[ Это продолжение истории, начало вот тут ]
Не всегда хорошо быть честным до конца, не всегда хорошо быть открытым и делиться своими эмоциями и желаниями. Но такой уж наш герой. А вот для некоторых людей нормальное человеческое чувство дружбы и здоровое общение часто затмевает выгода.
Китайцы очень умные и много думают, выстраивая бизнес-отношения, используют разнообразные подходы. Для Ивана была выбрана формула «хороший-плохой полицейский». У начальницы, директора школы, была заместитель, она же правая рука. Это та мадам, что встретила его в первый раз в Синтае. Пора, наверное, дать ей уже имя. Пускай будет Мэй. Так вот, Мэй играла роль хорошего полицейского, владела английским, была приятной внешности, и, самое главное, вела себя как друг, в любой ситуации помогала и пыталась вникнуть в жизнь Ивана. Когда, в свою очередь, человек попадает в дефицит общения, тем более в чужой стране, то теряет бдительность.
С другой стороны, роль плохого полицейского играла директор школы, она всегда была недовольна. Пусть имя ей будет Мисс Джааба. Она была очень толстой, с огромными складками на животе и очень дряблыми руками, хотя по возрасту ей было лет так до сорока, в разводе, с ребенком лет десяти. Иногда создавалось ощущение, что единственной ее отдушиной было вкусно покушать в ресторане и заработать денег. Конечно же, Мэй работала на Мисс Джаабу и всецело ей подчинялась, а Иван, со своей стороны, не был искушен местной политикой от слова совсем.
Наш главный герой чуть по чуть поделился с Мэй событиями своей поездки, и в двух словах рассказал, с кем познакомился в аэропорту. В первый день, она промолчала, видимо, обдумывая услышанное. Потом началась хитрая игра.
Китай большой и маленький одновременно, благодаря скоростным поездам, пара часов – и расстояние в 500 км не вопрос. Оказалось, что Том жил в городе между Синтаем и Пекином, ровно на полпути. Как раз всего пара часов на поезде. Иваном было принято приглашение приехать на один день посмотреть город, и просто получше познакомиться. Оставалось купить билеты, только вот он не знал, как это сделать. Обычно, Мэй помогала с такими вопросами, попутно узнавая, что и как. Шикарное приложение «WeChat» могло удовлетворить практически все человеческие потребности, но, к сожалению Ивана, там почти все в иероглифах. Мэй с удовольствием помогла с покупкой, заодно спросив, к кому собрался. Иван не был бы Иваном, если бы не был простодушным. Он выложил все, как есть, включая свои планы на будущее. Мэй хорошо играла свою роль, она притворялась другом, и даже поддакивала и сочувствовала. С другой стороны, они с Мисс Джаабой строили свои планы.
Чтобы сложилось полноценное и, самое главное, качественное мнение, нужно посмотреть много городов одной страны, и тогда да, возможно, паззл будет собран. Ивану за его поездку удалось посмотреть, и то не очень детально, только четыре города. Все эти города, по крайней мере, для него, были как под копирку. Одинаковые дороги, вокзалы, станции метро, дома, небоскребы, рестораны, молы, магазины, и все, что в принципе можно представить. Толпы людей, как муравьи, хаотично курсирующие на электробайках, не сталкиваясь только, наверное, благодаря небольшим скоростям. Вообще, они привыкли жить толпой, у них есть «прививка от соседа». Похоже, что они не реагируют на чавканье, плевки и громкие разговоры окружающего мира. Им неведома тишина. Если европейцы обычно пытаются уважать пространство своего соседа, то тут об этом нет даже мысли! Вот такой культур-мультур по-китайски, и это – самая многочисленная нация планеты.
Но не все так плохо, как кажется. Например, Том, благодаря долгому пребыванию в Америке прочувствовал и другой подход к жизни. Наблюдая за ним, казалось, что внутри идет борьба двух культур, вследствие чего там даже получился симбиоз. Они сидели в ресторане итальянской кухни, ели пиццу и пасту, хотели, наверное, Ивана удивить, а может, просто сами устали от местной еды. Том привел свою невесту и пару друзей. Все они, как ни странно, хорошо владели английским, как потом оказалось, большинство из них вместе учились за границей. Друзья Тома вели себя очень громко и чавкали за столом, а вот сам Том нет. В какие-то моменты казалось, что ему было даже неловко перед Иваном за их поведение. С другой стороны, когда Том забывался, то тоже начинал чавкать, потом, одумавшись, переставал, и сам чувствовал себя не в своей тарелке. В нем шла борьба культур.
Темы за столом были самые разные, но больше всего запомнилось обсуждение инвестирования. Все друзья Тома были риелторами и, собственно, поэтому покупали акции строительных компаний. Все в один деловой и гордый голос были уверены, что строительный бум в Китай пришел навсегда. При этом, на вопросы Ивана о том, почему огромное количество новостроек пустует, они ответить не могли и приходили в ступор. Споров там не было, но и диалогов тоже, просто все остались при своих мнениях. Спорить Иван не любил, так как в споре рождается вражда, а диалог не получился, так как они не хотели слушать. Тот диалог Иван свел на нет. Невеста Тома очень ловко заметила, как гость перевел тему и, судя по всему, сделала выводы, но тигры Поднебесной остались при своем.
По телевизору и в роликах Иван видел, как строились целые кварталы домов, которые потом были никому не нужны, но начинаешь в это верить по-настоящему, только когда попадаешь в такое место. Оказалось, что такие застройки есть во многих городах Китая. Странное чувство, ты медленно двигаешься по пустой улице на машине, сворачиваешь на другую такую же улицу, навстречу тебе едет единственная машина за последние пять минут, вокруг дома в высоту по 30-40 этажей, в окнах нет занавесок вообще нигде, нет ни мусора, ни деревьев, людей нет, собак и кошек нет, птицы не поют. Вот ты просто остановился у обочины, открыл окно – и ни звука, сюда даже ветер не заходит, тут тишина. Очень странное чувство, ощущение радиоактивной зоны после удара бомбы, только окна на месте и урона нет, все новое. Вот же, строительный пузырь налицо, только верить в это никто не хочет.
И еще один довод, тут никто не хочет больше одного ребенка. В Китае относительно недавно разрешили иметь двоих и больше детей, но парадокс в том, что за долгое время все привыкли к тому, что можно только одного, ну и самое главное, это финансы. Чтобы маленькая селедка всплыла на верхушку пищевой цепочки в бочке надо очень крупно в нее вложиться. Все же хотят лучшего для своей семьи. Вырастить бы одного, а о втором и думать страшно!
За столом все поголовно ответили, что хотят максимум одного ребенка, и все верили в бесконечный строительный бум, но тема сменилась на то, где можно хорошо погулять, покушать и провести время. Потом Том с его девушкой показали Ивану пафосный риелторский офис, в котором они работали, рассказали, что в последнее время основным направлением их деятельности является элитная недвижимость в Сингапуре и Австралии, и что туда они регулярно организовывают туры. Китайская элита покупает недвижимость за рубежом. После они поехали в торговый центр, ходить по магазинам. Вот как-то так проводят свой досуг китайские ребята. Перед отъездом обратно в Синтай связались с Мистером Ли, который был в это время в Австралии, Том выступал в качестве переводчика. Договорились встретиться через пару недель.
[ Подписаться и найти все части цикла "Учитель года", а также другие рассказы можно тут на Дзен или тут в Телеграм ]