Найти тему
Драга.Лайф

«Никто не видел, как он погиб» Полгода родные ждали из украинского плена давно погибшего на СВО контрактника

Станислав ГузенкоФото: Ирина Шарова/72.ру
Станислав ГузенкоФото: Ирина Шарова/72.ру

С осени 2023 года семья Гезенко из Ялуторовска Тюменской области искала данные о местонахождении сына, мужа и старшего брата Станислава, пропавшего в зоне СВО на Украине. Родные военнослужащего уже поверили в его гибель и понимали, что его тело не могут пока эвакуировать из серой зоны. Однако ошибка сотрудников Минобороны вселила надежду на то, что он находится в украинском плену, чтобы затем, вдребезги её разбить.

История Станислава Гузенко

Оксана, младшая сестра Станислава, в интервью порталу 72.ru, рассказала историю поиска брата. Вплоть до 30-летнего возраста он жил вместе с родителями и сестрой в родном Ялуторовске, а затем перебрался в Тюмень. Там построил свою семью, родились трое детей. Однако страшная авария, в которую он попал с другом на мотоцикле, разделила его жизнь на «до и после».

По словам сестры, он сильно винил себя в той аварии, его товарищ погиб, а Станислав получил травмы. Велось судебное разбирательство по этому поводу и он решил заключить контракт с Минобороны, отправиться на СВО. Летом 2023 года Станислав отправился в учебку в Югру.

Во время тренировочных мероприятий в Югре и уже зоне СВО, Станислав выходил на связь с родными. По словам Оксаны, 8 октября 2023 года брат позвонил сестре и рассказал, что через несколько дней пойдет на штурм с сослуживцами. Пообещал выйти на связь сразу же, как появится возможность. Однако это был последний разговор с ним.

Обманутые надежды и поиски брата в течение полугода

Спустя неделю после последнего разговора с братом, Оксана поняла, что нужно его искать. По телефону в Минобороны ей ответили что со Станиславом все хорошо он в строю и скоро выйдет на связь. Однако в южном ведомстве ей сообщили иную информацию – брат 10 октября 2023 года пропал без вести. По данным сослуживцев Станислава, которых Оксане удалось найти, он не вышел со штурма, получил ранение и погиб.

— Но так как никто не видел, как он погиб, видели лишь только, что был ранен. Я не придала значения словам. Потому что никто не видел, — рассказала сестра военнослужащего.

Затем, в течение трех месяцев Оксана писала и звонила во все инстанции: военным, Красному кресту, уполномоченному по правам человека, депутатам. При этом не получила ответы на свои вопросы.

Однако после обращения к одному из депутатов, пообещавшему сделать свой запрос, она получила ответ через несколько недель из Минобороны. Сообщалось, что Станислав числится в списке военнослужащих, удерживаемых украинской стороной и включен в список на обмен. По словам женщины, вся семья была воодушевлена этими известиями. Однако время ожидания возвращения брата из плена, затянулось.

— Меня это не пугало, потому что я думала, может быть, информация секретная. И каждый вечер я мечтала. Я ждала звонка каждый день. Мы с мамой, с бабушкой ждали. И каждый вечер я мечтала о том, что он мне позвонит, и полечу в Москву в военный госпиталь. Я постараюсь всё изменить, попробую ему помочь, - вспоминает Оксана.

Однако 24 апреля 2024 года сестра участника СВО Станислава Гезенко получила сообщение от замполита. По телефону он выразил ей соболезнования, по словам Оксаны, она сразу не могла поверить. Оказалось, что практически через 8 месяцев после боя под селом Первомайское, удалось эвакуировать тела погибших и по личным вещам брата, его удалось опознать.

— Освободили село и там полная эвакуация началась за полгода, — рассказывает Оксана. — Очень многих не нашли ребят. Сослуживцы сейчас не выходят на связь. Кто-то из них мне говорил, что Стас с ними был. Кто-то, что Стас шел первый, начался артобстрел, его вытащили, а Стаса — нет. Я тогда на ребят обижалась, если честно. Как вы своего-то не забрали? А потом, спустя время, поняла, что они после так же пропали без вести, - констатирует женщина.

Что касается обманутой надежды на то, что брат жив, которую ей дали в Минобороны, она поняла, что на кадрах, которые ей в период поисков высылали из украинского плена, действительно был мужчина, похожий на Станислава. По словам Оксаны, очень много женщин также разыскивают своих родных, пропавших после очередного боя и в этой связи создаются группы, товарищества в сети, где обмениваются фото- и видеоматериалами с кадрами, где могут быть раненые, погибшие или находящиеся в плену военнослужащие.

36-летний Станислав Гезенко похоронен 27 мая 2024 года с воинскими почестями в родном Ялуторовске в закрытом гробу.