский государственный художественный музей

Возможно о такой же красивой девушке среди полевых цветов «на зеленом лугу» вспоминал в своем стихотворении Алексей Михайлович Жемчужников (1821-1908):

Алексей Жемчужников
Полевые цветы

Полевые цветы на зеленом лугу…
Безучастно на них я глядеть не могу.
Умилителен вид этой нежной красы
В блеске знойного дня иль сквозь слезы росы;
Без причуд, без нужды, чтоб чья-либо рука
Охраняла ее, как красу цветника;
Этой щедрой красы, что, не зная оград,
Всех приветом дарит, всем струит аромат;
Этой скромной красы, без ревнивых забот:
Полюбуется ль кто или мимо пройдет?..
Ей любуюся я и, мой друг, узнаю
Душу щедрую в ней и простую твою.
Видеть я не могу полевые цветы,
Чтоб не вспомнить тебя, не сказать: это ты!
Тебя нет на земле; миновали те дни,
Когда, жизни полна, ты цвела, как они…
Я увижу опять с ними сходство твое,
Когда срежет в лугу их косы лезвие…
1877


Целое море полевых цветов представил в своем пейзаже
Исаак Ильич Левитан (1860-1900), дав ему название, точно указывающее на первый летний месяц: «Июньский день (Лето)». Художник создал новый художественный жанр – «пейзаж настроения». И эта работа как нельзя лучше представляет нам этот жанр: голубое небо, цветочный луг, зреющие колосья и лесные дали зовут нас к себе, передавая восторженное настроение пейзажиста, влюбленного в родную природу.

Исаак Левитан. Июньский день (Лето). 1890-е. Холст, масло. 43,5 х 61. Частное собрание
Исаак Левитан. Июньский день (Лето). 1890-е. Холст, масло. 43,5 х 61. Частное собрание

О радостном дне в начале июня вспоминает герой поэмы «Василий Теркин» Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971). Его детство ассоциируется с юными свежими листьями, с очищающим первым летним дождиком и молодым зноем:

Александр Твардовский
Василий Теркин: 16. О себе (отрывок)

….
Милый лес, где я мальчонкой
Плел из веток шалаши,
Где однажды я теленка,
Сбившись с ног, искал в глуши…
Полдень раннего июня
Был в лесу, и каждый лист,
Полный, радостный и юный,
Был горяч, но свеж и чист.
Лист к листу, листом прикрытый,
В сборе лиственном густом
Пересчитанный, промытый
Первым за лето дождем.
И в глуши родной, ветвистой,
И в тиши дневной, лесной
Молодой, густой, смолистый,
Золотой держался зной.
И в спокойной чаще хвойной
У земли мешался он
С муравьиным духом винным
И пьянил, склоняя в сон.
И в истоме птицы смолкли…
Светлой каплею смола
По коре нагретой елки,
Как слеза во сне, текла…


Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944)
«многое понял и многому научился, всегда с огромным интересом изучая» картины Левитана, посещая мастерскую художника в Училище. И несмотря на то, что Жуковский не любил изображать летний пейзаж он продолжал создавать свои картины и летом «в силу непреодолимой жажды творчества». В 1906 году он с женой провел несколько месяцев в усадьбе «Бережок» Вышневолоцкого уезда Тверской области по приглашению её хозяина Леонида Георгиевича Беллярминова. Здесь он писал не только усадебные картины, но и «чистые» пейзажи, Одна из таких работ – «Начало июня». Мы видим поляну с цветами, перелесок, а за ним синие воды озера Пёсьво.

Станислав Жуковский. Начало июня. 1906 г. Холст, масло. 107 х 142,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Начало июня. 1906 г. Холст, масло. 107 х 142,5. Частное собрание

И Николай Николаевич Асеев (1889-1963) написал радостные строки, посвященные встрече июня, веселым птичьим трелями и зеленому лесному наряду:

Николай Асеев
Июнь

Что выделывают птицы!
Сотни радостных рулад,
эхо по лесу катится,
ели ухом шевелят…
Так и этак, так и этак
голос пробует певец:
«Цици-вити», – между веток.
«Тьори-фьори», – под конец.
Я и сам в зеленой клетке,
не роскошен мой уют,
но зато мне сосны ветки
словно руки подают.
В небе – гром наперекат!..
С небом, видимо, не шутки:
реактивные свистят,
крыльями кося, как утки.


Советский художник
Борис Валентинович Щербаков (1916-1995) работал в разных жанрах, но любимым всегда оставался пейзаж. Он много ездил по стране, изображал в своих картинах и волжские просторы, и донские виды, но больше всего его вдохновляла природа Московской области. Здесь был создан и реалистичный пейзаж «Июнь в Подмосковье». Удивительно, какие стога сена насушили уже в июне и как хороша река с отражающимися в ней деревьями и каким-то очень нежным небом.

Борис Щербаков. Июнь в Подмосковье. 1984. Картон, масло. Государственная Третьяковская галерея
Борис Щербаков. Июнь в Подмосковье. 1984. Картон, масло. Государственная Третьяковская галерея

Символист Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) в своем цикле стихов «Тринадцать лун» показал июнь, как зеленый месяц, в котором «цветут все цветы», а в Иванову ночь на минуту распускается даже «тайный папорот-цвет». Кстати, и сам поэт родился в июне и от того, видимо, в его душе жила «греза влюбленная»:

Константин Бальмонт
Июнь (из цикла «Тринадцать лун»)

Июнь, непостижно-короткая ночь,
Вся прозрачная, вся просветленная.
Кто родится в Июне, никак одному не сумеет помочь:
В душе его век будет греза влюбленная,
Душа его будет бессонная.

В зеленом Июне цветут все цветы,
Густеет осока прохладными свитками,
Белеет купава, как стынущий лик чистоты,
Дрема навевает вещательность сонной мечты,
О маленьком счастье безмолвную речь с маргаритками
Ведет незабудка, и шепчет: «Припомнишь ли ты?»
Цветет и влюбляет ночная фиалка пахучая,
И рдеют сердечки гвоздик луговых.
Кто в Июне войдет в этот мир, каждый цвет, его сладостно мучая,
Будет сердцу внушать, что любить нужно их,
Эти сны, лепестки, и душа его станет певучая,
Расцвеченная, жгучая.
И в Июне, в Иванову ночь.
Он искать будет папорот-цвет,
На вопрос невозможный – желанный ответ,
На вопрос, что, мелькнув, уж не скроется прочь.
И Иванова ночь озаренная
Даст, быть может, огонь златоцветный ему,
Чтоб удвоить, за мигом сияния, тьму,
Чтоб в единственный час,
Где минута с минутой – как искра спаленная,
Тайный папорот-цвет, излучившись, погас,
Чтоб в душе его песнь задрожала стозвонная,
Чтоб душа его стала бессонная.
1907


Вот и замечательный советский живописец
Юрий Петрович Кугач (1917-2013), последовательно продолжавший лучшие традиции школы русского пейзажа, запечатлел в своей работе «Июньская зелень» деревенский дом, утопающий в зелени и цветах, с помощью ярких красок передал всю красоту, радость и свежесть летнего дня. С 1950 года художник с семьей жил в деревне Малый Городок Вышневолоцкого района Тверской области, где и писал свои прекрасные пейзажи.

Юрий Кугач. Июньская зелень. 1990, Холст, масло. Частное собрание
Юрий Кугач. Июньская зелень. 1990, Холст, масло. Частное собрание

А мы вместе с Игорем Северянининым (Игорь Васильевич Лотарёв, 1887-1941) обратимся к ещё одному признаку месяца июня – цветущей сирени. Начав распускаться ещё в мае, она продолжает радовать нас и в июне. О чем и напоминает нам поэт, посвятивший этим лиловым цветам не один десяток стихов:

Игорь Северянин
Лиловая цветунья

Стремись поймать Эола,
Дитя, в цветной сачок.
Дурманит матиола.
Стрекочет ручееёк.

И в обаянье гвозди
Сирень, безбольно вбив,
Пылает на погосте,
Вся – фьолевый порыв.
В цветение июня
Кусты свои накрень,
Певучая цветунья,
Крылатая сирень!


Волшебным ароматом цветущей сирени наполнен уголок сада, который изобразил в своей работе один из основоположников русского импрессионизма
Константин Алексеевич Коровин (1861-1939). Известно, что картина «Летом. Сирень» написана после первой поездки художника на Север. Он соскучился по родным мотивам и поэтому с особым трепетом изобразил и деревянную бочку, и покосившийся плетень, и юную девушку, вдыхающую сладкий запах июньской сирени.

Константин Коровин. Летом. Сирень. 1895. Холст, масло. 64 x 46,8. Государственная Третьяковская галерея
Константин Коровин. Летом. Сирень. 1895. Холст, масло. 64 x 46,8. Государственная Третьяковская галерея

Также в июне распускаются маки. И если в средней полосе России мы их можем встретить на клумбах или в садах, то в Крыму это целые маковые луга удивительной красоты. Все, кто путешествует в первый летний месяц по полуострову, обязательно устраивает фотосессии на фоне алеющих полей. Очень любила Крым, Коктебель Юлия Владимировна Друнина (1925-1991) и в своих стихах, посвященных этой земле, она упоминает «алость маков»:

Юлия Друнина
Кимерия

Я же дочерь твоя, Расея,
Голос крови не побороть.
Но зачем странный край Одиссея
Тоже в кровь мне вошел и в плоть.
Что я в гротах морских искала,
Чьи там слышала голоса?
Что мне черные эти скалы,
Эти призрачные леса?
Что мне буйная алость маков,
А не синь васильков во ржи?.
Отчего же и петь и плакать
Так мне хочется здесь, скажи?


А пейзажист
Михаил Андреевич Беркос (1861-1919) родился в Одессе и после обучения в Санкт-Петербурге в Императорской Академии художеств и пенсионерской поездки по Европе в середине 1890-х годов переехал в Харьков. Здесь он преподавал, занимался развитием художественного образования и обогащением музейной коллекции. И конечно, писал пейзажи. На одном из них распустились маки. Работа так и называется – «Июнь. Маки расцветают».

Михаил Андреевич Беркос. Июнь. Маки расцветают. 1913. Холст, масло. 89 х 152. Харьковский художественный музей
Михаил Андреевич Беркос. Июнь. Маки расцветают. 1913. Холст, масло. 89 х 152. Харьковский художественный музей

А в средней полосе, как подметила Юлия Друнина, «во ржи синеют васильки». Их упоминает и русский поэт-романтик Константин Михайлович Фофанов (1862-1911). В своем красивом лирическом произведении о наступившем июне он грустит о минувшей весне:

Константин Фофанов
Лето

Июнь. Пронизан мрак полночный
Душистым запахом теплиц.
Спадает яблонь цвет молочный,
Мерцают отблески зарниц.
Над полем жаворонок вьется,
Во ржи синеют васильки,
И солнце весело смеется
В прозрачном зеркале реки.
Светло и радостно и пышно!
Повсюду зной и жизнь и цвет...
Но соловья уже не слышно,
И гуще ночи полусвет.
Прекрасно в солнечном июне,
Но зноем мы утомлены...
Прекрасней было накануне –
Душистым маем – в дни весны!
Тогда звучней журчали воды,
Перекликаясь с соловьем,
И краски юные природы
Сияли новым торжеством.
Тогда по саду негустому
Бродили сны, восторги, лень...
Теперь тропинка гуще к дому,
Но там – раздумье целый день.
И с первым цветом опадает
Мечта – весны моей звено...
Так всё светлей, что обещает,
И всё темней, что свершено!..
Январь 1896


А
Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) собрал васильки в букет, поместил их в широкую белую вазу и написал натюрморт «Васильки. Июнь». На фоне дощатой стены синие цветы смотрятся особенно ярко, и было их так много, что несколько осталось на столе.

Игорь Эммануилович Грабарь. Васильки. Июнь. 1937. Холст, масло. 67 х 74. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого
Игорь Эммануилович Грабарь. Васильки. Июнь. 1937. Холст, масло. 67 х 74. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого

А к концу июня поспевает в лесу земляника, а в огородах – клубника. Об этой примете июня нам напомнил Михаил (Марк) Рафаилович Садовский (р. 1937) в стихотворении «Двенадцать братьев»:

Михаил Садовский
Июнь («Двенадцать братьев» отрывок)

Стали вылетки смелей,
Стало тише и светлей.
День растёт, растёт, растёт –

Скоро к ночи поворот.
А пока заросшей тропкой,
Земляничной, неторопкий
По земле июнь идёт!


И
Юлий Юльевич Клевер (младший, 1882-1942) в своем натюрморте сумел совместить и сирень, и поспевшую клубнику. Художник учился живописи у своего отца, знаменитого мастера и профессора Юлия Юльевича Клевера (старшего), писал пейзажи и натюрморты, один из которых – «Натюрморт с сиренью и клубникой» – попал в нашу июньскую подборку.

Юлий Юльевич Клевер (младший). Натюрморт с сиренью и клубникой. 1912
Юлий Юльевич Клевер (младший). Натюрморт с сиренью и клубникой. 1912

Ну и рассказывая про июнь, невозможно не упомянуть про самые короткие ночи в году. Тем более, что они и вдохновляли поэтов и художников, и навевали любовные воспоминания. Такие, как в поэме Сергея Александровича Есенина (1895-1925) о его юношеской любви к молодой помещице Лидии Кашиной:

Сергей Есенин
Анна Снегина (отрывок из поэмы)

И вот я опять в дороге.
Ночная июньская хмарь.
Бегут говорливые дроги
Ни шатко ни валко, как встарь.
Дорога довольно хорошая,
Равнинная тихая звень.
Луна золотою порошею
Осыпала даль деревень.
Мелькают часовни, колодцы,
Околицы и плетни.
И сердце по-старому бьется,
Как билось в далекие дни.
1924


Николай Васильевич Мещерин (1864-1916)
, гостеприимный хозяин подмосковного имения Дугино, все свои работы создавал с натуры. Очень любил писать рассветы и восходы солнца, стремясь уловить малейшие изменения в природе. Вот и короткую июньскую ночь он поспешил перенести на бумагу. После знакомства с Игорем Грабарем художник работал в стиле импрессионистов и свою картину «Июньская ночь» выполнил дробным пастельным штрихом, передав нам ощущение приближающегося рассвета.

Николай Мещерин. Июньская ночь. 1911. Бумага, пастель. 29 х 30. Музей русского импрессионизма
Николай Мещерин. Июньская ночь. 1911. Бумага, пастель. 29 х 30. Музей русского импрессионизма

А в северных широтах даже на это короткое время солнце не заходит. Как написала Татьяна Львовна Щепкина-Куперник (1874-1952) про белые ночи: «эта ночь не похожа на ночь» и даже «воздух загадочно нем»:

Татьяна Щепкина-Куперник
Белая ночь

Эта ночь не похожа на ночь:
Это – день, утомлённый без сна.
В бледно-розовом небе встаёт
Только призрак луны – не луна.
И скользит мимо полной луны
Облаков голубая гряда...
Так скользят мимолётные сны,
Исчезая вдали без следа.
Тишина… Тишина… Тишина...
Самый воздух загадочно нем,
И как будто бы тихо дрожат
В нём слова позабытых поэм.


Вот и
Николаю Михайловичу Ромадину (1903-1987) не спалось такой северной июньской ночью. Очень хорошо описал его картину «Белая ночь» в своем очерке о художнике Константин Паустовский: «…Но это не белая ночь над Ленинградом. Это ночь за городом, в печальных урочищах Севера. У этой ночи иная окраска.
На первом плане написана дощатая терраса. Окна на террасе настежь распахнуты в белую ночь. На стуле около брошенной постели желтоватым огнем горит керосиновая лампа. Видно, что человек проснулся, не выдержал загадочной власти белой ночи, встал и ушел в луга. Они видны за окнами – все в непонятном сумрачном сиянии белесого неба, в отсветах дальних озер, в темной от росы траве. И только где-то очень далеко, на самом краю этой ночи, догорает костер, забытый мальчишками-пастухами.
Тишина. Ничто не нарушает медлительного течения этой ночи – одной из тысяч ночей на земле, но все же единственной и неповторимо прекрасной».
И к этому сложно что-то добавить, остается только любоваться и удивляться, как художнику так мастерски удалось передать настроение этой загадочной ночи.

Николай Ромадин. Белая ночь. 1947.  Холст, масло. 61 х 75. Государственная Третьяковская галерея
Николай Ромадин. Белая ночь. 1947. Холст, масло. 61 х 75. Государственная Третьяковская галерея

А ещё июньская ночь и встреча рассвета напоминают нам о выпускном вечере, о последнем школьном бале и той грустной нотке, которая возникает у каждого подростка, покидающего школьные классы. Это щемящее чувство описал в своем стихотворении Геннадий Сергеевич Ростовский (1946-2021):

Геннадий Ростовский
Хоть ты не юн уже, июнь

Хоть ты не юн уже, июнь,
Но как ты здорово играл!
Где столько взял щемящих струн
На выпускной последний бал?
Где нежность грустную копил,
Чтоб сразу выплеснуть на нас,
Когда, как поезд, укатил
Куда-то в ночь последний класс?
Зачем бросаешь нас, июнь,
Вокруг себя, как семена?
Взойдём ли, друг? Три раза сплюнь.
Взойдём! – хотя и не весна.
Куда ты сам идёшь, не юн?
Чтоб знойным летом кануть в Лету?
Ну, нет! – все дни и ночи эти
Твои – теперь со мной, июнь!
1964


А у
Олега Геннадьевича Тимошина (1959-2021) в июньском вальсе закружились пионы. И эти цветы тоже неразрывно связаны с первым летним месяцем. Они украшают наши сады привлекают к себе своей красотой и ароматом. А на картине «Июньский вальс» они исполняют свой необыкновенный танец. Весной этого года я случайно попала на вернисаж Олега Тимошина в выставочных залах Московского Союза Художников. Картины поражают и яркостью красок, и удивительной реалистичностью. Художник свое главное направление в искусстве определял, как «чувственное восприятие», и надо сказать, что его работы вызывают истинные эмоции и вряд ли кого-то оставят равнодушным.

Олег Тимошин. Июньский вальс. 2017. Холст, масло. 70 х 100
Олег Тимошин. Июньский вальс. 2017. Холст, масло. 70 х 100

Но наступает длинный июньский день, и мы вновь радуемся вслед за Зоей Дмитриевной Бухаровой (1876 – 1941) тому, как «лета радостными днями упивается земля»:

Зоя Бухарова
Летом

Солнце знойными лучами
Жжет безбрежные поля,
Лета радостными днями
Упивается земля.
Вьются легкие стрекозы,
Пчелы шумные жужжат;
Льют кудрявые березы
Свой смолистый аромат…
Поле зыблется цветами –
Незабудок бирюзой,
Белой кашкой, васильками,
Изумрудною травой…
Полны неги и покоя,
Притаились камыши…
Над широкою рекою
Ни движенья… ни души…
Только здесь, где молчаливо
Ветви гибкие свои
Окунают робко ивы
В полусонные струи,
Где равниной голубою
Отразились небеса –
Вздрогнет, вскинется порою
Серебристая леса…
И сверкая, и танцуя
В ярком золоте лучей,
Блещут пленника чешуи
Целой радугой огней…
1897


И еще один летний пейзаж –
«Июньский денек». Его автор - белорусский художник Олег Валерьевич Чувашев (р.1965), который по его собственному признанию, пишет свои картины только в хорошем настроении.

Олег Чувашев. Июньский денек, 2008. Холст, масло. 50 x 70
Олег Чувашев. Июньский денек, 2008. Холст, масло. 50 x 70

И невозможно закончить рассказ про июнь, не упомянув ещё один цветок, радующий нас в этом месяце. Это незабудка. Именно их хочет видеть Игорь Северянин, устав от своей любимой сирени.

Игорь Северянин
Поэза о незабудках

Поет Июнь, и песни этой зной
Палит мне грудь, и грезы, и рассудок.
Я изнемог и жажду незабудок,
Детей канав, что грезят под луной
Иным цветком, иною стороной.
Я их хочу: сирени запах жуток.
Он грудь пьянит несбыточной весной;
Я их хочу: их взор лазурный чуток,
И аромат целебен, как простор.
Как я люблю участливый их взор!
Стыдливые, как томны ваши чары…
Нарвите мне смеющийся букет,
В нем будет то, чего в сирени нет,
А ты, сирень, увянь в тоске нектара.


Существует красивая легенда об этом цветке с
«лазурным взором». В ней говорится, что богиня Флора, раздавая имена цветам, чуть было не пропустила еле заметный голубой цветочек. Он обратился к ней: «Не забывай меня, Флора, дай и мне имя!». На что Флора ответила «Хорошо, будешь называться незабудкой. А еще я наделю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину!»

Вот я и предлагаю посылать тем, кто забывает своих близких или свою родину, картины с изображением незабудок. Например, натюрморт Валентины Петровны Цветковой (1917-2007) «Незабудки».

Валентина Цветкова. Незабудки.1969. Картон, масло. 32,3 х 46. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Валентина Цветкова. Незабудки.1969. Картон, масло. 32,3 х 46. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник

Или отправим незабудки в компании ландышей, как в натюрморте «Ландыши и незабудки» Нины Васильевны Скорубской (1918-2010).

Нина Скорубская. Ландыши и незабудки. 1991. Холст, масло. 61 х 46. Липецкий областной художественный музей
Нина Скорубская. Ландыши и незабудки. 1991. Холст, масло. 61 х 46. Липецкий областной художественный музей

А Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) сравнила венок из незабудок с «памятью сердца»:

Марина Цветаева
Памятью сердца

Памятью сердца – венком незабудок
Я окружила твой милый портрет.
Днём утоляет и лечит рассудок,
Вечером -– нет.
Бродят шаги в опечаленной зале,
«Всё заживает», мне люди сказали...
Вечером – нет.


Вот таким предстал перед нами первый месяц лета.
Пусть июнь принесет множество счастливых моментов и положительных эмоций! Пусть он будет теплым, радостным и красивым!

С любовью, ваша Света В.

Другие мои статьи с картинами и стихами о временах года и о первых месяцах года можно посмотреть в подборке «Живопись в поэтическом сопровождении»

Живопись в поэтическом сопровождении | Света В Литературе и Искусстве | Дзен

Приглашаю вас в свой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы новых статей

Света В Литературе и Искусстве

О художнике Николае Мещерине можно больше узнать из публикации «Он беззаветно любил русскую природу и знал ее так, как знали немногие...». К 160-летию русского импрессиониста Николая Мещерина»