[ Это продолжение истории, начало вот тут ]
Давно принятый факт, что индивидуальный подход работает лучше любых других. У Ивана начали появляться индивидуальные уроки. Это, конечно, прекрасно, но что с ними делать, было непонятно совсем. Если по классам в соцсетях была информация, то по поводу персонального подхода наблюдался дефицит. Приходилось опять импровизировать.
Сначала появилась девочка двенадцати лет из семьи металлургов. Ее папа занимался производством и экспортом стали, владелец компании. Девочка к своим годам была очень умной и культурной, регулярно раз в месяц ее возили на всякие математические олимпиады в Пекин. С математикой она была «на ты», оставалось только подтянуть английский и поехать в Америку получать образование дальше. Как ни странно, ей спокойно давалось обучение, ей нравилось, она чувствовала себя в своей тарелке. Занимались они два раза в неделю по часу. Через пару месяцев они с Иваном уже неплохо общались на тему котировок на сталь, и куда выгоднее инвестировать, в какие компании. Ей было 12 лет, Иван в 12 лет вообще даже близко не думал о деньгах, ну может, если только попросить у мамы на жвачку, а тут: «Куда выгоднее вложить финансы?» Шок-контент, никак иначе!
Китайское произношение, вернее нет, не так, китайский язык совсем другой, по сравнению с английским. Им ну очень тяжело дается английское произношение, речевой аппарат просто настроен совсем по-другому, в отличие от европейцев. С памятью у девочки проблем не было, с запасом слов и построением предложений трудностей не наблюдалось, а вот с произношением пришлось повозиться. Сложно сказать, откуда в голову Ивана пришла идея сконцентрироваться на скороговорках, но они принесли колоссальный эффект. Поначалу было очень сложно, Ивану даже казалось, что он выбрал неверный путь. Первые пару недель прогресса почти не было, зато потом усидчивость и упорство обоих сделали свое прекрасное дело. Речевой аппарат нащупал правильное извлечение звуков, и чистые слова потекли рекой. Потом пришла скорость. Оставалось только набраться разговорного опыта, чтобы не бояться.
Оказалось, что в Китае есть олимпиады и на тематику английского языка тоже, и родители девочки начали ее туда возить. Результаты были хорошие и шли в гору. В один из дней, после поездки в Пекин, на очередное индивидуальное занятие она принесла сертификат со вторым местом. В ее глазах светились счастье и восторг. Если честно, Иван не сразу понял, что получилось. Понял, скорее, к вечеру, когда перематывал свой день. Он не мог поверить, что такое возможно, человек без профильного образования смог нащупать верный путь. Конечно, девочка была талантливой и способной, и главное, сама хотела учиться, но все же Ивану было очень приятно.
В тот вечер родители девочки приехали за ней в школу и пригласили Ивана отметить это событие в ресторан. Их дочка выступала в роли переводчика, и у нее это довольно хорошо получалось. В выходные они побывали во вкуснейшем рыбном ресторане. Морской кухни был целый стол, и постоянно подносили свежие блюда. Было вкусно буквально все. Особенно запомнились устрицы, Иван не ел их с последнего визита в Париж. На ужине девочка неплохо справлялась с языковым барьером, чем вызывала гордость у Ивана.
Индивидуальных уроков было довольно много, но запомнился еще один неординарный случай китайского ученика. Иван про себя называл это «синдром китайского ребенка». К нему на индивидуальные уроки, тоже два раза в неделю, приходил подросток четырнадцати лет. Настоящий пример перегруженной депрессии. Опять-таки наш главный герой далеко не психолог, и сходу не мог понять причин его поведения. Английским он еще толком не владел, а Иван не знал китайского, понять его состояние благодаря разговору было невозможно. Оставалось только догадываться.
Молодой человек в разгаре становления своей личности, который, по идее, все должен оспаривать и доказывать свое «я», всегда смотрел в пол и совсем не улыбался. Его мама каждый раз приводила его в школу и ждала в фойе, пока он закончит уроки. Создавалось ощущение, что она не отпускала его от себя ни на шаг, контролируя его всецело. Первые пару недель общение между учителем и учеником не складывалось от слова совсем, парень молчал и никак не шел на контакт, лениво выполняя задания. В нем чувствовался загнанный протест, ему приходилось делать то, что было велено. Скорее всего, дома он получал по полной за провинности или плохие показатели. К счастью Ивана, у подростка уже был некоторый багаж английского языка, не хватало уверенности и желания его использовать.
Через пару недель парень привык к наставнику, и самое главное, как потом оказалось, понял, что Иван ничего не говорит о том, как проходят их занятия, его маме. Пожалуй, это и сыграло ключевую роль, появилось доверие. Первые десять минут из часа индивидуального урока мальчик плакал, да так сильно, что Иван не знал, что делать. Молодой пацан преднамеренно садился спиной к камере и срывался, плача взахлеб. Сколько же там было напряжения. Наш учитель года своих не сдает, все эти десять минут он жестикулировал на камеру, имитируя процесс урока. Только после этого уже можно было хоть как-то заниматься по-настоящему. Через пару месяцев они сдружились, мальчик стал меньше плакать, потихоньку осваивал язык и начал чуть рассказывать о своей жизни.
Как оказалось, его родители были тяжелы на руку, чем, конечно же, замучили молодой организм. Ему приходилось все время учиться, и жизнь его была расписана по минутам. В 6:00 у него был подъем, в 7:00 они выезжали в школу, с 8:00 до 14:00 были школьные классы. В 15:00 он был дома, обедал, в 16:30 два раза в неделю приходил на индивидуальные уроки к Ивану на час, с 18:00 до 20:30 у него была вечерняя дополнительная школа. В 21:30 ужин дома, с 22:30 до 24:00 домашние задания, потом, конечно же, сон, куда же без него, и так пять дней в неделю. В те дни, когда они не встречались на занятиях с Иваном, у него были другие индивидуальные уроки по математике и по правописанию иероглифов.
В субботу он мог поспать до 9 утра, потом с 10:00 до 14:00 домашняя работа, потому что не успевал ее сделать на неделе. Если неделя удалась, его выпускали во двор поиграть в баскетбол с пацанами, если же неделя была не очень, то в остальное время он тоже учился. В воскресенье он с родителями часто ездил на всякие олимпиады в Пекин, ну или они ходили куда-нибудь покушать или просто в магазин за вещами. И так 7 дней, 54 недели. На каникулах его отправляли в разные лагеря по прокачке мозгов. И так всю его осознанную жизнь.
Просто представьте себе, какое у него напряжение внутри, и если у него что-то не будет получаться, то ему попадет по полной! Тут нет места для слабаков! Машина должна работать!
И вот, у него появились 10 минут на то, чтобы выдохнуть, выплеснуть внутреннее напряжение и хоть чуть-чуть перезагрузиться. Как вы уже поняли, физической активности ему совсем не хватало. У Ивана был маленький мягкий мячик, набитый рисом, его можно было кидать друг другу, одновременно оттачивая разные темы урока. Парню в 14 лет интересно играть в маленький мяч, просто огромный дефицит детской наигранности в спортивные игры.
Вот такой вот случай. Есть огромное опасение, что когда он вырастет до совершеннолетия, и, скорее всего, его отправят учиться в большой город, он просто сорвется с цепей и пойдет во все тяжкие, просто психанет. И кто знает, чем это закончится.
Сарафанный граммофон шел по улицам Синтая, мамаши общались между собой, обсуждали и тоже хотели учить английский. В один из дней, по рекомендации кого-то из родителей, в школу пришла женщина лет 35. Познакомились с Иваном, и хозяйка школы продала пакет индивидуальных уроков. В десяти минутах от школы был офис нового клиента. Она была директором оконной фабрики, и ей приходилось много разъезжать по стране, часто пропуская занятия. Иногда у Ивана создавалось ощущение, что уроки она брала для пафоса, а не для развития, часто предлагая пойти поужинать в ресторан. В общем, наш герой попал в спорную ситуацию. С одной стороны, ему было интересно поработать со взрослым человеком, найти для себя иные подходы к преподаванию, с другой стороны, ему приходилось тактично отказываться от предложения покушать. Она, конечно же, не сдавалась и применяла всевозможные уловки флирта, и в какие-то моменты Ивану было очень неловко. В итоге, Ивана все достало, он отработал свои 10 штук уроков и продолжать отказался. Учить детей было интереснее!
[ Подписаться и найти все части цикла "Учитель года", а также другие рассказы можно тут на Дзен или тут в Телеграм ]