Найти в Дзене
Антон Владимиров

Так ли плох товарищ Дынин

Оглавление

Или, наоборот, так уж он хорош ? Правда ли то, что зрители, которые раньше ненавидели Дынина, теперь аплодируют ему ? Судьба одного из главных персонажей Евгения Евстигнеева в этом очерке, как пример противоречивого героя.

Кто поручится, что Иночкин не источник заразы ? Кто ?
Кто поручится, что Иночкин не источник заразы ? Кто ?

«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён» — сатирическая комедия, полнометражная дипломная работа Элема Климова, и очередное доказательство того, что первый блин далеко не всегда бывает комом.

С вами Антон Владимиров — писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю о персонаже Евгения Евстигнеева в картине «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён».

Картина

«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён» — достаточно простой фильм, с простыми конфликтами. Он понятен большинству зрителей, и, вроде бы, не содержит никакой многомерности. Таков и товарищ Дынин — простой советский человек, по сути, формалист и подхалим, который пресмыкается перед местным партийным начальником, вследствие чего полностью теряет свой авторитет, наивысший для зрителя в начале истории.

Падение тов. Дынина
Падение тов. Дынина

Почему Дынин — плохой

В принципе, вполне очевидно, что товарищ Дынин является подхалимом. Зрители, которые отрицают холуйство Дынина, смотрят на ситуацию лишь в контексте финала фильма, где вместо дочки начальника в костюме кукурузы оказывается Костя Иночкин. Но дело том, что в глобальной истории персонаж Евстигнеева организует это мероприятие с самого начала только затем, чтобы угодить этому начальнику. То есть именно на это направлена вся его деятельность с момента, когда начинается подготовка к балу-маскараду.

Мы бодры, веселы
Мы бодры, веселы

Кроме того, становится понятен и уклон в сторону пропаганды, агитации, и прочих крайне мерзких и неприятных вещей, которые не следует вкладывать детям в головы, тем более на летнем отдыхе. Честно говоря, я лично всегда был рад тому, что не застал это время. Я не хотел бы, хотя очень любил школу, чтобы её влияние распространялось на каникулы, тем более, таким способом. И доволен, что в наших старших классах не было портретов ни Ленина, ни Ельцина, ни Путина, никого. Только учёные и писатели, как и положено в школе. Никакой политики, пионерии, комсомола. Мы были в этом плане действительно свободными людьми.

Косички и хвостики у девочек заплетены с помощью верёвок
Косички и хвостики у девочек заплетены с помощью верёвок

Но в лагере Дынина царит совершенно другая обстановка. Лозунги, какие-то нелепые марши, совершенно абсурдные для отдыхающих такого возраста (хотя, а для какого возраста они не были абсурдны), постоянные запреты и ограничения. Также Дынин имеет осведомителя в среде детей, который докладывает ему обо всём, что происходит. Безусловно, это является аморальным в любой обычной, гражданской системе ценностей. Но Дынин ревностно охраняет созданную им систему управления лагерем, и потому не гнушается никакими методами. Он должен быть постоянно в курсе всего, и любой ценой.

Кто здесь ?
Кто здесь ?

В общем-то, Иночкин и есть тот самый супергерой, который ломает систему. Очевидно, что из-за наличия его и Дынина в сценарии этому фильму пытались перекрыть доступ к зрителю цензоры, посчитав его пародией и сатирой на хрущёвскую эпоху, каковой он на самом деле и является.

Когда его выгоняют в дверь, он лезет в окно
Когда его выгоняют в дверь, он лезет в окно

«Когда я их увидел, я почувствовал роскошь, идиотизм, до которого я бы никогда не догадался. Никакие мои эскизы не могли превзойти то, что получилось. Я был счастлив. Я засмеялся и сказал ребятам — бутафорам и живописцам: «Это так чудовищно прекрасно, что я вам очень благодарен». Они пожаловались на меня в партком, что я издеваюсь над ними» — рассказывал о пионерских скульптурах художник-постановщик фильма Борис Бланк.

Аллея пионеров. Жаль, надписей не видно.
Аллея пионеров. Жаль, надписей не видно.
Обратите внимание на скульптуру на заднем фоне.
Обратите внимание на скульптуру на заднем фоне.

Кстати, вдохновение бутафорам, весьма вероятно, придала «Девушка с веслом». В ней и абсурд, и монументальность, и советскость. Всё вместе. Но это не точно, просто моя абстрактная теория. Однако и такая работа могла принести проблем с цензурой.

Не случайно именно в бытность Климова первым секретарём правления Союза кинематографистов СССР были запущены реформы в кинематографии, большая часть которых касалась уничтожения цензуры, вплоть до возрождения и реабилитации так называемых «полочных фильмов». Именно благодаря Климову в конце восьмидесятых были отсняты многие смысловые картины о подростках и молодёжи. Также были сделаны ленты о наркомании, преступности, в числе которых был и фильм «Игла» — самая известная кинематографическая работа с Виктором Цоем.

Элем Климов на съёмках картины "Иди и смотри"
Элем Климов на съёмках картины "Иди и смотри"

Правда, на смену цензуре Госкино СССР пришла цензура самого Союза кинематографистов, но это уже совсем другая история, и её лучше рассказать отдельно.

Почему Дынин — хороший

Итак, нет сомнения в том, что заведующий склонен к угождению и пресмыканию перед номенклатурой. Но не стоит судить его слишком строго.

А у меня таких Иночкиных двести шестьдесят три
А у меня таких Иночкиных двести шестьдесят три

Во-первых, Дынин работает в партийной системе, где всё регулируется этой номенклатурой. Хорошо знакомый с системой пионерских лагерей в целом, он считает, что далеко продвинулся в её организации. В его лагере нет недостатков, присущих послевоенному времени, достаточно хорошо налажены снабжение, управление, и разграничение доступа. Поэтому гости лагеря должны гордиться тем, что попали в такое удачное место. Что, в общем-то, соответствует действительности. Он абсолютно уверен, что всё то, что делается с его ведома, приносит пользу отдыхающим, и государству в целом.

Дынин действительно стремится завоевать расположение чиновника. Но он делает это не с целью поиметь какие-то крохи с барского стола, коррупция его не интересует. Дынин находится в плену своего формализма, и искренне полагает, что так и нужно себя вести с высоким начальством. И в этом его принципиальное отличие от, скажем, царских холуёв, которые деятельны только ради подачек в собственный карман. Сам Дынин за себя не радеет — максимум, опасается потерять место заведующего, но вовсе не стремится как-то незаконно обогатиться. Он настоящий энтузиаст своего дела, и, при всех недостатках, достаточно быстро реагирует на любые неординарные события в стенах лагеря.

Дезинфекция костюмов. Вообще, логично, ведь стиральных машин в лагере не было.
Дезинфекция костюмов. Вообще, логично, ведь стиральных машин в лагере не было.

Притом, достаточно часто Евстигнеев иронизирует над своим персонажем — такая у него манера игры. Это проявляется во многих картинах, в том же «Золотом телёнке», «Место встречи изменить нельзя», «Берегись автомобиля», и многих других. В связи с чем не стоит в принципе рассматривать Дынина, как полностью серьёзного отрицательного героя. Скорее, это персонаж гротескный, трагикомический. Хотя, по классической драматургии, он является прямым антагонистом Иночкина, и создаёт для его миссии множество препятствий.

Эпилог

«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён» удивительно гармоничен. С одной стороны, в нём показан весь абсурд и идиотизм пропагандистской системы. С другой — беззаботное детство, отдых в лагере, который для многих является самыми счастливыми воспоминаниями прошлого. И персонаж Евстигнеева имеет отношение, таким образом, и к одному, и к другому.

Я же хотел, как лучше
Я же хотел, как лучше

Потому, нельзя точно приписать Дынину роль злодея или, наоборот, положительного персонажа. Очевидно, что, по отношению к главному герою, и к игровому миру фильма в целом, он находится на тёмной стороне. Тем не менее, некоторые его мотивации не так уж плохи, и продиктованы лишь заботой об отдыхающих. Также, не стоит забывать о том, что это сатира, что в ней широко используется гротеск, гиперболизация, абсурд.

А мы через речку, мальчик, прыгаем
А мы через речку, мальчик, прыгаем
Сам Евстигнеев отлично понимал, в чём миссия и ценность его персонажа, и никогда не давал к этому никаких сомнений. Ему также принадлежит изречение, из-за которого я ещё больше уважаю этого великого советского актёра, помимо его легендарной деятельности в театре и синематографе:

«Артистов, кинувшихся в политику, вообще понять не могу. Наша профессия позволяет со сцены или экрана сказать куда больше и, главное, проникновеннее, чем с трибуны».