"ЕГЭ – это только тесты, это натаскивание!"
"Вот бы вернуть вступительные испытания!"
"Это только стресс! "
И прочие популистские высказывания доносятся из уст депутатов после проведения экзаменов. Каждый год так, однако сейчас подобные разговоры стали серьезнее.
Складывается впечатление, что эти люди далеки от школы и начитались таких же комментариев на Дзене. Реальные варианты ЕГЭ, разумеется, никто из них не открывал.
На мой взгляд, ЕГЭ — это единственный удобный способ, благодаря которому дети из всех регионов могут пробиться в столицы.
Я родилась и выросла в Петропавловске-Камчатском, только благодаря системе ЕГЭ у меня получилось пробиться в вуз Северной столицы и получить хорошее образование (не спорю, что в регионах тоже есть прекрасные вузы, но в моём городе подходящего факультета не было).
При этом я могла сдать только ЕГЭ и на основе его результатов подать документы в любой вуз! Выпускникам больше не нужно лично ехать в другой город и сдавать вступительные испытания. Достаточно только ЕГЭ, а если результат оказался ниже ожидаемого у ребят есть возможность пересдать один экзамен до начала приемной кампании (драгоценный второй шанс).
Стресс был всегда, но с этим нужно бороться.
Что касается ужасных заголовков в СМИ о подростках, не справившихся со стрессом. Мне искренне жаль этих ребят. Однако нужно понимать, что их до этого довело. Вовсе не экзамен, который так старательно пытаются демонизировать, а запугивания со стороны взрослых — родителей, учителей, тех же СМИ.
Нам следует изменить отношение к ситуации (запретить в школах запугивать ребят), чаще поддерживать учеников в такой непростой период, напоминать, что экзамен — обычная контрольная, которая никак не отражает ребенка как личность.
Стресс всегда будет, перед любым экзаменом. Но мы можем приложить все усилия, чтобы дети чувствовали себя увереннее.
Правда ли, что ЕГЭ — это только тесты, а ответы можно легко угадать?
Да, в ЕГЭ по русскому языку есть тестовая часть, которую не каждый взрослый решит. Задания составлены так, что угадайка не поможет. Каждое задание проверяет конкретные темы школьной программы (да-да, ЕГЭ по русскому полностью соответствует школьной программе, этот экзамен не оторван от нее).
А сочинение, которое позволяет выпускнику продемонстрировать навыки анализа текста, умение подбирать собственные аргументы и грамотно доказывать мысли, видимо, шутка какая-то.
Да, эту работу нельзя полностью назвать творческой, так как ученику нужно придерживаться определенной структуры, однако даже в ее пределах можно показать богатство речи.
А как же проблемы ЕГЭ? Можно ли доработать систему?
Не только же о плюсах говорить. Сейчас альтернативы, которая могла бы заменить ЕГЭ, нет. Поэтому предлагаю оставить сей экзамен в покое и доработать эту систему. Я понимаю, что у неё есть проблемы, поэтому хочу предложить свой взгляд на пути решения.
- Предложение 1. Пусть ЕГЭ сдают только те, кто намерен идти в вуз.
Если же выпускник хочет проложить обучение в колледже или пойти работать/искать себя, пусть у него будет право сдать основные экзамены в своей школе.
- Предложение 2. Хотелось бы, чтобы допуск к ЕГЭ в виде итогового сочинения или убрали, или доработали до адекватного минимума.
Итоговое сочинение — хороший способ познакомить учеников с разнообразной литературой, классической и современной, научить красиво и грамотно излагать свои мысли. Но не в нынешнем виде. Сейчас это профанация. Вот над этим еще нужно работать.
Предложение 3. Главная проблема современного образования
Ничего не изменится в системе образования, если отношение государства к труду учителей останется прежним.
Поймите: педагогов в школах и так мало осталось, а имеющихся словно добивают 2-3 ставками, низкой заработной платой и постоянными требованиями. Нет учителей — нет хорошего образования. Молодые талантливые учителя сейчас попросту не идут работать в школу (или же работают, пока есть запал, а после уходят в частную практику).
Будут хорошие, увлечённые своим делом учителя – любой экзамен станет ученикам по силам. Следует изменить отношение к подготовке педагогов, стараться привлекать их в школы.
Иначе картина останется прежней. Отменят ЕГЭ, а дальше?
Ученикам нужно будет готовиться к вступительным в вузы. В родной школе учителей нет, а имеющихся продолжают испытывать на прочность неадекватными требованиями. Качество обучения продолжит снижаться.
И готовиться к экзаменам все будут по-прежнему: кто-то с репетитором, кто-то самостоятельно (а это возможно!), а те, кому повезло со школой, — в родном учебном заведении.
Все останутся при своём. И никакие проблемы отмена ЕГЭ не решит. Все-таки это всего лишь форма оценивания знаний.