Или, наоборот, так уж он хорош ? Правда ли то, что зрители, которые раньше ненавидели Дынина, теперь аплодируют ему ? Судьба одного из главных персонажей Евгения Евстигнеева в этом очерке, как пример противоречивого героя.
«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён» — сатирическая комедия, полнометражная дипломная работа Элема Климова, и очередное доказательство того, что первый блин далеко не всегда бывает комом.
С вами Антон Владимиров — писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю о персонаже Евгения Евстигнеева в картине «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён».
Картина
«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён» — достаточно простой фильм, с простыми конфликтами. Он понятен большинству зрителей, и, вроде бы, не содержит никакой многомерности. Таков и товарищ Дынин — простой советский человек, по сути, формалист и подхалим, который пресмыкается перед местным партийным начальником, вследствие чего полностью теряет свой авторитет, наивысший для зрителя в начале истории.
Почему Дынин — плохой
В принципе, вполне очевидно, что товарищ Дынин является подхалимом. Зрители, которые отрицают холуйство Дынина, смотрят на ситуацию лишь в контексте финала фильма, где вместо дочки начальника в костюме кукурузы оказывается Костя Иночкин. Но дело том, что в глобальной истории персонаж Евстигнеева организует это мероприятие с самого начала только затем, чтобы угодить этому начальнику. То есть именно на это направлена вся его деятельность с момента, когда начинается подготовка к балу-маскараду.
Кроме того, становится понятен и уклон в сторону пропаганды, агитации, и прочих крайне мерзких и неприятных вещей, которые не следует вкладывать детям в головы, тем более на летнем отдыхе. Честно говоря, я лично всегда был рад тому, что не застал это время. Я не хотел бы, хотя очень любил школу, чтобы её влияние распространялось на каникулы, тем более, таким способом. И доволен, что в наших старших классах не было портретов ни Ленина, ни Ельцина, ни Путина, никого. Только учёные и писатели, как и положено в школе. Никакой политики, пионерии, комсомола. Мы были в этом плане действительно свободными людьми.
Но в лагере Дынина царит совершенно другая обстановка. Лозунги, какие-то нелепые марши, совершенно абсурдные для отдыхающих такого возраста (хотя, а для какого возраста они не были абсурдны), постоянные запреты и ограничения. Также Дынин имеет осведомителя в среде детей, который докладывает ему обо всём, что происходит. Безусловно, это является аморальным в любой обычной, гражданской системе ценностей. Но Дынин ревностно охраняет созданную им систему управления лагерем, и потому не гнушается никакими методами. Он должен быть постоянно в курсе всего, и любой ценой.
В общем-то, Иночкин и есть тот самый супергерой, который ломает систему. Очевидно, что из-за наличия его и Дынина в сценарии этому фильму пытались перекрыть доступ к зрителю цензоры, посчитав его пародией и сатирой на хрущёвскую эпоху, каковой он на самом деле и является.
«Когда я их увидел, я почувствовал роскошь, идиотизм, до которого я бы никогда не догадался. Никакие мои эскизы не могли превзойти то, что получилось. Я был счастлив. Я засмеялся и сказал ребятам — бутафорам и живописцам: «Это так чудовищно прекрасно, что я вам очень благодарен». Они пожаловались на меня в партком, что я издеваюсь над ними» — рассказывал о пионерских скульптурах художник-постановщик фильма Борис Бланк.
Кстати, вдохновение бутафорам, весьма вероятно, придала «Девушка с веслом». В ней и абсурд, и монументальность, и советскость. Всё вместе. Но это не точно, просто моя абстрактная теория. Однако и такая работа могла принести проблем с цензурой.
Не случайно именно в бытность Климова первым секретарём правления Союза кинематографистов СССР были запущены реформы в кинематографии, большая часть которых касалась уничтожения цензуры, вплоть до возрождения и реабилитации так называемых «полочных фильмов». Именно благодаря Климову в конце восьмидесятых были отсняты многие смысловые картины о подростках и молодёжи. Также были сделаны ленты о наркомании, преступности, в числе которых был и фильм «Игла» — самая известная кинематографическая работа с Виктором Цоем.
Правда, на смену цензуре Госкино СССР пришла цензура самого Союза кинематографистов, но это уже совсем другая история, и её лучше рассказать отдельно.
Почему Дынин — хороший
Итак, нет сомнения в том, что заведующий склонен к угождению и пресмыканию перед номенклатурой. Но не стоит судить его слишком строго.
Во-первых, Дынин работает в партийной системе, где всё регулируется этой номенклатурой. Хорошо знакомый с системой пионерских лагерей в целом, он считает, что далеко продвинулся в её организации. В его лагере нет недостатков, присущих послевоенному времени, достаточно хорошо налажены снабжение, управление, и разграничение доступа. Поэтому гости лагеря должны гордиться тем, что попали в такое удачное место. Что, в общем-то, соответствует действительности. Он абсолютно уверен, что всё то, что делается с его ведома, приносит пользу отдыхающим, и государству в целом.
Дынин действительно стремится завоевать расположение чиновника. Но он делает это не с целью поиметь какие-то крохи с барского стола, коррупция его не интересует. Дынин находится в плену своего формализма, и искренне полагает, что так и нужно себя вести с высоким начальством. И в этом его принципиальное отличие от, скажем, царских холуёв, которые деятельны только ради подачек в собственный карман. Сам Дынин за себя не радеет — максимум, опасается потерять место заведующего, но вовсе не стремится как-то незаконно обогатиться. Он настоящий энтузиаст своего дела, и, при всех недостатках, достаточно быстро реагирует на любые неординарные события в стенах лагеря.
Притом, достаточно часто Евстигнеев иронизирует над своим персонажем — такая у него манера игры. Это проявляется во многих картинах, в том же «Золотом телёнке», «Место встречи изменить нельзя», «Берегись автомобиля», и многих других. В связи с чем не стоит в принципе рассматривать Дынина, как полностью серьёзного отрицательного героя. Скорее, это персонаж гротескный, трагикомический. Хотя, по классической драматургии, он является прямым антагонистом Иночкина, и создаёт для его миссии множество препятствий.
Эпилог
«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён» удивительно гармоничен. С одной стороны, в нём показан весь абсурд и идиотизм пропагандистской системы. С другой — беззаботное детство, отдых в лагере, который для многих является самыми счастливыми воспоминаниями прошлого. И персонаж Евстигнеева имеет отношение, таким образом, и к одному, и к другому.
Потому, нельзя точно приписать Дынину роль злодея или, наоборот, положительного персонажа. Очевидно, что, по отношению к главному герою, и к игровому миру фильма в целом, он находится на тёмной стороне. Тем не менее, некоторые его мотивации не так уж плохи, и продиктованы лишь заботой об отдыхающих. Также, не стоит забывать о том, что это сатира, что в ней широко используется гротеск, гиперболизация, абсурд.
Сам Евстигнеев отлично понимал, в чём миссия и ценность его персонажа, и никогда не давал к этому никаких сомнений. Ему также принадлежит изречение, из-за которого я ещё больше уважаю этого великого советского актёра, помимо его легендарной деятельности в театре и синематографе:
«Артистов, кинувшихся в политику, вообще понять не могу. Наша профессия позволяет со сцены или экрана сказать куда больше и, главное, проникновеннее, чем с трибуны».