Зарядное устройство для аккумуляторов емкостью 4-7Ач
Свинцово-кислотные аккумуляторы емкостью 4…7 А-ч, которые применяются в источниках бесперебойного питания, популярны среди путешествующих радиолюбителей, потому что они дешевые, небольшие, у них отсутствует эффект памяти.
Один такой аккумулятор позволяет активно работать несколько часов с трансивером FT-857D или несколько дней с Р-143. После покупки аккумулятора встала задача его заряда.
Транзисторный Ключевой бестрансформаторный Блок Питания на IRF840
Улучшенная схема Бестрансформаторного источника питания (на IRF730, LM7805)
USB — переходник ЗАРЯДКА для Аккумуляторов на LM317 и TL431
Предлагаемое зарядное устройство отличается простотой конструкции и неприхотливостью в деталях. Схема электрическая принципиальная зарядного устройства приведена на рис. 1. На микросхеме DA1 7805 собран стабилизатор тока, резисторы R2, R3 позволяют точнее подобрать ток заряда.
При номиналах R2 33 Ом и R3 5,1 Ома ток заряда составляет 500 мА (зависит от напряжения на вторичной обмотке трансформатора), что позволяет зарядить аккумулятор, примерно, за 15 часов.
Если изменить номинал резистора R3 с 5,1 Ом на 3,1 Ом, то ток заряда возрастет до 700 мА. Максимальный ток заряда для свинцово-кислотных аккумуляторов емкостью 4…7 А-ч не должен превышать 1,2 А.
Рис. 1. Схема зарядного устройства.
Емкость электролитического конденсатора С1 совершенно некритична, главное, чтобы его номинальное напряжение превышало фактическое. Диоды VD1 и VD3 должны длительное время выдерживать ток 2 А. Вместо диодов я использовал сгоревший мост 3510, в котором остались два целых диода.
Вторичная обмотка трансформатора рассчитана на напряжение 20 В. Стабилизатор DA1 7805 нужно установить на достаточно большой радиатор.
Светодиод VD2 показывает, что зарядное устройство включено, и что аккумулятор заряжается. Это видно, потому что когда подключен аккумулятор, свечение диода становится заметно меньше.
Диод VD3 не дает аккумулятору разрядится через цепи зарядного устройства, когда оно выключено. Этот тип аккумуляторов не любит глубокого разряда, учтите это при эксплуатации.
Для контроля процесса заряда можно включить вольтметр, напряжение будет постоянно увеличиваться и при полном заряде составит 15 В, на этом заканчиваем заряд аккумулятора и необходимо выключить зарядное устройство. Примерное время заряда током 500 мА составляет 15 часов. В процессе заряда аккумулятор не должен нагреваться!
Рис. 2. Индикатор заряда батареи.
Можно сделать простой индикатор заряда, схема которого приведена на рис. 2. Подключается он параллельно клеммам аккумулятора. Когда аккумулятор разряжен, светодиод не горит, по мере заряда напряжение будет расти и когда оно достигнет 14 В, светодиод начнет слабо светиться, а при 15 В — загорится ярко. Напряжение, при котором сработает светодиод, можно установить при помощи подстроечного резистора.
За основу взята статья: И. Лаврушов, UA6HJQ. РМ-03-17.
☑️ Мой Telegram https://t.me/+tqMMUaDoP8s1Mzgy