- Ты веришь в Бога?
- Да, но без фанатизма!
Думаю, многие были участниками такого диалога, но не многие задумывались, что стоит за таким ответом.
Чтобы не лезть в дебри размышлений, я, судя по себе (как это свойственно людям), сразу скажу, что за таким ответом скрывается невежество, лень, смущение, страх что-то менять в своей жизни и безответственность.
Невежество заключается в отсутствии знаний о своей вере, о том, чего ждёт от нас Бог, для чего существует Церковь, и что я, как христианин, должен делать, чтобы моя вера не была мертва.Так как по словам апостола Иакова: "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?" (Послание Иакова 2:19-20).
Лень, очевидно, заключается в нежелании что-то делать, что-то узнавать, ведь всегда удобнее плыть по течению. Однако, по словам Господа нашего: "От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Евангелие от Матфея 11:12).
Смущение выражается в каком-то внутреннем дискомфорте открыто исповедовать свою веру и страхе, что подумают о тебе другие.
По этому поводу хочется рассказать одну интересную историю, связанную с моими отцом.
Мы с братом тогда уже прочитали Евангелие и стали размышлять на тему веры. Я благополучно разоблачил для себя сектантов. Брат начал проповедовать отцу и дал ему Новый Завет синодального перевода.
И вот сидит папа на работе во время обеда и читает Евангелие, вдруг заходит его коллега и, увидев в руках отца Новый Завет, говорит:"Чё, в веру ударился?!" Папа ответил:"Да нет, просто читаю".
Этот работник, видимо удовлетворённый ответом, вышел и пошел куда-то по своим делам. А отец открыл Евангелие на следующих словах:"Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами" (Евангелие от Матфея 8:38).
Отец тут же выбежал в след за своим коллегой, догнал его и говорит:"Да, я верующий!". Коллега опешил:"ну, хорошо, хорошо, молодец!".
Эта ситуация показывает, что ничего страшного или стыдного нет в том, чтобы открыто исповедовать свою веру. Скорее наоборот, это вызывает уважение.
По поводу страха что-то менять в своей жизни тоже есть интересная история.
Когда я пришел на самый первый курс-альфа (из истории "как я чуть не попал в секту"), там было несколько человек таких же "новичков" как и я. И вот начали мы изучать Евангелие, и лектор стала объяснять, что такое блуд (интимная близость вне брака). Вдруг встаёт один парень и спрашивает:"Подождите, то есть вы хотите сказать, что до брака нельзя быть с девушками?" Лектор:"ну да, конечно, это смертный грех". Парень:"Ну, тогда мне с вами не по пути" - и ушел...
На мой взгляд, это яркий пример "верю, но так, без фанатизма", то есть номинально - никак. Именно о такой вере и сказал Апостол Иаков:"вера без дел мертва".
По поводу безответственности тут все предельно просто. Любые взаимоотношения предполагают какие-то взаимные обязательства - ты мне, я тебе. То есть не только брать, но и отдавать.
Опять же по словам Апостола Иакова:" Что́ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?
Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе".(Послание Иакова 2:14-17).
Вопрос веры это не просто вопрос нравственности и морали. Это, пожалуй, самый главный вопрос в жизни человека, ведь на кону стоит целая вечность - вечная жизнь или вечная погибель. Поэтому относиться к своей вере "так, без фанатизма" - это безответственно по отношению к своей участи в вечности.
Кому я все это пишу, кого обличаю? Да, прежде всего себя обличаю и себе пишу! Очнись, душа, достаточно ли ты делаешь для Бога? Но разве кто-то может сказать, что достаточно, если Сам Господь учит:"Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать".(от Луки святое благовествование 17:10).
Но и чего должны не делаем... Вот и весь "фанатизм"...